Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 771 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
03:48, 12 октября 2010

Ислам и его влияние на постсоветский Казахстан.

Как я обещал недавно в своем блоге, я выкладываю готовый вариант статьи на тему "Ислам и его влияние на постсоветский Казахстан".

Над ней работали я и мой одногруппник. Для научной конференции.

Стоит сказать, кто не знает, я учусь на религиоведа.

Эта статья чисто аналитическая, без примеси собственного мнения.

Ислам и его влияние на постсоветский Казахстан.

В соответствии с Конституцией Республики Казахстан и принятым в 1992 году Законом Республики Казахстан «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», религия отделена от государства, все религии равны перед законом, государство не финансирует религиозные объединения, никакая религия не имеет преимущества перед другой. Что касается непосредственно верующих, они получили возможность свободно исповедовать религию, не подвергаясь ограничению своих общечеловеческих и гражданских прав и обязанностей перед государством.

Целью данной статьи является определение влияния ислама на общественно-политическую жизнь Казахстана и, в связи с этим, рассмотрение проблемы деструктивных религиозных организаций, которые стали активно проявлять себя на территории пост-советского Казахстана.

16 декабря 1991 года Казахстан обретает независимость. Главной задачей правительства РК являлось построение демократического и свободного общества. В связи с этим создана правовая база, соответствующая мировым практикам и стандартам, касающихся вопроса о свободе вероисповедания.

В силу исторически сложившихся традиций ислам и православие находятся на «привилегированном» уровне, по отношению к другим конфессиям. Привилегированное отношение государства к исламу объясняется тем фактом, что 75% населения Казахстана исповедуют ислам (по сведениям Духовного Управления Мусульман). По данным ДУМК, в Республике насчитывается около 11 млн. мусульман, представляющих 24 национальности.

Необходимо отметить, что заметно активизировались мусульманские практики в современном Казахстане. Так, в последние годы все большее число казахстанских мусульман совершают паломничество в Мекку. Если в 2001 году хадж совершили 228 человек, то в 2002 г. - 177, в 2003 г. - 360, в 2004 г. - 1214, в 2005 г.- свыше 900, в 2006 г - 2740, в 2007 г. - 4030 мусульман.

В период 2007-2008 гг. продолжилось укрепление материальной базы религиозных объединений, были построены, реконструированы и поставлены на учет более 200 мечетей.

Из 4001 зарегистрированных религиозных объединений по стране мусульманскими являются - 2337, которым принадлежат 2195 мечетей.

Большинство из этих мусульманских религиозных общин придерживаются и исповедуют ислам ханафитского толка.

Стоит отметить, что данная школа среди других трех (шафиитский, маликитский и ханбалисткий) является наиболее умеренной и терпимой по отношению к другим верованиям.

С усилением связей верующих с мусульманским миром в Казахстан стали проникать другие толкования ислама, которые сильно распространились на территории Республики после получения независимости, тогда пошел поток различного рода миссионерских миссий, которые, пользуясь слабым социальным положением республики, приняли в свои ряды множество молодых казахстанцев. Одним из таковых стал суннизм ханбалитского мазхаба отличающийся отрицанием свободы мнений в религии, фанатической строгостью в соблюдении обрядовых и правовых норм шариата. Этот мазхаб может послужить основой для распространения в республике идей исламского фундаментализма и религиозного экстремизма. Они ставят перед собой цель - не участие во власти, а ее достижение, свержение светских политических режимов и установление религиозного правления. При этом достижение данной цели может осуществляться как конституционным, так и иным путем. В первом случае, в применении к исламской традиции, мы имеем дело с так называемым «исламизмом», во втором – с «исламским экстремизмом».

В 2004 году, в Узбекистане так называемое «Исламское движение Узбекистана», провело ряд терактов в Ташкенте и Бухаре. Затем, многие лидеры фундаменталистов(!) бежали в Казахстан, где им собственно удалось легко основать свои религиозные общины.

