Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 771 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
02:29, 30 ноября 2010

Лозунг «Проснись казах» еще более актуализируется в XXI столетии…

Blog post imageПризнаться по правде, чертовски приятно чувствовать себя награжденным. Особенно приятно это тому, кого по жизни награждали не так уж и много. А все оттого, что часто говоришь то, что думаешь, когда лучше промолчать. Поэтому и сам себе виноват.

Так я думал после того, как мне Ералы Тогжанов вручил от имени Ассамблеи народа Казахстана благодарственное письмо «За весомый вклад в этножурналистику». А вместе с ним и денежный приз в сто пятьдесят тысяч тенге, которые я тут же и поспешил потратить, купив ноутбук для себя, о котором давно мечтал, (иначе, что я за журналист?!), и новый компьютерный монитор для своих дочерей.

И поскольку на эти деньги я вообще не рассчитывал, и в домашнем бюджете они у меня прописаны не были, то и тратить их было легко, без особого угрызения совести. Я чувствовал себя в компьютерном магазине неким казахским Ротшильдом, и поэтому под обманчиво-уважительные взгляды продавцов купил еще к ноутбуку мышку. Как говориться, кутить, так кутить, режь последний огурец!

И вот здесь я хочу сказать. Когда-то мои убеждения казались кому-то запредельными, фантастическими, на фоне идеологических антиказахских измышлений Масанова и подобных ему личностей. Единственная русскоязычная газета, в которой я и мне подобные могли высказывать открыто свои мысли – это была «Казахская правда» Алдана Аимбетова. За что я старику премного благодарен. Хотя и не всегда с ним соглашался. Наши места в те годы были на общественной галерке.

А вот теперь оказалось, что правы- то были мы, а не все эти масановы, срыбных и своики. И государственность наша строится не на полном отрицании, а на признании казахского патриотизма, возрождении национального самосознания, национального духа.

Начало заложено, но каким будет его дальнейшее продолжение? И вот об этом хотелось бы мне поговорить особо. Попробую заглянуть хотя бы не в столь отдаленное будущее, каким оно мне представляется. Как – то я разговаривал с одним узбеком, и вот какую интересную мысль он высказал. Он сказал: «Посмотрите, что происходит у нас в Узбекистане и у вас в Казахстане. Если у нас отец – пекарь, то и сын его будет печь лепешки до скончания века, у дехканина и сын будет земледельцем. А у вас даже самый бедный казах старается дать своему отпрыску высшее образование. И оттого такие разительные перемены в экономике у вас, на фоне нынешнего бедственного состояния у нас, в Узбекистане».

Причем, Казахстан едва ли не единственная среднеазиатская республика, в которой такое повышенное внимание уделяется образованию, не только со стороны государства, но и со стороны населения. И так было и в годы советской власти.

Полагаю, тому «виной» Абай с его «Назиданиями». Абай способствовал поднятию национального духа казахов, он пробудил казахскую интеллигенцию начала XX века, а уже та бросила в массы клич «Оян, казах» (Проснись, казах). И нация пробудилась.

Причем лозунг этот не теряет актуальности и сегодня, в XXI столетии. Напротив, в условиях построения независимого государства, открытого всему миру, он еще более актуализируется. Оян, казах. Казах, не спи. Не время.

А с другой стороны, большой мир подкидывает нам наживку в виде огромного океана информации на английской языке, в виде всяческих цивилизационных благ и соблазнов, всех этих «Хаммеров», «Тойот» и «Мерседесов». И мы эту наживку будем проглатывать, мы будем меняться, поскольку это неизбежно.

Поэтому и полагать, что сегодня становиться возможным полноценное возвращение казахов к прежним ценностям – это тоже наивно. Скорее, в ближайшем будущем произойдет некий синтез старых традиций с новым цивилизационным началом. Материальных благ будет больше, но жизнь от этого не станет легче. Напротив, все еще более усложниться. Счастье все так же останется товаром штучным.

Вероятно, в новом столетии казахи перестанут вовсе потреблять алкоголь. И не потому, что все поголовно станут мусульманами, а потому что это станет не модным. Как выйдет из моды и привычка курить сигареты. Хотя в списке национальных предпочтений будут оставаться все те же кумыс, шубат, казы, карта, бешбармак. Поскольку беш – это наше все.

Думаю, вновь войдет в моду и юрта. Во всех курортных местах будут создаваться специальные этноаулы, где туристам из разных стран будет предлагаться национальные блюда, что в купе с прогулками на лошадях и стрельбами из лука станет нашим туристическим брендом.

Полагаю также, что в наших национальных СМИ все меньше места будет отводиться материалам о жизни в современной России. Культурные связи с этой страной ослабевают, старые киноленты и киногерои сдаются в архив.

И вместе с тем в самом Казахстане заканчивается период антиколониальной журналистики. На смену которой приходит журналистика, акцентирующаяся сугубо на внутренних проблемах государства. Поэтому и критических материалов о соседней стране в казахских СМИ будет тоже меньше. Россия перестает быть для нас интересной державой, поскольку в плане духовных ценностей, в плане новых открытий и идей, она нам ничего интересного предоставить не может. А те же бандитские и ментовские сериалы о жизни современной России у большинства казахов ничего, кроме бурных приступов тошноты, не вызывают. Америка, Япония, Корея, Китай, Турция – вот те государства, на которые будет засматриваться и ориентироваться наша молодежь в ближайшие годы. Что она уже и делает.

Также признаюсь честно, что в середине и конце девяностых годов, когда к власти в республике усиленно рвались наши оппозиционеры – либералы, исповедовавшие лозунг, согласно которому «ради торжества демократии не жалко отдать и несколько наших северных областей России», я уповал на автократию. Поскольку полагал не без веских оснований, что с нашими оппозиционерами легко довести страну до цугундера.

Но сегодня изменились общественные настроения, страна изменилась. И это уже долговременный тренд. Что ведет неминуемо и к смене политических вех. Полагаю, в не столь уж и отдаленном будущем появиться новая оппозиционная сила, выстроенная на позициях укрепления казахской государственности. И если «Нур-Отан» называет себя демократической партией, то по аналогии с американцами, новая партия может считать себя республиканской, консервативной.

Вот эти две партии и будут, в конечном итоге, вести борьбу за власть в стране через институт свободных и честных выборов. По крайней мере, все говорит о том, что подобный сценарий в нашей стране вполне реализуем. Ведь это лучший способ прохождения большой исторической дистанции без особых потрясений, стагнации и потерь.

Серик МАЛЕЕВ

0
881
0