Yvision.kz
kk
Popcorn
Popcorn
Popcorn
3 932 постов66 подписчиков
Это проект о хорошем, качественном кино
0
01:04, 18 октября 2010

Хранители / Watchmen (2009)

... если Господь и видел нас тогда — он решил не вмешиваться.
Роршах

Blog post imageСобственно:
Часы Судного Дня застыли без пяти минут двенадцать — мир стоит на пороге ядерной войны и за дверью кто-то вот-вот нажмет на красную кнопку звонка. Это — альтернативная история мира, мира, в котором Советский Союз далек от распада и «перестройки», мира, в котором Никсона избрали на третий срок, мира, в котором супергерои живут среди нас. Их называют Хранители.
Вышедший на «покой» супергерой Комедиант жестоко убит в своем доме, и один из Хранителей, маргинал и социопат Роршах, решает расследовать это дело. По его мнению, убийство Комедианта — это не просто месть или случайность, это — целенаправленное истребление всей их команды.

***

Признаться честно, при первом просмотре фильма, полгода назад, он мне скорее не понравился, чем наоборот. Причин было несколько — но самая главная: смотреть этот фильм мне стоило изначально одному и наедине. Таким образом, «Хранителей» я оценил лишь со второго раза, что, впрочем, не так плохо — это дало мне время все хорошенько обдумать. Обдумал я все это дело основательно, и пришел к мнению, что фильм — просто термоядерный, но, понятно, со своей спецификой, понять которую — дано не каждому, в силу индивидуальной специфики воспитания и мировоззрения.

И так, по-порядку. Фильм, как известно, снят по комиксам. Комиксы эти — неотъемлемая часть американской культуры, и комиксы у них выпускаются не только для детей. «Хранители» например, как и многие «графические новеллы» Алана Мура очень суровы и наполнены самыми кровавыми подробностями.

Blog post imageЦентральным стержнем фильма является альтернативная реальность не только США, но и соответственно — всего остального мира. А началось все с преступников в 30-е годы — они надевали маски, занимались разбоем и грабежами, но когда их ловили — позже приходилось обратно выпускать, но причине того, что на очной ставке потерпевшие не могли их опознать. Видя такой расклад, некоторые копы решили: «Почему бы и нам не перенять их опыт?». Так и сделали — маски, костюмы, и команда полицейских в масках, эдакие «супергерои», была готова. Очень быстро вездесущая американская пресса пронюхала про это дело и распиарила команду копов просто до небес, и было за что — преступников они ловили легко, ведь вершителям правосудия в масках ничего не грозило. Им не нужны были ордера на арест, постановления суда на обыск, у них не были связаны руки бюрократической машиной.

Понятно, что первая команда была анонимной — никто не знал, кто они такие, это стало известным гораздо позже. Вот здесь-то и идет параллельная ветка реальности, совершенно отличная от нашей настоящей. Уотергейтский скандал не был поднят, США успешно вторгаются во Вьетнам и за неделю порабощают страну, а армия Вьетконга безоговорочно капитулирует. Вернувшиеся с войны двое хранителей — Комедиант и Доктор Манхэттен становятся героями, и теперь всей команде приходиться решать внутренние проблемы Америки: геноцидный разгон демонстрантов и сепаратистов. Понятно, что Комедиант, будучи нацистом и отмороженным патриотом, своим поведением добивается того, что выходит «Закон Кина» — запрещающий мстителей в масках. Вся команда разваливается, и расходиться кто куда, сменив поколение: предыдущие хранители уже слишком стары, что-бы вершить какие-никакое, а правосудие. Роршах — единственный из хранителей кто не снял маску и остающийся в обойме, бродит по ночам и ловит преступников, хотя по сути сам является вне закона. И только убийство Комедианта, старого но тем не менее очень крепкого, может собрать всю команду снова, для того что бы понять: убийство их коллеги — это связано только с ним, или они все в списке на умерщвление? А мир вот-вот рухнет в тартарары — Советский Союз и США могут в любой момент схлестнуться в смертельной схватке, уничтожив все живое на Земле в ядерном пламени.

