Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
11:04, 13 февраля 2011

как я в бизмейкер на семинар ходил.

Если попробовать в немногих словах описать происходившее вечером одиннадцатого февраля в бизнес-центре BizMaker, получится «Рассказ о том, что вроде бы и знал, но не связывал между собой». И я, записывая возникающие по ходу изложения вопросы, через 10 минут их вычёркивал, потому, что ответ следовал незамедлительно, без всякого на то моего участия.

Семинар длился более двух часов, но время пролетело незаметно. Господин Шахмардан Айтбаев или, как он отрекомендовался, Шах, очень увлечённый своим делом человек. Это видно невооруженным взглядом. Своеобразная жестикуляция, выписывание на доске и флипчарте поясняющих пунктов, широкие шаги.

Если задать вопрос – «Кто такой предприниматель, и что его отличает от других людей?», то многие, я думаю, ответят – «Талант» или «жилка» а то и «судьба». Господин Шах даёт такое определение: «бизнесмен – это мироощущение и стиль жизни».

Я думаю, многие примеряли на себя слово «бизнесмен». Но скажите мне, положа руку на сердце, у скольких примерявших есть своё дело? По грубым оценкам преподавателей школы, из первого потока примерно 30% процентов начали свой бизнес. Вдумайтесь. Треть. Как минимум «судьбу» можно исключить из списка необходимых отличительных черт бизнесмена.

Что у нас там есть ещё? «Предпринимательская жилка». Хорошее определение. А что оно значит в общем случае? Умение доводить дело до конца, умение найти покупателя продукта, поставщика сырья и переработчика сырья в продукт, а также того, кто будет транспортировать продукт и сырьё из пункта в пункт. В предельном случае – это один и тот же человек. Сам предприниматель. И тысяча вариантов, распределения ролей во всех остальных случаях.

Касаемо таланта. Великие бизнесмены, несомненно, талантливы. Не поспоришь. И не буду спорить. Но это свойство не является необходимым. Человек, открывающий магазинчик торгующий свежей рыбой или компакт-дисками не обязан блистать талантами. Вполне достаточно обычных средних умений и навыков в пределах «предметной области».

Если идти по пунктам. Куда в нашем мире без пунктов?

верхний уровень составляет отличие предпринимателя от менеджера

ПредпринимательМенеджер
Человек «Действия»Человек «Знаний»
Создает эффективный бизнес проектУправляет бизнесом
Создает цепочку добавленной стоимостиОптимизирует бизнес процесс, снижает себестоимость продукции
Создает новые идеи и направления бизнесаПоддерживает и расширяет бизнес

Расписывать не буду, потому, что определения достаточно ёмкие.

Базовый алгоритм предпринимателя господин Шах рисует так:
1. Потребности. В первую голову – потребность быть предпринимателем. А далее по пирамиде Маслоу.
2. Целеполагание. (себе/бизнесу)
3. Планирование (бизнес-плнирование)
4. Схема бизнеса.
5. Вложение денег
И всё это господин Шах уравнивает к термину «предпринимательство» или «действие»

На каждый из пунктов проецируются предпринимательские компетенции, или умения. Заметьте, не таланты или судьбы, а умения. Другими словами – «поведенческие навыки» кстати, vasilisa, если вы это прочитаете, добавьте, пожалуйста, ваше определение, к своему стыду я его не запомнил и не записал, но оно мне очень понравилось.

Умение создавать идеи для бизнеса. Очень здорово, если человек может спрогнозировать развитие рынков или технологий на годы вперёд, разглядеть нишу, которой сейчас нет, сообразить выйти с рынка или войти на новый рынок вовремя. Некоторая доля предвидения развития ситуации не мешает, но для дела «здесь и сейчас» оно не является необходимым.

