Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 767 постов40 подписчиков
Всяко-разно
11
23:55, 23 апреля 2017

Еркин Татишев: «Карцерно-кабинетная система в школах уже не актуальна, нужны совершенно другие пространства и наставники, чтобы в будущем наши дети могли выиграть „войну“ с компьютерами».

Еркин Татишев, глава совета директоров «KUSTO GROUP», группы компаний, которые работают в различных отраслях и странах, после нескольких лет в составе попечительского совета ВУЗа, решил открыть первую школу по американской модели High Tech High. В своем интервью со мной, бизнесмен призывает региональных предпринимателей подключиться и стать первыми в своих городах.

Blog post image

- Рынок образования – одна из немногих ниш, где нет крупных компаний или холдингов, то есть, фактически нет никакой монополии. 80 процентов всех компаний, предоставляющих услуги образования – малый и средний бизнес. Но я вижу, что интерес к рынку стали проявлять крупные бизнесмены. Насколько я знаю, Вы тоже инвестируете в новую школу экспериментального типа, в которой реализована модель школы High Tech High, где все обучение построено на основе реализации проектов. Расскажите, подробнее, об этой инвестиции.

- Для меня  инвестиции в образование – это инвестиции в социальный бизнес, но поскольку это все-таки бизнес, то он должен быть устойчивым, самодостаточным для того, чтобы я не столько вернул изначальные вложения, сколько создал то, что является самоокупаемым. По сути, социальный бизнес – это тоже самое, что «заложить зерно, а дальше оно уже должно расти самостоятельно».

Я давно интересуюсь образованием, уже несколько лет нахожусь в попечительском совете предпринимательского университета ALMAU. И там я вижу проблемы высшего образования. Но у меня также растут 4 детей и с этой стороны я понимаю проблемы образования школьного, которые на самом деле не менее остры, чем в высшем. Почему школа? Потому что  больше 10 лет наши дети находятся в системе образования, которая уже морально устарела. Она устарела в принципе. Да, у какой-то школы дела лучше, у какой-то хуже, но, образно говоря, это по-прежнему кнопочная «NOKIA». Да, это хороший телефон, но мир ведь изменился, и человек, выбирая смартфон, выбирает не только телефон, а целый набор функций и рабочих инструментов, которые предлагают технологии.  Благодаря им у нас за последние 10 лет  пропала зависимость от рабочего фиксированного телефона, рабочего стола и компьютера, можно путешествовать и вести бизнес с партнерами со всего мира и многое-многое другое. А система образования не изменилась. Посмотрите фильм «Обреченные на успех» и вы все поймете. Но еще до этого фильма, я столкнулся с тем, что мои собственные дети не хотят идти в школу. И это реальная проблема, потому что они не чувствуют себя там счастливыми. Им там плохо. И не потому, что они не хотят учиться, ведь во всех детях природа заложила естественную любознательность и желание все познать, а потому что в школах неинтересная подача или неверный контент. И когда я это осознал, то пригласил Татьяну Бассо и сказал: «Давай попробуем найти решение, потому что если мои дети несчастливы в школе,  наверное, это не только проблема моей семьи». Так методом поиска в Сингапуре, Финляндии, США мы нашли систему PBL (project based learning), которая 20 лет развивается в одной из американских школ под названием High Tech High. Буквально  2 недели назад я встречался с основателем школы Ларри Розенстоком, провел с ним один день, посмотрел, как в этой школе работают дети, именно работают, потому что учеба у них связана с постоянной самостоятельной работой. Они дети, как дети, но они очень взрослые в своем отношении к миру, очень вдумчивые, серьезные, самостоятельные, с удовольствием идут в школу. Конечно, у них есть масса веселья, и при этом «масса дела». У них нет «апай, апай, можно в туалет выйти», они самостоятельно ведут свой учебный график дня, сами, когда нужно кушают, сами читают и реализуют свои проекты. И при этом они обладают колоссальными знаниями, это видно по глазам. Они такие же веселые, как и все дети, но при этом между собой и с другими они взрослые в полном понимании этого слова. Нет никаких учителей, которые за ними следят или контролируют. Они полностью самостоятельны, также как профессионалы в офисах: каждый выполняет свою работу самостоятельно, когда нужно реализовать что-то вместе, объединяются, вместе обсуждают, решают и снова занимаются своей компетенцией. То, что мы, как взрослые, делаем в бизнесе, они делают в школе и через такой подход становятся владельцами больших знаний и опыта, умения коммуникаций, анализа, дизайн-мышления и много другого. Они глубоко погружаются в любые знания, если они им необходимы, и если они что-то не знают, то они спокойно говорят: «дайте мне неделю и я буду знать все, что доступно по этой теме. И так учатся дети,  начиная с 5 лет.  Я также видел  17-летних учеников этой школы, видел их проекты, узнавал, чем они занимаются, и могу точно сказать, даже самая дорогая школа в Казахстане по сравнению с High Tech High – это земля и небо. Честно говоря, с таким подходом, все остальные просто не сравнятся.