Blog post imageСтараясь уложить завязку и общую концепцию фильма в эти строки, я столкнулся с проблемой того, что рассказать такую историю будет очень сложно — просто все это надо видеть. Режиссер Зак Снайнер, автор зрелищного рубилова на мечах и саблях «300 спартанцев» снял такой фильм, который назвать комиксом можно с большой натяжкой. Уже были примеры грамотного переноса картинок с текстом в «облачках» на большой экран: Кристофер Нолан взяв в основу историю о парне с резиновыми ушами и сделал высокохудожественные фильмы, полные драматизма криминальные истории и Бэтмане и городе Готэм. Снайдер же пошел не только в реализм, но и существенно дальше — перешагнув через понятие о морали и нравственности. Скажем, если «Бэтманы» Нолана хоть и являются криминальными драмами, но тем не менее они имеют «щадящий» рейтинг PG-13, то у «Хранителей» таковым является рейтинг R, и не зря — показывать то видение мира и насилия, которое паразитирует в этом мире, детям нельзя категорически. Честно сказать, подобное кино вообще нужно показывать крайне осторожно — мнения о нем очень полярны — от полного восторга, до черной ненависти.

Лично я причислю себя к первым — фильм меня просто потряс, что я теперь даже не уверен, лучше ли «Хранители» «Бэтманов», или все таки смешивать их в одном коктейле не стоит? Фильмы — совершенно разные, хоть и построены на принципе реальности проходящего. За исключением некоторых отступлений от этого принципа — «Хранители» очень многогранный, и основа у него такая же. Что характерно — фильм очень многоплановый и многожанровый, поэтому дать одно определение просто невозможно.

Имея продолжительность в три часа (режиссерская версия, я имею ввиду) лично мне фильм давал редкие промежутки для того, что бы нервно выйти и покурить, обдумывая то, что я увидел. Удивительно, но даже меня, бывалого киномана, некоторые сцены пробивали до дрожи, а в особо суровых — так просто передергивало, и тянуло морозом по затылку и спине. Прямо не вериться, что подобное выпустили в США, и там вообще продюсеры разрешили Снайдеру такое снимать. Но раз подобное все-таки свершилось — выражаю глубокую признательность за выполненную работу.

Blog post imageАктеры все играют на высочайшем уровне: параноидальный Роршах, живущий как крыса в сточной канаве мегаполиса, опасен не только для преступников, но и даже для самого себя. Его девиз — никакого компромисса даже на пороге Армагеддона, и подобное кредо он воплощает со всей своей энергией, вырывающейся в вулканическом взрыве злобы и ярости.

Имея на лице маску с постоянно перемещающимися пятнами, актер играет только голосом и монологами, полными мизантропии и ненависти ко всему человеческому. Персонаж получился настолько адский, что сцену попытки его убийства уголовниками в тюрьме я пересмотрел раз пять подряд — каждый раз с совершенно офонаревшим выражением лица.

Blog post imageКомедиант совершенно другой персонаж. Впрочем, все хранители очень разные — фильм-то как раз и об этом, а все остальное — просто ширма, но об этом несколько позже.

Итак, Комедиант. Человек, который понял всю сущность человеческой природы — люди всегда, во все времена уничтожали друг-друга. Сперва камнями дробили головы, потом резали мечами, сейчас стреляют из винтовок и взрывают города ядерными бомбами. Комедиант из тех людей, которые видя что вокруг царит анархия, берут бразды правления в свои руки по вопросам уничтожения себе подобных. Он готов прикончить миллионы, ради спасения миллиардов — и будь его воля, он бы так и сделал. Впрочем, сжигая отряды Вьеткогна из огнемета он как раз этим и занимался. В США как — правительство постановила военное положение — и сразу весь народ мобилизируется и идет на войну. Потому что это их война, их страны, их правительства. Зачем так делать — сложно понять современному либералу.

