Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
03:59, 13 октября 2010

Счетчик геймера

Счетчик геймера

Игры – это тени. Сколько чудесных миров мог бы человек вмыслить в себя. Вместо этого он живет в убогом иллюзорном мире …

Станислав Лем

«Game» в переводе с английского – «игра». Геймер - игрок.

Невидимая глазу радиация может разрушить человеческий организм, убить болезненно и медленно. Чтобы определить опасную для здоровья дозу, человечество уже сто лет пользуется счетчиком Гейгера.

Невидимое глазу воздействие компьютерной игры может разрушить душу, лишить радостей жизни.

Тени реальности

Голос у Артема тихий. Порой приходится напрягаться, чтобы разобрать отдельные слова. В разговоре он смотрит мимо собеседника, чуть в сторону и вверх. То ли слушает, то ли уходит в свои мысли. Раньше он много читал. Книги сделали речь грамотной, насыщенной яркими образами и остались в прошлом. На смену им пришли компьютерные игры. Ими Артем увлекается уже восемь лет. Разбирается профессионально, может говорить об игре очень долго. Это единственное, о чем он говорит оживленно, с горящими глазами:

- Ты не поймешь… Вот смотри - в игре стираются границы пространства и времени. И уже не замечаешь, сколько времени тратишь на прокачку персонажа. А это, поверь, ОЧЕНЬ много часов. Не замечаешь, сколько нужно на то, чтобы вникнуть в ВОВ и Lineage 2. Потому что это целый мир. Тысячи нюансов, мелочей, возможностей. Все это взаимодействует друг с другом, плюс добавляется человеческий фактор, который вносит непредсказуемость. Играть может любой. Но чтобы хорошо играть и добиться каких-либо успехов, приходится осваивать гигантское количество информации, которая, впрочем, учится намного легче, чем история или география…

Родители пытаются бороться с пристрастием сына. Скандалы. Отлучение от компьютера. Но все это уже бесполезно. Из дома Артем идет в компьютерный клуб. По словам молодого человека, туда ходят в основном постоянные клиенты. Много детей из неблагополучных семей – родители не следят за тем, куда их чада тратят деньги и время. Компьютерные игры для них единственный способ отвлечься от проблем, почувствовать себя полноценными. Для моего собеседника компьютерные игры – это жизнь. Он признается, что иногда не понимает, где в этом мире реальность, а где ее тень.

- Ты можешь описать геймера?

- Хм… Представь человека, которому в жизни ничего не нужно, ничего не интересует - ни отношение к нему, ни его физическое состояние. Представь человека, с которым совершенно не о чем говорить. Потому что у него на уме ВСЕГДА только одно - ИГРА. Его даже при шапочном знакомстве легко узнать: воспаленные веки, отличное знание игр, огонь в глазах при виде компьютера... Эээ, стоп! Да я же себя описываю…

Кибераддикция

Многообразие сегодняшнего игрового мира описать труднее. Благодаря вездесущему интернету, проникающему в самые отдаленные поселки мира, все более популярными становятся онлайн-игры, в которых компьютер предоставляет реальным людям виртуальное поле деятельности. Можно действовать в команде, можно сражаться с противником, одетым в виртуальную броню. Общение? Скорее его жалкое подобие.

Однако не все геймеры стремятся скрестить базуки с помощью интернета или локальной сети. Поскольку компьютеризация населения на порядок опережает рост мировой сети, весьма распространено взаимодействие «человек-компьютер». И, кстати, многие игроки сознательно выбирают именно эту схему. Даже если к услугам геймера обе сети. Пока хозяин растворяется в очередной кровавой бойне, его телесная оболочка восседает за стулом в компьютерном клубе, где полно народу. Общение? Нет.

Наиболее опасными психологи считают ролевые компьютерные игры – от первого лица и с видом извне на своего героя. Именно они быстрее всего погружают в виртуальную реальность. Особенно игры с видом «из глаз» компьютерного героя – экшны (бродилки и стрелялки), симуляторы (гонки), РПГ (role playing game - пошаговые ролевые игры) и т.д. Гибель и поражение в них воспринимается очень остро, словно собственные. Недалеко от опасной зоны ушли стратегии – там игрок может примерить на себя личину и военачальника, и творца, построить собственный мир.