Угроза для государства и народа в основном отходили от таких сект как «Аль Каида»(были нейтрализованный спецслужбами в 2004 году в Шымкенте, Семее, Алмате), «Хизб-ут Тахрир», некоторые группы «ваххабитов», «Аль-Фараби». Верховным Судом Казахстана признаны террористическими и запрещена деятельность на территории Казахстана следующих международных организаций мусульманского толка:

1. «Аль-Каида»;

2. «Исламская партия Восточного Туркестана»;

3. «Курдский народный конгресс»;

4. «Исламское движение Узбекистана»;

5. «Асбат-аль-Ансар»;

6. «Братья мусульмане»;

7. Движение «Талибан»;

8. «Боз Гурд»;

9. «Жамаат моджахедов Центральной Азии»;

10. «Лашкар-и-Тайба»;

11. «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»).

12. «Хизб-ут-Тахрир-аль-Ислами».

Все эти 12 организаций относятся к религиозным и все они связанны с различными течениями суннизма.

В чем причина такого потока радикальных организаций на территорию Республики?

Это очень сложный вопрос, который включает в себя много факторов.

Во-первых, это социально-политическое и экономическое положение Республики Казахстан. Целый ряд настораживающих тенденций в религиозной области исчезнет со стабилизацией экономики и демократизацией страны. И, напротив, ухудшение в этой общей сфере с очевидностью будет способствовать нарастанию межконфессиональной напряженности, радикализации и росту религиозного экстремизма.

Во-вторых, это геополитическое положение Республики. Со стороны таких стран, как Афганистан, Узбекистан, Китай, Иран существует потенциальная опасность политического давления, которое может проявиться в форме религиозного экстремизма. Перераспределение зон влияния в Центральной Азии, которое наблюдается в последнее время, делает Казахстан объектом внимания со стороны мусульманских стран, заинтересованных в вовлечении жителей Республики в исламские организации.

Усложнение религиозной ситуации ставит перед государственными органами непростые задачи по проведению политики в религиозной сфере. Но либеральное отношение к религиозным течениям со стороны властей может быть чревато для общества непредсказуемыми последствиями, особенно когда в стране существует идеологический вакуум.

Почему молодежь постепенно приходит в ислам? Не является ли ислам компенсацией отсутствующей национальной идеологии? Да, возможно, потому что ислам в некоторой степени удовлетворил потребности молодежи в национальной самоидентификации, национальной идеи. После развала Советского Союза, старшее поколение в основном было пропитано коммунистической идеологией. Молодежь же пытаясь восстановить свои традиционные корни, находилась и по ныне находится в поиске духовного стержня.

Этим, скорее всего и пользуются деструктивные религиозные организации и ортодоксальные школы ислама, выдавая свою идеологию за национальную. И за этой тенденцией правительство, духовные лидеры конфессий должны пристально следить и анализировать.

Понимая это, Правительство Республики Казахстан:

-предупреждает и пресекает на всей территории Республики Казахстан деятельность религиозных объединений, направленную против основ конституционного строя и безопасности государства;

-организует регистрацию в соответствующих государственных органах всех религиозных объединений, которые действуют на территории Республики Казахстан;

-пресекает всякое подстрекательство к религиозному экстремизму, включая навязывание кому-либо своей религии с использованием физического или психологического насилия, угрозы насилия;

-принимает все необходимые меры для предупреждения и ликвидации проявлений религиозного экстремизма;

-признавая конституционное право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, запрещает возбуждение религиозной ненависти и вражды, оскорбление религиозных чувств верующих, всякую пропаганду неполноценности граждан по признаку их отношения к религии;

-пресекает акты насилия или подстрекательство к таким актам, направленным против любой группы лиц по признаку их отношения к религии;

-запрещает предоставление любой помощи, включая финансирование и поддержку в средствах массовой информации, для проведения пропаганды религиозного экстремизма или неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, деятельности, направленной на возбуждение религиозной вражды;

-содействует межрелигиозному и межнациональному согласию, снижению социальной напряженности в обществе, поддержанию уважительных отношений между верующими различных конфессий, а также между верующими и неверующими;

-осуществляет через государственную систему образования воспитание в гражданах уважения к религиозным убеждениям и чувствам верующих;

Для более полного законодательного обеспечения этой сферы, урегулирования явлений, не предусмотренных законом 1992 года, в Казахстане существует законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам свободы вероисповедания". Документ вызвал большой интерес в обществе, получил широкий резонанс в среде верующих различных вероисповеданий. Свои предложения в проект, подписанные 54 лидерами религиозных центров и объединений, внесла и Ассоциация религиозных объединений Казахстана (АРОК).

