Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 772 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
00:51, 28 октября 2010

«Социальная сеть»: этика и эстетика Дэвида Финчера

Blog post image

Те, кто предрекал Финчеру очередной шедевр, похоже, не ошиблись. Верный себе, один из лучших режиссеров современности, создал из биографии основателя крупнейшей в мире социальной сети динамичный, выверенный и «вкусный» фильм. Теперь Финчеру во весь голос пророчат пару-другую золотых статуэток грядущей весной.

В официальный прокат в Казахстане «Социальная сеть» выходит уже сегодня. За месяц, который прошел с мировой премьеры фильма, картина заработала уже почти 100 миллионов долларов, вдвое окупив свое производство.

Хронометраж «Социальной сети» - 120 минут, не так много для Финчера, но довольно ощутимо для зрителя. Однако режиссеру удалось пронизать картину такой динамикой, что два часа пролетают незаметно, больше того – титры вызывают удивление: как, уже все? Сюжет и фабула картины разделились - параллельно зритель наблюдает две истории: собственно хронология создания «фейсбука» и судебное разбирательство уже прославившегося основателя сети Марка Цукерберга с его партнерами. Такое построение фильма может показаться очередным воплощением банальной идей с флешбэками, если бы не диалоги. Диалоги – первое большое достоинство «Социальной сети».

Эпизоды прошлого (студенческие годы Цукерберга) и настоящего (суд) плавно перетекают друг в друга не вызывая отторжения и кризиса внимания оттого, что диалоги как будто и не заканчиваются вовсе. Вот Марк объясняет что-то своему адвокату, а в следующий момент об этом же говорит его партнер в студенческой общаге много месяцев назад. Одним словом, никакой «дерганности», все плавно и ровно, но вместе с тем захватывающе, словно на экране не драма, а фееричный детектив.

Диалоги диалогами, но без актеров, которые их произносят, должного эффекта не будет. И тут Финчер попал в самую точку. Хотя на экране нет ни одного именитого актера, состав, несомненно, удачен. Основных героев в картине трое: сам Марк Цукерберг (Джесси Айзенберг), первый финансовый директор facebook.com Эдуардо Саверин (Эндрю Гарфилд) и «плохой мальчик», раскрутивший ресурс, Шон Паркер (Джастин Тимберлейк). Лучшего из тройки выделить непросто, даже Тимберлейк отыграл так, что впору называть его не играющим певцом, а поющим актером. Но Айзенберг переиграл всех – большинство критиков сходятся на том, что именно этот 27-летний актер, которого знали, пожалуй, лишь по фильму «Добро пожаловать в Зомбилэнд», принесет «Социальной сети» «Оскар» за лучшую мужскую роль.

«Социальную сеть» Дэвид Финчер снимал отнюдь не для живущих в сети. Обладатели страничек во всех возможных соцсетях, разумеется, услышат массу знакомых слов вроде «стены», «статуса», «семейного положения» и улыбнуться над ними, но фильм-то не о «фейсбуке», по большому счету. Он в чем-то об одиночестве, о больших деньгах, о разности человеческих характеров, цене настоящей дружбы, достижении целей, да много о чем. Недаром в официальном описании фильма жанр «драма» стоит перед «байопиком». Только, как это любит Финчер, мораль здесь лежит не на поверхности, так что «Социальную сеть» оценят и те, кто эту мораль нашел, и те, кто спокойно обошелся без поисков истины, а просто посмотрел красивое и занимательное кино.

P.S.: Если россиянам придет в голову купить права на съемки аналога «Социальной сети» и посвятить фильм Павлу Дурову и его детищу, у меня есть предложение сделать картину в жанре криминального боевика. По сюжету, миллионы пользователей «ВКонтакте» собирают деньги, чтобы нанять киллера для автора их любимой социальной сети. Причина агрессии объясняется просто: «ВКонтакте» стену заменили на микроблоги

0