Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
20:32, 19 октября 2010

Карта маскировки

маскировка

Мировой экономический кризис принес огромные потери воротилам бизнеса, однако это ничто по сравнению с миллионами безработных, которые потеряли неизмеримо больше – источник существования. Как утверждает Международная организация труда (МОТ), рост безработицы достиг в этом году исторического максимума – 210 млн человек. Такого количества безработных в истории еще не было. И, скорее всего, это ещё не предел. Поскольку, как отмечает руководство МОТ, практически нет признаков скорого снижения безработицы. Эксперты прогнозируют дальнейший рост числа оставшихся без работы людей. Причём особое опасение вызывают развитые страны.

По оценкам организации, в ближайшее десятилетие нужно создать 440 млн новых рабочих мест для участников рынка труда. Задача почти невозможная, если учесть достаточно низкий сегодня темп роста мировой экономики.

В нашей стране, однако, все выглядит вроде как благополучно. Безработица держится на стабильном уровне и даже имеет тенденцию к снижению. Как утверждает статистика, уровень безработицы в Казахстане в сентябре снизился до 5,6% с 5,7% в августе. Но, с другой стороны, если учесть, что именно в сентябре во всех регионах полным ходом активизировались работы по подготовке к зиме, а приближение Азиады сильно стимулирует строительно-ремонтную деятельность в Астане и Алматы, то вышеуказанное снижение совсем незначительно. Это значит, что много людей все-таки потеряли работу, хотя число привлеченных все же немного превышает количество уволенных. А что будет, когда наступит зима? А ремонт труб и дорог закончится? Пройдет Азиада, и про спортивные сооружения все забудут на ближайшие несколько лет? Куда пойдут безработные?

На мой взгляд, наша основная проблема не в безработице, а в некачественной занятости. И это тоже результат сырьевой направленности экономики и отсутствия диверсификации в сторону производственного сектора. Ведь на добывающих предприятиях работает относительно небольшой процент трудоспособного населения страны, однако основу ВВП составляют доходы от деятельности именно этих предприятий. В итоге вся экономика держится на труде незначительного количества людей, а все остальные трудоспособные индивиды недостаточно рационально расходуют свою рабочую силу, поскольку не создают значительных материальных ценностей для государства. Сельчане, составляющие практически половину населения страны, еле сводят концы с концами и в основном живут за счёт огорода, небольшого количества скота, пенсий, детских и прочих пособий, а также зарплат бюджетников. В копилку государства от них практически ничего не попадает, и даже наоборот – они являются постоянными иждивенцами. Малый и средний бизнес, который и так занимал совсем небольшое место в общей структуре занятости, сократил всех, кого мог. И сейчас работает на максимальном минимуме.

Более-менее стабильной группой занятых являются бюджетники и госслужащие, однако и их положение незавидное, учитывая недавнее сокращение чиновников на 26 тысяч человек. Эти сокращённые пополнили ряды безработных, будущее которых весьма туманно, несмотря на «дорожные карты» и другие программы правительства. Конечно, надо признать, что государство максимально старается удерживать безработицу на приемлемом уровне, искусственно создавая рабочие места и обеспечивая переподготовку кадров. Однако эти программы по борьбе с безработицей лишь временно маскируют проблему. Иными словами, это не «Дорожная карта», а «Карта маскировки». Реальное же изменение ситуации возможно только при условии кардинального изменения структуры экономики.

Сейчас получается, что государство прилагает большое количество усилий, чтобы создать рабочие места, которые объективно не востребованы экономикой. Конечно, они приносят общественное благо, но в конечном итоге такая ситуация свидетельствует о некачественной занятости. Ведь все эти трудоустроенные на общественных работах изначально являются кандидатами на увольнение.

Таким образом, можно ожидать, что к новому году у нас всё-таки будет рост безработицы. Во-первых, закончатся сезонные работы и достроятся недостроенные объекты. Во-вторых, малый и средний бизнес ещё не скоро восстановит прежние объёмы, учитывая вступление в Таможенный союз и снижение потребительского спроса населения. В-третьих, государственный механизм теряет свою эффективность – если судить по огромным суммам неосвоенных бюджетных средств, которые тоже вносят свою лепту в увеличение безработицы.

Конечно, есть большая надежда на «Дорожную карту бизнеса». Однако снижение эффективности государственного механизма может и здесь привести к задержкам реализации проектов. Для чиновников и воротил бизнеса несколько месяцев мало что значат. А для простых работников даже один месяц без работы грозит голодным существованием его семье. Поэтому, несмотря на заявления ответственных людей, что кризис в стране закончился, объёмы финансирования общественных и временных работ уменьшать нельзя.

Также нельзя забывать, что сейчас на рынке труда наиболее уязвимой частью является молодёжь. Ведь поколение, родившееся в восьмидесятые, наиболее многочисленное. Как известно, тогда наблюдался всплеск деторождаемости, и сейчас эти самые выросшие дети испытывают большие трудности с трудоустройством из-за отсутствия свободных рабочих мест и высокой конкуренции на рынке труда.

Будем надеяться, что мировые тенденции увеличения безработицы все-таки не будут распространяться на нас и наше государство и общество смогут противостоять этим вызовам. Для того чтобы новые рабочие места были реальными и качественными, они должны быть востребованы самой экономикой и их генерирование должно исходить из предпринимательского сектора. Поэтому самый лучший способ борьбы с безработицей – это создание максимально стимулирующих условий для развития бизнеса.

Опубликовано в Газете "Мегаполис" от 18.10.2010г.

0
348
2