Суть поправок проста. Вводится новая норма, которая гласит, что "деятельность иностранных религиозных объединений на территории республики, а также назначение иностранными религиозными центрами руководителей религиозных объединений в республике осуществляются по согласованию с соответствующими государственными органами республики". Кроме того, в закон вносятся нормы о запрещении в Казахстане деятельности экстремистских религиозных объединений, обязательном лицензировании деятельности религиозных учебных заведений.

В Казахстане органы занимающиеся контролем, проверкой, аккредитацией религиозных объединений это: Департамент Юстиции, Департамент Внутренней политики, Совет по связям с религиозными объединениями, Комитет по делам религии, Совет по связям с религиозными объединениями при Правительстве, Совет безопасности.

Недавно был подписан Закон "О противодействии экстремизму" и Закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия экстремизму”. Законы, инициированные правоохранительными органами, находились на рассмотрении парламента на протяжении шести месяцев. Во время законотворческого процесса все тексты законопроекта критиковались многими правозащитными организациями - Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Казахстанским Международным Бюро по правам человека и соблюдению законности, Алматинским Хельсинкским Комитетом, которые оценивали этот законопроект как потенциально ограничивающий права граждан Казахстана.

В этом законе не дается четкого определения понятию "экстремизм". Согласно ст. 1, экстремизм определяется как "организация и (или) совершение физическим и (или) юридическим лицом, объединением физических и (или) юридических лиц действий от имени организаций, признанных в установленном порядке экстремистскими". Таким образом, термин "экстремизм", определяемый с помощью однокоренного прилагательного, может быть понят только субъективно. Так как определение экстремизму дано расплывчатое, теоретически государство сможет использовать этот закон против любого религиозного объединения.

Но чтобы достичь наиболее положительных результатов, государству придется вести сотрудничество с ДУМКом, в области разъяснения, предотвращения и психологической помощи молодым людям. К примеру в сфере образования сегодня действуют Исламский университет, в 2001 году подписано соглашение между Правительствами Республики Казахстан и Арабской Республикой Египет, в соответствии с которым в городе Алматы открыт Египетский университет исламской культуры. Так же в школах сейчас идет обучение по предмету «Религиоведение», где происходит обучение школьников всем распространенным религиям на территории Казахстана.

Функционируют постоянно действующие курсы при крупных мечетях для желающих получить начальное духовное образование. Также характерной чертой в деятельности религиозных объединений в последние годы стал заметный рост объемов изданий по религиозной тематике, печатаются периодические издания (газеты, журналы), а также листовки и буклеты.

Казахстан стремится к государству толерантному и мирному.

Так, в Астане прошло уже 3 съезда лидеров мировых и национально-традиционных религий, они проходили в сентябре 23-24 2003 года, в работе которого участвовали более 150 делегатов(17 делегаций) и почетные гости из 21 стран мира. Второй съезд прошел 12-14 сентября 2006 года во Дворце Мира и Согласия, в котором приняли участие 43 делегации более чем из 20 стран мира, но более значимым был третий съезд состоявшийся в 2009 году в нем приняли участие 77 делегаций из 35 стран мира. Эти все мероприятия говорят о стремлении государства установить прочную связь с конфессиями находящимся на территории Республики Казахстан.

27 сентября 2010 года в Алмате была организована конференция по взаимодействию государства и религии в контексте модернизации Казахстана. На этой конференции были представители как Союза мусульман Казахстана, так и представители ДУМК. На этой конференции говорили о многом: вопрос о создании исламской партии, о исламе и его влиянии на государство и наоборот, об религиозной экстремизме.