Blog post imageДоктор Манхэттен является единственным супергероем в привычном понимании этого слова. Бывший физик-ядерщик, он стал жертвой научного эксперимента и приобрел способности, равным которым могут быть только божественные. Он способен видеть свое будущее, изменять материю по своему усмотрению, и фактически он бессмертен. Тем не менее, Доктор Манхэттен является самым загадочным и сложным персонажем. Имея такие знания и способности, он совершенно отдаляется от всего человечества и относиться к нему как к большому термитнику. Доктор Манхэттен — единственный, кто теоретически способен спасти мир от ядерной войны, и он тот, кто несет на своих плечах тяжкий груз хрупкой надежды что планета не погибнет. Он живой щит — но кто знает, нужно ли ему спасть этот термитник, тем более, что по его мнению, жизнь в философском понимании — слишком переоценена самими людьми.

Blog post imageКладезь персонажей на этом не заканчивается. Есть еще Озимандиас — один из самых богатых людей в мире, и единственный из хранителей, кто открыто снял маску. Хитрый и расчетливый, он кажется не таким простым бизнесменом, каким кажется. И своим способностям — высочайшей реакцией и силе, он может найти и другое применение.

Ночная Сова II, мирно живущий очкарик, который в моменты ностальгии так и тянется к тому, что бы вновь одеть костюм и вернуться на улицы. Но поскольку он блюдет Закон Кина, запрещающий Хранителей, все что ему остается — это предаваться мыслям и мирно пить пиво по выходным со своим учителем и наставником — Ночной Совой I.

И наконец, Шелковый Призрак II,  потомственная супергеройша с великолепной задницей,  упругой грудью, упакованной в желтый латекс с застежками-«молниями», и сексапильной родинкой на лице — в жизни который немало тайн и интереснейших подробностей и моментов.

Blog post imageКак я уже сказал — несмотря на мейнcтримность, фильм явно «не для всех». И фактический провал в прокате — расплата за столько жесткое произведение. Имея бюджет в 130 миллионов, плюс полтинник на рекламную акцию, фильм с трудом отбил деньги, затраченные на его производство. В этом сыграло несколько факторов — это и рейтинг, сильно ограничивающий возрастной порог просмотра, это и немалая продолжительность, это и само видение киношного мира режиссером. На мой не эстетичный взгляд — фильм мегатонная бомба, сброшенная на голову. Только за одни начальные титры, в которых идет монтажная нарезка многих исторических фактов, искаженных в альтернативной истории — я вскакивал с места с желанием стоя аплодировать, настолько здорово это сделано.

Фильм «Хранители» вошел в мой личный список особо уважаемых фильмов — и дело тут во многих причинах. Самая ярое, что мне понравилось, это и есть историческая привязанность к реальным фактам и взаимоотношениях главных героев, настолько, кстати, колоритных и мощных — что хоть про каждого в отдельности можно снять отдельное кино.

Длинные, и мастерски написанные монологи Роршаха и Манхэттена, вкупе с их флэшбеками, настолько яркие — что слова из них можно выписывать в тетрадь, настолько велик талант людей, что писали сценарий. Мощная музыка от Тайлера Бэйтса, чем то напоминающая Sonic Mayhem, и качественные визуальные эффекты врезаются в память — каждая сцена «окрашена» в свои цвета, что является отсылкой и данью уважения к комиксу Мура, и придает свою красочность отдельному эпизоду. Богато раскрытая сцена секса так вообще — намертво запоминается и теперь прочно ассоциируется с песней Леонарда Коэна «Алиллуйя».

Рекомендовать к просмотру я буду с большой осторожностью — помните, что это не совсем комикс, а герои — не совсем положительные, «спасающие» мир от таинственного мистера Икс. Фильм очень кровав, наполнен сексом, духом жестокого стёба и нигилизма, и весь этот суп сварен так круто — что хорошо, если вы его посмотрите с некоторым понимаем того, для чего и про что вообще все это снято.

А так — просто невероятно атомное кино, со своей оригинальной и своеобразной атмосферой, после просмотра которого я с трудом подавил в себе желание все повторить.

Blog post image

0