Самоорганизация вкупе с самомотивацией. Эта компетенция тесно увязана с потребностями, целеполаганием и планированием. Оттого, как человек ставит себе цели, как мотивирует себя и наёмников или делегатов на их достижение, чем руководствуется в принятии решений. К примеру, метод принятия решений на уровне «нравится- не нравится», «могу- не могу», «хочу-не хочу» может, при применении в делах сыграть дурную шутку с субъектом бизнеса, в самый нужный момент оставив его без мотивации. Более действенный метод – принимать решения исходя из соотношения «надо- не надо», что, как выразился Шах, чревато самонасилием, чего он лично очень не любит, и, более щадящий вариант «целесообразно – не целесообразно». Целесообразно ходить на встречи с представителями банков или власти, нецелесообразно с первых доходов брать навороченный личный автомобиль. Простая, казалось бы, логика, но, чтобы начать руководствоваться этим принципом, необходимо сделать личное усилие, как минимум. К этой же компетенции примыкает работа со страхами. Не борьба, а работа. Страх – это нормальное человеческое чувство, базирующееся на инстинкте самосохранения и столкновения с новыми обстоятельствами. Работа со страхом, умение осознать и понять причину страха, принять решение, создать страховочные обстоятельства, тоже поддаётся тренажу. И, не малую долю в самоорганизацию вносит перенастройка практики «результат = отсутствие результата + красивая история поражения» на «результат = результат + саксесс стори». Перестать рассказывать «мы шли, обошли яму, перегруппировались, обошли другую, тут третья, а потом на нас упал камень, вот обломки реактора » очень трудно. Но тоже возможно.

Знание основ экономики и менеджмента. Курс (MBA) – это очень здорово, но чтобы начать, весь он не нужен в полном объёме. Достаточно понимать, как денежные потоки взаимодействуют вчерне, всё остальное может сделать наёмник. Важно понять, когда и кого стоит нанимать.

Схематизация бизнеса. Умение строить цепочки сырьё-логистика-переработка-продажа плюс ветки государство и финансы. Это корень всего. Самая хорошая бизнес-идея останется пшиком, если не придумать, у кого взять сырьё, кто переработает сырьё в продукт, и кому потом продукт будет продан, и наконец, где взять денег вначале. Умение строить схемы превращения ресурсов и появления добавочной стоимости – самое основополагающее.

Коммуникативность. Коммуникабельность. Умение общаться. Основная мысль, что в процессе построения и развития бизнеса всякая коммуникация должна быть взаимовыгодной. Т.е. когда вы договариваетесь со всеми узлами вашей схемы, любая попытка «наебизнеса» рано или поздно сработает против вас. Один из самых основополагающих навыков, в силу невозможности вести дела без переговоров.

Сквозная мысль, пронизывающая весь семинар звучит так (в моём понимании): «если вы чего-то не умеете делать в дисциплинах составляющих бизнес: менеджмент, бухучёт, логистика, стратегическое планирование, наём работников, обеспечение безопасности, риск-менеджмент и прочие дисциплины MBA – это всегда можно перепоручить, делегировать или выучить в пределах, достаточных для начала ведения дел».

Потом были вопросы. Много и разных. Я не думаю, что имеет смысл передавать весь поток, отмечу лишь те, которые мне показались интересными. Во первых, всё вышеизложенное - в школе преподаётся. По вечерам и в выходные дни. В течении 560 учебных часов. В три "транша", в виде тренингов с домашними заданиями. Во вторых, то что касается лично меня. Бизнес лучше начинать с партнёрами. Но не с друзьями. В силу того, что мотивация партнёра - обоюдная выгода. Мотивация друга - вещь загадочная и подсчёту не поддающаяся. Один - нигде не воин. кроме частного извоза и других подобных занятий.

И в завершении добавлю, что на самом деле семинар является рекламой школы «Bizmaker», но рекламой качественной, в исконном понимании термина. Рассказ о товаре. Донести до человека, присутствующего на семинаре мысль, что «не боги горшки обжигают» и что «стать предпринимателем может каждый, того пожелавший» у господина Шаха, думаю, получилось. Всю информацию о школе можно найти на их сайте, а я лишь добавлю, что очень серьёзно раздумываю о поступлении в данное учебное заведение.

0