Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
5
03:16, 25 апреля 2017

«РИГОЛЕТТО»: Удушающие объятья родительской любви

ПРЕДИСЛОВИЕ

Я очень ценю то, что новые и обновленные спектакли в нашем оперном театре, какими бы разными они не были, неизменно вызывают у меня ощущение, что «именно так все и должно быть».

Blog post image

Обновленная опера "Риголетто" в ГАТОБ

Я пересмотрела достаточно много записей постановок, идущих на разных сценах мира, и уже с первых кадров начинаю понимать, что с удовольствием досмотрю до конца, а что у меня будет вызывать отторжение.

Я хочу видеть рыцаря Лоэнгрина таким, каким он был изначально,

Blog post image

а не в майке и джинсах. А его возлюбленную -

Blog post image

тоже не в рабочем комбинезоне и с мастерком в руках.

Blog post image

И пусть эту постановку, фотографию из которой я привела здесь, считают гениальной, я предпочитаю все же ее слушать, а не смотреть.

И так же я не могу воспринять Ленского в шапке-ушанке, поющего, сидя на табуретке, под грохот моющейся на кухне посуды «Куда, куда вы удалились?», как это было поставлено в Большом театре.

Не по мне и постоянно появляющиеся новые эпатажные спектакли с режущим глаза натурализмом или шокирующими задумками.

Не тянет меня на крутой авангардизм, я еще не испила до дна эстетику классических постановок в максимально приближенном к изначальной задумке виде. Я иду в театр, чтобы окунуться в иную эпоху и страну на эти два-три часа, поэтому «осовременивание» не вызывает у меня никакого восторга. Кроме оперы "Кармен", опять же, в стенах нашего театра, которую я нахожу одной из самых ярких постановок ГАТОБ.

Blog post image

Опера "Кармен", 2016 г., фото Елены Петровой

А в остальном я разделяю мнение нашего уважаемого блоггера Бетховена:

«Сила искусства - когда ты:

1) видишь эпоху, которую хорошо представляешь;

2) Находишь аналогии в настоящем;

3) Узнаешь себя;

4) Задумываешься - правильно ли ты живешь?»

Обновленную оперу "РИГОЛЕТТО" можно СМОТРЕТЬ и СЛУШАТЬ, а если совмещать одно с другим – то получается тот самый эффект, когда выходишь из зала, а тебя еще долго «не отпускает».

Blog post image

Нуржан Бажекенов - Герцог, Оксана Давыденко - Маддалена


СМОТРЕТЬ «РИГОЛЕТТО»

Я не знаю, как г-н Окунев, художник-сценограф, добивается такого эффекта, но все его работы нереально радуют глаз, и каждый раз – по-новому. Еще не утихли мои восторги по поводу обновленных «Травиаты» и «Лебединого озера», а уже родилась новая волна восхищения декорациями и костюмами в «Риголетто».

Blog post image

Нуржан Бажекенов - Герцог, Венера Алпысбаева - графиня Чепрано

Собственно, сложно разделить вклад в оперу отдельно художника-постановщика Вячеслава Окунева, а отдельно - режиссера-постановщика Ляйлим Имангазиной; это - очень сильный и креативный тандем, продумывающий все до мельчайших деталей, выдающий максимально качественный продукт, если это словосочетание применимо к такому жанру, как опера.

Blog post image

Риголетто - Талгат Кузембаев

«Мы долго думали, как визуально решить эту постановку. Выбрали минималистический вариант сценографии, когда главное – не декоративная пышность, которую часто делают в "Риголетто, а люди". Мы сконцентрировались на их отношениях, на том, что между ними происходит. Поэтому главный акцент был на костюмах, на точно решенных образах», - это была подсказка, которую г-н Окунев дал на пресс-конференции.

Blog post image

Риголетто - Талгат Кузембаев

Костюмы, действительно, были очень яркими и невероятно стильными.

Blog post image

Особенно привлекал внешний вид Герцога Мантуанского. А он переодевался ЧЕТЫРЕ раза!!! И это была не просто светская смена нарядов. Не так он прост и примитивен, этот Герцог, как многим женщинам хотелось бы думать, и через его постоянную перемену - внешнюю и внутреннюю - можно было заглянуть в его мир.