Кибераддикция – так называется зависимость от компьютерных игр. Происходят изменения в психике, игра становится физиологической потребностью – такой как сон и еда. Занимательное развлечение становится наркотиком. Подобное состояние не сваливается как снег на голову. Путь к формированию зависимости начинается с малого. Играми, как правило, увлекаются молодые люди в возрасте от 10 до 18 лет. Но бывает, что ребенок вливается в ряды геймеров гораздо раньше. Причем игра не обязательно станет зависимостью. Но успеет сделать свое черное дело. Внесет лепту в формирование негатива в психике.

Пользователи и НЕпользователи

Компьютер, даже если он покупается «для работы», непременно становится центральной досуговой фигурой. Возле него собираются домочадцы, к нему, привлеченные яркими цветами, музыкой, движением, тянутся дети. Даже если они стоят за спиной и наблюдают за процессом, то уже становятся его участниками. Да и какое родительское сердце устоит перед неизбежным «А можно теперь я?..». Потому человечество сызмальства делится на Пользователей (тех, у кого дома есть компьютер) и НЕпользователей (у которых дома умной машины нет).

Передо мной рисунки ребятишек пяти-шести лет. Психолог детского сада «Улыбка» Гульбагиля Каримова провела диагностическое исследование, основанное на рисуночном тесте. В кабинете психолога по очереди побывали две условные группы - Пользователи и НЕпользователи. На столе лежали цветные карандаши и фломастеры. НЕпользователи рисовали ими друзей, любимые игрушки, двор, цветы, солнце. Пользователи недолго думали над выбором цвета. Они вообще его не выбирали. На белом листе бумаги черные линии очерчивали контуры мониторов. Одна машина. Два танка. Девять компьютеров. Всего четыре Пользователя вплели в серый мир рисунка цвета – синий и коричневый.

Следующее исследование я провела во втором классе одной из школ района. Дала на выбор десять качеств (пять положительных и пять отрицательных). Ребенку нужно было выбрать пять – охарактеризовать себя. В классе двадцать один человек. Четырнадцать Пользователей и семь НЕпользователей. Контраст разительный. Девять Пользователей выбрали качество «злой», семь – «упрямый», девять – «обидчивый». Всего трое из четырнадцати написали: «Я - добрый».

«Киллер-игры»

Выстрел. Еще выстрел. Враг, припертый к стене, мешковато оседает, оставляя за собой кровавый след. Рука с пистолетом поворачивается в поиске новой жертвы. Снова выстрел. Темно-красные брызги и еще один недвижимый труп остаются позади. Некогда останавливаться, некогда задумываться. Игра требует новых жертв…

Четырехлетний Юрик всегда с нетерпением ждет, когда освободится место за компьютерным столом. Ему не дают играть слишком долго. Не потому что заботятся о здоровье и психике. Просто к компьютеру всегда очередь – любят побродить и пострелять в виртуальном мире старший брат Сергей, отец.

Юрик любит играть в военные симуляторы, стратегии. Несмотря на юные годы, достиг значительных успехов в освоении игры. По крайней мере, с очередным заданием справляется быстрее, чем старший брат. Сергей учится в четвертом классе. За компьютером он проводит гораздо больше времени - отвоевывает иногда и часов шесть-семь в день. В последнее учитель постоянно жалуется на то, что мальчик стал невнимателен, рассеян. Тройки пошли. Родители за плохие оценки наказывают – не дают играть. Но Сергей все равно находит выход. Он идет в гости к приятелям, у которых дома есть компьютер.

Выстрел. Еще выстрел. Враг, припертый к стене, мешковато оседает, картинно раскинув руки. И… встает. Это Сергей с Юриком сражаются во дворе. Примета времени – сегодня дети на улице играют не в войну, а в Counter Strike.

Не страшилка?

Законов, определяющих взаимоотношения «компьютерная игра – ребенок» у нас нет. Мне удалось найти информацию только об одном документе, регулирующем пребывание детей у компьютера. Завуч по информационным технологиям Карабалыкской СШ № 1 Жанна Ульмисхановна Маралбаева зачитывает мне «Санитарно-гигиенические нормы» Министерства Образования и Науки РК. Согласно этой информации, первоклассники могут проводить за компьютером только десять минут без перерыва. Школьники со второго по пятый класс - пятнадцать. Ученики шестого и седьмого классов еще на пять минут больше. Даже старшеклассникам отведено всего полчаса. Судя по всему, родители мало что знают об этом документе. А преподаватели информатики в школах – единственные, кто применяет его на практике. За пределами школы время, которое ребенок проводит за компьютером, ограничивается либо вмешательством старших, либо финансами (если это компьютерный клуб). Чаще всего ничем не ограничивается.