Blog post image

- Фактически, это метод исследования, которым пользуются для того, чтобы изучить любой предмет. К примеру, я записываю это интервью как раз для того, чтобы изучить рынок образования в Казахстане и делаю его публичным, чтобы эта информация была полезна обществу.

-  Да, к примеру, вы выбрали тему образования и начали ее изучать с разных сторон, но самое главное, что в конце вы должны выдать какой-то результат, продукт или решение физическое, техническое, любое. И это - лучший путь к познанию, поэтому результатом вашей деятельности должен быть продукт, решающий ту или иную проблему.

- Спасибо за мысль, буду думать о таком подходе :). И, насколько я правильно поняла, в своей школе вы хотите реализовать модель High Tech High?

- Верно, мы хотим принести в Казахстан эту модель обучения школьников. Эта модель не зависит от детей - все дети в мире одинаковы. Уникальность модели в  академической свободе преподавателей, которые создают с детьми интересные захватывающие проекты. В этом году  осенью мы запускаем школу на 100 человек, она уже в процессе проектирования. Этот процесс занимает много времени,  потому что система с нашими коридорами и классами, система «карцерности» не подходит, это не то, что нужно. Поэтому мы проектируем совершенно новое образовательное пространство, где  много открытых площадок, много света, внутренних лабораторий, много измененных пространств, где детям легко находится и общаться. По сути, в школе каждый день ребенок проводит время в лаборатории жизни и постоянно экспериментируя, находит свои знания, учится достигать результатов через ошибки. И этот процесс захватывает, получать знания так намного интереснее, чем читать книжки и получать теорию с чужих слов. Я уже сам не помню то, чему меня учили в школе. 90 процентов того, что я знаю, а я закончил школу с золотой медалью и был победителем разных олимпиад, ушло, никак не применимо и мне даже  жаль всего этого времени.

- Согласно отчету ОЭСР, среди казахстанских школьников высокий процент прогулов, возможно из-за этого?

- Неудивительно, потому что я помню себя в школе постоянно скучающим. Конечно, из-за скуки ты прогуливаешь и занимаешься не совсем правильными с точки зрения поведения вещами, потому что сидеть и слушать, как тебе читают книжку по предмету, которую ты уже всю прочитал в начале года, совсем неинтересно. К примеру, в начале года я прочитывал все учебники, а потом весь год – убивал время. Именно поэтому много сейчас в наших школах конфликтов между учениками, между учениками и учителями, все там занимаются всем, чем угодно, но только не учебой, потому что сама учеба потеряла смысл и стала простой читкой теории. Да вы взрослого человека посадите в класс и начните ему 40 минут читать учебник, он же сбежит. А почему мы тогда заставляем страдать детей и считаем, что им это полезно? У них ведь масса энергии, а мы заставляем их тратить 10 лет на чтение теорий. Да, это работало в 20 веке, но перестало работать в современное время, не потому что это плохо, а потому что изжило себя. Точно также как арба. После нее появилась машина, после машины – самолет, это ведь процесс изменений. В век электромобилей, мы же не продолжаем ездить на конях. Это технический прогресс, который должен кардинально изменить наш подход к образованию.

 

Я понимаю, что компетенцию, соревнование в плане мозгов, мы уже проиграли компьютеру, мы не можем хранить и обрабатывать столько информации и так быстро, как машины. Мы сами создали компьютер и он нас превзошел. Это нормально. Надо смириться с этим, мы же не жалеем, что создали «траки» и они могут перевозить больше, чем мы сами на себе.  С точки зрения креативности и души, и возможности их объединения   с возможностями компьютера – вот где «голубой океан» для человека. Голубой океан – это термин, который обозначает новые ниши, где мало конкуренции, а красный океан – это традиционные рынки и ниши, где существует жесточайшая конкуренция.

 

Нужно каждый раз открывать для себя в современном мире  голубые океаны, нужно вернуться к своей классической основе, где человека научили думать, видеть, чувствовать, научили массам навыков, как это было тысячу лет назад. Тогда каждый мог что-то создавать, мастерить, понимал природу вещей. Это лучше, чем заучить, когда Наполеон вторгся в Россию, или зубрить формулу, которую не знаешь, как и где применять.

Формулы – это путь, также как и любая информация, которая уже есть в бесплатном доступе. Ее уже не нужно запоминать.

- Переосмыслить роль человека на рынке труда и занятости – то, над чем думают многие страны. Если автоматизация и технологии заменят не только ручной труд, но и много других сфер, к чему быть готовыми, и что изучать, на Ваш взгляд?

