Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
00:46, 22 ноября 2010

Герольд Бельгер. Плетенье чепухи… О лидере и лидерстве

Blog post imageПродолжение

К таким лидерам одно­значная мера никак не подходит. «Чингисхан, – пишет, например, Джон Мэн, – был и остается и героем, и святым в своем народе, а также массовым убийцей, безжалостным к своим жертвам». Тут, как говорится, не прибавить, не убавить. Не надо только впадать в крайности, как это у нас, в Казахстане делают два именитых Мухтара – Шаханов и Магауин: первый видит в «потрясателе вселенной» исключительно кровожадного убийцу, тирана, разрушителя, варвара, предводи­теля дикой орды, свирепого врага цивилизации, а второй – мудрого и благостного пращура, объеди­нителя племен, кланов и народов, творца империи номадов. Джон Мэн, возможно, тоже идеализи­рует своего героя, видит в нем преимущественно позитивные ка­чества и достоинства. Мэн пишет о Чингисхане-лидере: «Он стал ге­роической фигурой, как Монго­лии, так и Китая, несмотря на зло, которое он причинил человече­ству. Несомненно, у него были и положительные качества. Так, на­пример, он имел возможность по­лучить невиданную прибыль от своих завоеваний, но не восполь­зоваться ею, по крайней мере, в личных целях. Он не был коррум­пированным, а был лидером вдох­новляющим, открытым, любозна­тельным, щедрым, убеждающим и многим другим. Такие качества редко встречаются у деспота, и потому он достоин того, чтобы его изучали».

Выписав последнюю цитату, опять задумался: ну, можно ли утверждать, что они не коррумпи­рованы, что они открыты, любоз­нательны, щедры, убеждающи, вдохновляющи? Сомнительно. А тут еще подхалимы-лизоблюды, аллилуйщики-поэты, писатели-жарапазаншы, ученые-шаманы начинают дурить, воспевая ли­дера на все лады, вознося до не­бес, сравнивая его то с пророком-пайгамбаром, то с те­нью Аллаха на земле, то с проро­ком Ноем, то с великим акыном, то    с     несравненным мудрецом-данышпаном, то       с       трехкрылым сункаром-орлом, опре­деляя ему место в первой строке священной книги (по  распоряжению  са­мого Бога, к которому с трудом пробился архан­гел), уподобляя его, саруара нашего, с Ататюрком, с Неру, с Шарлем де Голлем, с Аденауэром, с Чер­чиллем,   с  библейским Моисеем. Все эти при­меры недавно обнародо­вал в газетах неистовый Мухтар Шаханов, и я мог бы этот список увеличить раз в пять. Но мне не­удобно:   во-первых,   не хватит газетной площади, во-вторых, большинство этих аллилуйщиков-пятколизов мои добрые знакомые или друзья.

Возникает вопрос: нужно ли это подлинному лидеру? Или та­кова азиатская ментальность? Не­ужели подхалимы не испытывают стыда? Неужели и Ангелу Меркель какой-нибудь немец так воспе­вает? Или Саркози? Или Медве­дева? Или Обаму? Астапыралла! Стоят ведь смиренно в длинной очереди наши народные и заслу­женные поэты и прозаики, ученые и разные «зиялы», стоят колено­преклоненно, с протянутой рукой, выдумывая в творческих муках выспренние сравнения, опреде­ления, эпитеты и умоляют-клянчат: «Ну, дай, дай хоть что-нибудь, ну хоть медальку, хоть орденок, хоть премию, какое-нибудь званьице, или хотя бы гра­мотешку, благодарственное пись­мецо, или – еще лучше – подсоби в выгодной продаже запущенного здания казахского ПЕН-клуба».

Отчего такое бесстыдство? От непонимания сущности настоя­щего лидера. Для многих лидер – всего – навсего начальник, пахан, хозяин, денежный мешок, дойная корова, сатрап, благодетель. От­сюда многие общественные недо­разумения, глупость и нонсенс.

Вот еще максима Джона Мэна.

«Великие лидеры не появля­ются из ниоткуда». Конечно. Само собой. Иначе получится: из грязи в князи. А это лидер сомнитель­ный. Чтобы стать подлинным и об­щепризнанным лидером, необхо­димы гены (то, что казахи назы­вают «тек»), происхождение, вос­питание, образование, характер, самосознание, цель. Писателю Калихану Искакову принадлежит отменная фраза: «От мусора рож­дается мусор». Или «Сегодняш­ний сопливый мальчишка завтра станет мокроносым старцем». Тому свидетельство – вся история человечества. Прочтите книгу Сейдахмета Куттыкадама «Служе­ние нации», в которой приводятся десять мировых примеров управ­ления государством.

Продолжение следует

0
259
1