Завуч Жанна Маралбаева и учитель информатики этой же школы Вадим Гунько, беседуя со мной, сходятся во мнении, что компьютер не следует рассматривать как очередную страшилку. Это весьма полезное изобретение. Если, конечно, разумно его использовать.

- Во-первых, не все игры развивают агрессию, - говорит Вадим Анатольевич. – А негатива достаточно льется с телеэкрана. Следить за тем, во что играет ребенок (и что он смотрит), должны родители. Не просто следить – объяснять, что с помощью компьютера можно сделать очень многое. Ведь есть масса программ, которые дают ребенку шанс проявлять творчество, развиваться, открывать в себе и компьютере новые возможности. Вся беда в том, что вначале со взрослыми нужно работу провести. Объяснить им, что компьютер – это не игрушка. И тогда увлечение играми станет просто определенным этапом в жизни ребенка, из которого он успешно вырастет.

Ликбез для родителей

Сауле уже давно с тревогой присматривается к своему десятилетнему сыну. Мальчик стал раздражительным, плохо спит по ночам – вскрикивает и ворочается. От компьютера его оторвать все труднее. Запреты вызывают неожиданный эмоциональный взрыв. Сейчас Сауле, пытаясь исправить ситуацию, разрешает сыну играть только два часа в день. Правда иногда позволяет подольше посидеть за компьютером – в награду за хорошие оценки и поведение.

Психолог областной психолого-медико-педагогической консультации Наталья Говорова советует в таких случаях действовать несколько по-другому:

- Не следует использовать компьютер как средство поощрения. Иначе в минуты ограничений и запретов вам придется выдерживать атаки со стороны ребенка, которые будут сопровождаться упреками в жестокости, нарушении его прав. Сауле понимает, что ситуацию нельзя пускать на самотек, и это уже хорошо. Родителям надо помнить - чем младше ребенок, тем быстрее формируется зависимость. У малыша, которого в полтора года сажали к телевизору, большая вероятность стать игроманом, чем у того, кому телевизор не включали до трех лет, а компьютер – до семи-десяти (хотя сегодня это, скорее, из области фантастики). Кстати, мальчики гораздо чаще «подсаживаются» на любой наркотик, чем девочки. Отчасти потому, что для девочек социальное общение намного важнее, нужнее и интереснее, чем любая игра.

Старшим следует насторожиться, если появились признаки развития зависимости – сын или дочь ест и готовит уроки у монитора, может провести за ним ночь, прогулять из-за игры школу, забывает поесть и почистить зубы (чего раньше не наблюдалось), хорошо себя чувствует только в игре, конфликтует из-за отлучения от компьютера. Помочь ребенку можно, но будьте готовы к тому, что вам придется потратить много сил и времени. Старайтесь как можно раньше выработать отношение к компьютеру, как к источнику получения знаний. Вместе продумайте и обговорите правила работы, следите за тем, чтобы они соблюдались. Обязательно хвалите ребенка, когда он делает все правильно. Читайте и разговаривайте с ним чаще, особенно по вечерам. Гуляйте, запишите его в разные кружки и следите за их посещением. И – главное – постоянно объясняйте ребенку, что с ним происходит, напоминайте, что дальше будет легче. Если же своими силами справиться не удается, а признаки зависимого поведения все сильней, не применяйте воспитательных мер – вначале проконсультируйтесь со специалистами.

Усадив за мерцающий монитор шумное и непоседливое чадо, родители вздыхают с облегчением. Ребенок тих и послушен, всегда дома, не доставляет неприятностей. На самом деле, здесь-то и нужно начинать беспокоиться. Не отгораживаться от родного человека ленью, занятостью, а обратить на него внимание, уделить время. Не нужно объявлять войну компьютеризации - невозможно отгородиться от мира и не пользоваться его благами, в том числе теми, которые дает компьютер. Но пользоваться надо осознанно – у каждого родителя в голове должен быть счетчик геймера. Счетчик, отмеряющий золотую середину.

источник "просторы интернета"

0
594
3