Так же, со стороны ДУМКа в своем религиозном портрете молодого человека исповедующего ислам описан как человек, который ведет здоровый образ жизни, интересуется новыми тенденциями в современном мире, который не уходит в себя, а ведет вполне успешную работу, имеет много друзей. А что мы видим если посмотрим на людей, которые состоят в деструктивных религиозных организациях, то круг его общения очень узок и связан с непосредственными членами его «собратьями по вере», работа как таковая у него отсутствует, а если и, есть то он отстраняется от коллектива, который его не понимает.

Стоит обратить внимание так же на политизацию религии. Во-первых, необходимо четко различать религию как культурную традицию и использование религиозных лозунгов в борьбе за политическую власть. Особенно это касается ислама, в котором, в отличие от большинства мировых религий, нет деления на светское и духовное начала. Во-вторых, необходимо выявить источники и причины возникновения угрозы «религиозного экстремизма», определение приоритетности внешних и внутренних факторов. Наконец, необходимо осознать, что в странах, где большинство населения так или иначе идентифицирует себя с мусульманской культурно – религиозной традицией, рано или поздно светским властям придется поделиться властью с мусульманским духовенством.

В то же время не учитывается ряд сдерживающих факторов, которые не позволяют прогнозировать появление через короткий промежуток времени на территории Республики Казахстан религиозных объединений, связанных с религиозным экстремизмом и возникновение широко разветвленной сети организаций экстремистского толка.

Это, во-первых, то, что традиционный ислам среди титульной нации всё же не имеет глубоких корней и является больше историко-культурным фоном.

Во-вторых, сложившийся определенный менталитет населения Казахстана позволяет говорить о толерантном отношении ко всем религиозным объединениям, функционирующим на территории Республики.

В-третьих, среди населения Республики отсутствуют многочисленные группы, способные стать носителями экстремизма.

В-четвертых, существует контроль со стороны государства за деятельностью религиозных объединений, который во многих случаях не позволяет религиозным объединениям проводить открытую пропаганду своих воззрений или учений.

Ислам же, как религия, особенно в своих фундаменталистских формах, не признает верховенства и приоритета светского государства и соответствующих производных от него правовых систем. И в этом обстоятельстве кроется серьезная возможность для того, чтобы, накопив силы, ислам в Казахстане попытался бы отвоевать более существенные позиции у светского государства, чем те, которыми он располагает сейчас.

Те экономические успехи, которые были достигнуты Казахстаном за последние годы, не могут быть стопроцентной гарантией, страхующей республику от активизации исламского фактора. Большее включение Казахстана в мировые и региональные процессы только усиливает риски.

Гипотетическую (пока) угрозу представляют и варианты, когда к исламу, как к мощному ресурсу идеологической и политической мобилизации населения, захотят обратиться те казахстанские политики, которые в будущем могут схлестнуться в отчаянной борьбе за верховную власть. Ведь ислам в критические моменты может дать то, чего в таких ситуациях не способны дать ни административный, ни медийный, ни финансовый ресурсы. Использовать этот фактор вполне вероятно захотят возжелать многие. И такие варианты, тоже, вероятно, уже просчитываются казахстанскими политиками.

Так что ислам еще может оказаться в центре политических коллизий даже в такой внешне благополучной стране Центральной Азии, каковым кажется нынешний Казахстан.

Таким образом, мы можем отметить, что ислам стал играть большую роль в жизнедеятельности казахстанского общества и государство считается с факторами религиозного возрождения. Вместе с тем, заметны процессы многообразия «ликов» ислама. Сегодня это уже не просто исторически сложившийся ислам ханафитского масхаба или суфийское направление «Яссавийя». Это множество новых импортируемых вариантов, доселе не присутствовавших здесь форм и разновидностей ислама. Все это вызывает различные противоречия и в жизни и в политике государства. Поэтому изучение этих процессов и тенденций очень важно.

0