Вот он в начале оперы – на балу, яркий среди ярких. Костюм, хоть и золотой, сливается в этом "море золота" вокруг него.

Blog post image

Екатерина Медведева - вакханка, Нуржан Бажекенов - Герцог

А вот, посмотрите, какой кадр! Арка, луна и, он, одетый уже совсем по-другому, пришел к даме сердца, Джильде, влюбленный и романтичный. Эта арка, на самом деле, расположена была на как бы втором этаже. Еще одна удачная режиссерско-сценографическая задумка - два этажа на сцене. Но на втором этаже появляются не все персонажи, а лишь некоторые из них, в какое-то особенное время и для усиления каких-то акцентов.

Blog post image

А вот Герцог вместе с Джильдой. Она - в синем, и он - тоже. Ведь рядом с нею он становится другим. Их наряды гармонируют друг с другом, эта самая шнуровка и белая ткань под ней - как будто символизируют открытость и внутренний свет обоих. Джильда не смогла бы полюбить Герцога, если бы в нем не было этой душевной красоты, и только она одна ее разглядела.

Blog post image

Нуржан Бажекенов - Герцог, Джильда - Джамиля Баспакова

А в этой сцене Герцог уже с чувственной и страстной Маддаленой, которая одета в возбуждающе красное платье, и он с ней - тоже совсем иной. С Маддаленой открывается его новая грань, и он тоже может быть с ней собой, и знать, что эту сторону его натуры примут и поймут. Поэтому он - в коже, словно максимально обнажен.

Blog post image

Нуржан Бажекенов - Герцог, Оксана Давыденко - Маддалена

И еще один его образ, подчеркнуто щегольский, даже в чем-то вычурный, хотя его душевное состояние в этот момент - как раз-таки смятение и неуверенность в себе.

Blog post image

 

ВИНОВАТ ЛИ ГЕРЦОГ МАНТУАНСКИЙ

Так что Герцог Мантуанский – не такой уж примитивный ловелас. На мой взгляд, он, как и любой мужчина, ищет свою идеальную женщину. И, если бы она сочетала в себе чистоту и преданность Джильды, страстность Маддалены, притягательность графины Чепрано и еще тысячу оттенков других женщин, то, вероятно, он бы остановился и был с ней счастлив.

Blog post image

Нуржан Бажекенов - Герцог, Венера Алпысбаева - графиня Чепрано

И, я думаю, что именно Джильда могла бы стать такой для него спустя какое-то время. В ней, Джильде, было самое главное, чего не было у других – огромная сила любви. Именно она позволяет женщине расцветать для своего возлюбленного и стать для него самым желанным объектом, вобравшим в себя миллион разных образов.

Джильде и Герцогу просто не хватило времени. Если бы не ревнивый папаша Риголетто, кто знает, куда бы привела их история? Не вникая в подробности обычаев и законов того времени, условно перенеся действие в наш век, я, например, отчетливо вижу в ней развитие отношений и счастливый для обоих финал.

Blog post image

Даже несмотря на то, что герцог женат. Герцогиня не играет в его жизни существенной роли, она даже ни разу так и не появилась в кадре.

Поэтому я ни в чем не обвиняю герцога. А в чем его, бедолагу, обвинять? Быть красивым от природы – не меньшее испытание, чем уродство. Устоять перед искушением не пользоваться свой красотой, как приманкой, и растить в себе внутренние добродетели - это не так просто.

А второе испытание – устоять в этом мире постоянного соблазна в виде красивых женщин, сохраняя верность «даме сердца».

К чести Джильды, она в Герцоге увидела душевную красоту и смогла пробудить в нем чистую и светлую любовь. Но этой любви ведь надо было еще дать вырасти. Измениться за несколько дней - это не подвластно даже сильным натурам. Вся остальная жизнь Герцога, все его порочное окружение тянуло в привычное русло, а как жить по-новому - ему было еще не до конца непонятно.

А вокруг, опять же, такое количество других красивых женщин, которые манят...

Blog post image

Но вспомните, с чего начинается третья картина. Герцог, оставшись один, думает о Джильде. И, огорчаясь, что ее украли, сетует не на то, что кто-то. а не он, воспользуется ею, а расстраивается, что "она, бедняжка, звала его", а он не мог ей помочь.

Blog post image

 

А КТО ТОГДА ВИНОВАТ?

