Нет людей, которым бы не нравилась опера. Есть те, которые просто ещё не пересеклись в пространстве и времени с нужным произведением в подходящем исполнении.
По сути дела такое определение можно применить ко всем и ко всему.
22 апреля 2017 года на сцене ГАТОБ прозвучала опера «Евгений Онегин» П.И. Чайковского.
Состав исполнителей был следующий:
Онегин - ДУЛАТ ТОКАНОВ
Ленский - ДАРХАН ЖОЛДЫБАЕВ
Ларина, помещица - ОЛЬГА ЛУКАШЕВА
Татьяна - ДИНА ДЮТМАГАМБЕТОВА, заслуженный деятель РК
Ольга - ОКСАНА ДАВЫДЕНКО
Филиппьевна, няня - ЛЯЗЗАТ БРИМГАЗИНА
Князь Гремин - СЕРИК АУКАТОВ
Ротный - ТОЛЕГЕН РАХЫМБАЕВ
Зарецкий - ИЛЬЯС АРТАГАЛИЕВ
Трике, француз - БАЛУАН БЕРКЕНОВ
Запевала - БАЛУАН БЕРКЕНОВ
Симфонический оркестр, хор, балет Казахского государственного академического театра оперы и балета имени Абая
Дирижер – РАХИМЖАН БАСПАЕВ
Главный хормейстер – АЛИЯ ТЕМИРБЕКОВА
Конечно же все помнят сюжет. Ибо Пушкин и школьная программа.
В деревне заняты повседневными делами: вдова, которой привычка заменила счастье, дочери - задумчивая Татьяна и беззаботная Ольга,
которая вроде как невеста соседа Владимира Ленского,
няня, крестьяне.
В один прекрасный день жених приводит в гости к дамам своего друга Онегина, который скучает в захолустье, вынужденный заниматься делами усопшего дяди.
Татьяна влюбляется в Евгения и шлёт ему всем известное письмо о вручении ему себя, ибо любит безмерно. Онегин встречается с ней и объясняет, что любит любовью брата и может быть ещё сильней. Но вообще советует ей держать себя в руках.
На дне рождении Татьяны выступает француз Трике. Искромётное исполнение Балуаном Беркеновым сделало эту проходную сцену чуть ли не самой запоминающейся во всём спектакле.
Тут же скучающий Онегин понимает, что вести светские беседы и положенные танцы с отвергнутой Татьяной не выйдет, поэтому отвлекается на весёлую Ольгу.
На что въерошивается Ленский и начинает предъявлять претензии другу, которого, собственно, больше другом не считает.
Тот пытается его успокоить, но безуспешно, поэтому объявлена дуэль, а Онегин её принимает.
Ленский поёт свою трогательную арию про то, что всё пропало, всё хорошее закончилось и «мир, прощай».
Евгений нечаянно убивает Владимира
и уезжает за границу.
По возвращению находит Татьяну супругой достойного человека в летах,
влюбляется в неё, преследует и просит любви.
На что она ему ответствует, что тоже любит, но другому отдана и будет век ему верна.
Вспомнили?
А теперь сможете подтянуть свои изначально сформированные впечатления от героев? Я помню холодного и циничного Онегина, влюблённого Ленского, глубоко чувствующую Татьяну и немножко беспутную Ольгу.
Зато после этого спектакля именно в этом исполнении было совершенно иное впечатление. Удивительным было то, что в нашей группе «Форум Меломанов Алматы» выложили ссылку на статью, которая полностью описала всю ту гамму чувств, что испытала вживую на спектакле. Это потрясающе! Артисты транслировали до такой степени полно и живо более глубокое прочтение образов, что просто невероятно.
В комментариях сообщили, что этот взгляд на ситуацию совсем не является сенсационным, что его разбирали ещё в школе. Но когда я получала среднее образование, то учителям, кажется, даже в голову не приходило заявить, что Онегин не педофил, а мужчина со зрелым сексуальным влечением. Сейчас понимаю, что таки да. Даже более того, себя больше ассоциирую с Онегиным, чем с кем-либо ещё из персонажей оперы. Я так же часто понимаю, что по ходу моего обычного бытия есть Ленские, которые что-то себе придумывают, сами на это обижаются, а мне потом приходится поднимать перчатку. И именно сейчас, наконец, пришла к пониманию, что Ларошфуко, говоря, что "из двух любящих один любит, а второй - позволяет себя любить", наверняка знал, что несчастлив как раз таки второй. Что даже если бы Татьяна была бы более подходящей по возрасту, Евгений имел полное право её отвергнуть по причине, что просто сердце не лежит.
Вот за эти все осмысления низкий поклон вам, дорогие артисты и музыканты!
Если вдруг кого-то интересует музыкальная, оркестровая и хоровая часть, то спешу заверить, что когда что-то не так с этим составляющими, погрузиться в излагаемую на сцене историю просто не хватает воспринимающих ресурсов. Поэтому ответственно заявляю, что у меня претензий нет. Ну, разве что минуты три в конце оркестр немного заглушал солистов. Однако общее удовольствие от спектакля многократно перевешивает этот совсем небольшой минусик.
Фотографии Елены Петровой @PetroBlog