Я была в музее Кастеева 5 раз в жизни. Первый раз ребенком, лет в 6-7 с сестрой. Запомнила две картины – с арбузом и с орлом. Второй, третий и четвертый раз на выставке «Жемчужины Франции» в 2012 году.
Мой последний, пятый визит в музей случился на этой неделе.
В среду в рамках образовательной программы в 7 часов вечера состоялась лекция о древнерусском искусстве. Утром этого дня я решила почитать немного об этом направлении искусства, потому что, признаться, я никого кроме Андрея Рублева из того периода не знаю. Я прошлась по нескольким сайтам, посмотрела фотографии фресок и икон из разных церквей, узнала, что Новгород был центром искусства древней Руси. Одним словом, лекцию вечером я ждала с нетерпением.
В музей я пришла заранее, хотела купить даже не билет, а абонемент на несколько лекций. На сайте есть целая программа, там и Джотто, и Тициан, и ближе к лету современное искусство. Все мне казалось интересным.
В музее не нашлось терминала, так что мне пришлось искать банкомат. Пятнадцать минут спустя я, купив билет за наличные (хотя в 21 веке пора бы уже обзавестись терминалами), вошла на лекцию. В зале сидело трое человек. После меня зашло еще двое.
Я опоздала, поэтому не знала, как лекция началась. Лектор читала текст с бумаги, изредка поднимая взгляд на своих четверых слушателей. Сначала я подумала, что она читает цитату. На, примерно, третьей минуте я поняла, что это не цитата, а сама лекция. Лекция заключалась в том, что сидела женщина и читала текст с листа бумаги и время от времени нажимала на кнопку «Следующий слайд». Причем читала она этот текст плохо, без выражения и с запинками. Когда на экране появлялась новая картинка, она никак ее не комментировала, просто продолжала читать.
Ну хорошо, подумала я, может все-таки она прочтет что-то стоящее. Мое терпение кончилось, когда я услышала слово в слово предложение, которое я читала утром в интернете. Кроме того, что так называемый искусствовед не потрудилась пересказать текст, так она еще и списала его с интернета.
С таким же успехом я могла бы читать лекцию по генной инженерии: нарыть текст в интернете, запихать картинки в power point, сидеть, читать и брать с людей деньги. Отличный бизнес проект.
Когда я окончательно поняла, что я больше узнаю о древнерусском искусстве в Интернете, чем в Государственном музее, я вышла из зала и попросила у девушек, которые продали мне билет, деньги назад. Я выразила свое недовольство, получила свои три тысячи тенге и ушла. Недовольная, обманутая, разочарованная.
В итоге мы имеем:
- Государственный музей, который устраивает «лекции» об искусстве по уровню ниже школьных презентаций.
- Искусствоведа, который не владеет своим предметом, чтобы элементарно говорить своими словами.
- Искусствоведа, который списывает материал для лекции из первой попавшейся статьи в Интернете.
- Администрацию музея, которой не стыдно брать за такой позор деньги.
Я не знаю, может другие лекции были прекрасны, может, останься я до конца, лектор магическим образом преобразилась бы в гения преподавания, может это единичный случай. Поэтому отговаривать туда ходить никого не буду. Но я больше в этот музей не пойду.
Не пойду потому, что они (лектор и администрация, которая не контролируют качество этих лекций) обманули мои ожидания. Вместо новых знаний о древнерусском искусстве я получила знания о том, что в музей Кастеева ходить не надо, а надо смотреть бесплатные лекции на ютубе, читать бесплатные статьи и книги онлайн и копить на поездку в Метрополитан, в Лувр, в Пушкинский, куда угодно, лишь бы не ходить в Государственный музей искусств Республики Казахстан имени Кастеева НИ-КОГ-ДА.