Виноват для меня в этой опере только один человек. Его именем опера и названа. Я бы даже расширила название до «РИГОЛЕТТО. Человек, который все испортил».

Blog post image

Риголетто - Талгат Кузембаев

Итак, кто он такой, этот Риголетто? Жертва ли он обстоятельств или жестокий палач?

Да, он некрасив от природы, имеет физическое уродство – горб. Обидно, конечно, что не Бред Питт, но жить можно. Как говорится, руки-ноги - на месте, голова соображает.

На самом деле, хорошая площадка для взращивания внутренних добродетелей, чтобы не отпугивать, а привлекать к себе людей. Но он находит себе работу, чтобы каждый день снова расковыривать свою травму, позволяя другим шутить и изголяться над собой. Обладая исключительно развитым даром слова, он тратит этот дар не на то, чтобы пробуждать доброту в сердцах людей, а, наоборот, - потакать их низменным инстинктам.

Blog post image

Основной конфликт оперы я вижу в том, что Риголетто не принял вызов судьбы. Не взял лимон, подсунутый судьбой, и не выжал из него лимонад. А постоянно жаловался на судьбу, каждый день упиваясь своим положением. Занимал позицию жертвы, не взращивая в себе добродетели, а усиливая пороки.

Blog post image

И ни за что не поверю, что во времена Риголетто все горбуны строем шли в шуты. Думаю, что вполне можно было найти себе заработок для пропитания простым и благородным трудом.

Но даже и шутом он мог бы быть совсем другим. Но ведь работа-то была ему в тягость! Не свое место под солнцем он занимал. Отсюда – вечное недовольство собой, судьбой и зацикливание на своем ребенке. Трудно поверить, что с таким папой дочь была бы счастлива.

Blog post image

Он же прямым текстом выдал примерно следующее: «Дочь, твое место – возле папы, твоя задача – папу радовать и веселить. Папа на работе устает, на вредном производстве калымит, чтобы тебе было что кушать. Так что, Джильда, будь добра, забудь о счастье, а тем паче – о женской счастливой доле. Не знать тебе любовного томленья, будь вечным дитя, радующим меня».

Blog post image

Классическая позиция зацикленных на детях мамочек, которые всю жизнь положили на воспитание чада, но делали это не бескорыстно, а «для себя», чтобы не испытывать грызущего чувства одиночества.

Blog post image

Я понимаю, что в этой истории каждый найдет свое. И для меня эта история – об эгоизме, душевной лености, потакании своим слабостям, культивировании роли жертвы и об УДУШАЮЩИХ ОБЪЯТЬЯХ РОДИТЕЛЬСКОЙ ЛЮБВИ.

Очень часто ребенок, рожденный, «чтобы не было одиноко», так и остается при маме всю жизнь. Многие из этих «для себя рожденных детей» даже и не предпринимают попыток строить личную жизнь. Одинокие, зацикленные на детях, отцы в нашей жизни встречаются реже, поэтому образ Риголетто сначала непривычен.

Blog post image

И не удивительно, что Герцог в этой истории выходит "сухим из воды". Эта история - не о нем. По большому счету, здесь пострадал лишь тот, кто этого больше всего заслужил. И это - не проклятье старика, а проклятье Риголетто самому себе, итог и квинтэссенция всей его жизни.

Не зря он большую часть оперы проводит на коленях. Раскаяние - то, к чему уже рвется его душа, но пока бунтует непокорный разум.

Blog post image

Ведь даже в последнем диалоге с умирающей Джильдой он еще далек от покаяния. Он привычно падает в бездну жалости к себе: «КАК Я БЕЗ ТЕБЯ БУДУ?»

Blog post image

Вы знаете, если честно - я раньше не любила оперу "Риголетто" из-за ее жестокой развязки, и неохотно шла на премьеру. Но великолепные визуальные образы и бесподобная игра наших артистов ПЕРЕВЕРНУЛИ во мне многое. Мысленно я возвращалась к ней снова и снова. Со времени просмотра постановки прошло же больше месяца, и мое отношение к опере поменялось на 180 градусов.

И опера уже не вызывает во мне того "ГОРЬКОГО ЧУВСТВА НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ", как сказала одна моя знакомая. Здесь все логично с точки зрения духовных законов, так же неумолимых, как и законы физики. Яблоко, сорвавшись с ветки, никогда не полетит вверх. Агрессия порождает агрессию, а месть возвращается бумерангом.

Blog post image

СЛУШАТЬ «РИГОЛЕТТО»

Да, все эти размышления были откликом на ту красоту и выразительность, что мне довелось посмотреть в ГАТОБ. Я побывала на генеральном прогоне спектакля с одним составом, и на первом дне премьеры - с другим.

Нисколько не умаляя заслуг всех артистов, расскажу лишь о тех, которые наиболее сильно поразили меня и запомнились.

Оба артиста, исполняющих роли Риголетто - и наш, ГАТОБовский, Талгат Кузембаев, и солист Большого театра им.Навои (г.Ташкент) Руслан Гафаров, были великолепны и выразительны.

Blog post image

Руслан Гафаров в роли Риголетто

Непревзойденный Герцог Мантуанский - это, конечно, Нуржан Бажекенов. Показал все оттенки и нюансы роли, всю сложную и противоречивую натуру герцога, но при этом - и его светлое начало. А любовная сцена с Маддаленой (Оксаной Давыденко) способно перевернуть ваше представление об опере, как о "скучном жанре", с ног на голову.

Blog post image

Это вам "не вздохи на скамейке и не прогулки при луне". Накал страстей, сносящий крышу. Вот где можно было не требовать тишину в зале - все замерли, забывая шуршать пакетиками и болтать с соседями. Даже сотовые телефоны, кажется, прилипли к сцене и автоматически перешли в "безмолвный" режим.

Наша жгучая Кармен - Оксана Давыденко - пошутила: "Опять я играю цыганку". Не знаю, есть ли у Оксаны цыганская кровь, но ее красота и талант максимально раскрывается именно в ролях Кармен и Маддалены.

Blog post image

И, как возвышенно-нежно звучит голос Нуржана-Герцога с сопрано Джильдой, так неприкрыто-страстно он волнует кровь, переплетаясь с низким меццо-сопрано Оксаны-Маддалены.

В-общем, если вы еще до сих пор не купили билеты на "Риголетто", в воскресенье, 30 апреля, то не видать вам самой будоражащей любовной сцены ГАТОБ раньше, чем в следующем сезоне. И не говорите, что я вас не предупреждала.

Blog post image

Джильда в исполнении Натальи Мезиной - это, можно сказать, там самая Джильда, которую и представлял себе Верди.

Blog post image

Наталья Мезина в роли Джильды, Руслан Гафаров - Риголетто

Она не просто хрупкая, милая и наивная девочка, она вся соткана из света. Кажется, что она невесома.

Blog post image

Наталья Мезина в роли Джильды

Но и Джамиля Баспакова в этой роли была хороша, её кристальный голос и большой сценический опыт способны любую партию сделать невероятно интересной.

Монтероне - партия, на которую я обычно не обращаю внимания, в исполнении Ильяса Артагалиева, внезапно открылась взору. Монтероне - тот самый старик, который вначале оперы проклял Риголетто.

Blog post image

Понравилась Сара Ищанова в роли Джованны, служанки Риголетто и Джильды. Такое редкостное лицемерие - и вашим, что называется, и нашим.

Blog post image

Ну, и, конечно, куда без Спарафуччиле, киллера "с принципами". Его роль гармонично подошла и Серику Аукатову и Кайрату Омирбекову.

Blog post image

Оксана Давыденко - Маддалена, Серик Аукатов - Спарафучилле

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Это только кажется, что все герои в опере действуют спонтанно. В их спонтанности – бездна логики, в своих поступках они не отклоняются от своей генеральной линии поведения ни на йоту!

Джильда выбрала смерть, с одной стороны, неожиданно, а с другой - что ей делать в этом несовершенном мире? Она задачу своей жизни выполнила – научилась любить ангельской любовью.

А остальным героям открыть в себе это только предстоит. И еще неизвестно, смогут ли они это сделать.

Вот тут я тоже не могу удержаться и не упомянуть о прекрасной режиссерской находке - образе лодки, в которой Джильда отправляется в свое последнее путешествие.

Blog post image

 

Фотографии предоставлены ГАТОБ им. Абая. Фотограф - Таулан Стаханов.

5
1566
6