- Сейчас вся конкуренция в мире – это люди. Вы хотите хорошую журналистику, но что бы Вы не создавали, без хороших журналистов никак. Без хороших бизнесменов не будет бизнеса или хорошего спорта без хороших спортсменов. Все в итоге упирается в человека, в команду мыслящих людей. У всех есть компьютеры, которые не «компостируют» тебе мозг, не требуют зарплату, не требуют отдыха или еды. А нам ведь нужны соратники, у которых есть характер, с которыми можно обсуждать идеи, искать решения, достигать результатов. И, на мой взгляд, это и есть новая миссия школ, чтобы в 17 лет из них выходил человек, который чувствует себя полноценным и не думает, что ему нужно еще университет закончить. Ерунда это. Университет – это не обязательно, его придумали 200 лет назад. Без университетских дипломов всегда были изобретатели, и люди создавали продукты, услуги и массу других вещей. Университеты хорошо объясняют все пост-фактум, но не они реальный центр новых знаний, они лишь анализируют и систематизируют. А новый опыт, новые знания создают сами люди и в этом смысле моя мечта – чтобы дети, которые заканчивали нашу школу, могли быть самостоятельными, могли открыть бизнес, могли обладать навыками, думать, делать что-то самостоятельно, уметь за себя ответить и постоять.

- То есть, если Вы не верите в университеты, отражается ли это на найме тех или иных сотрудников? К примеру, Вы требуете у них наличие диплома или уже нет?

- Я вообще перестал верить в дипломные корочки. В нашей компании с этого года мы принципиально проводим политику отказа от дипломных корочек. Неважно, какой у  сотрудника диплом - Гарварда или Таразского университета, мы говорим: нам нужны талантливые ребята с хорошими навыками обучения. Высшее образование превратилось в бизнес в плохом смысле этого слова, когда продают не знания, а бумажки с печатями. Нужно, чтобы поменялся спрос, чтобы люди шли не за корочкой. Ключ к миру заключается не в них, а в реальных знаниях, твоих навыках и в твоем характере. Родители должны сами это осознать. Бумажки – это вчерашний день.  Если родители хотят бумажку, конечно, есть университеты которые берут за них 100 тыс.долларов в год, поэтому большинство студентов США – это рабы банковской системы, которые выплачивают свои студенческие кредиты 20 лет своей жизни. Я гарантирую, что можно получить такие же знания и быть успешным, учась в любом учебном заведении. Знаю это по себе, потому что бросил университет на 3 курсе, ушел, потому что занимался другими вещами. Конечно, потом я закончил заочно, чтобы родители были спокойны и увидели диплом, но это было простой формальностью.

- У бизнеса в образовании сложилась определенная репутация. С одной стороны, есть негативные последствия, к примеру, продажа дипломов, а не знаний. С другой стороны, бизнес может делать однозначно хорошие улучшения. Мне кажется,  важно сейчас это показать.

- Когда бизнес в образовании – это плохо? Когда идет ориентация на неправильный спрос, когда бизнес не имеет своей миссии и определенных ценностей. К примеру, циничный подход, когда, чтобы расшириться, бизнес ставит ставку на количество клиентов.   Над демографией ты не властен, тогда как увеличить спрос? Нужно разделить время. Если раньше учились 5 лет, значит, нужно сделать так, чтобы люди учились 10 лет. Если учились 10, то будем учить 15 лет. А чем набить людей  за 15 лет? Не проблема, есть миллионы книг! И люди будут зубрить, читать их 15 лет.

К примеру, если смотреть на государственное образование, все говорят «Это же бесплатное образование, это государственные бесплатные школы». Это не так. Все это содержится за счет налогов! А налоги платят налогоплательщики, и, конечно, система образования хочет иметь большой бюджет, это нормально. Любой университет хочет иметь тысячу студентов, которые бы учились 20 лет. И под это будут писать книжки, научные работы и убеждать, что в современном мире необходимо тратить 10-20 лет своей жизни на школьной и университетской скамье.

На самом деле такая система  отнимает время реальной жизни у молодых, когда они полны энергии, сил, которые тратятся впустую, и мы видим серую массу.  Система сама себе продуцирует. У системы нет задачи заняться ребенком, задача любой системы усиливать свое влияние. Это проблема любых систем – они хотят становится больше, сильнее, влиятельнее и здесь система образования играет на самом святом – как же, это же ваши дети, вы проиграете все, если они не будут учиться в вузе и т.д.

Я в это не верю, это антиэволюционно, никогда мы так не учились. «Золотого человека» создали до нашей эры, никто не может строить сейчас, как строили зодчие в прошлом. Но ведь тогда не было никакой системы образования и при этом мы восхищаемся талантами прошлого гораздо больше, чем достижениями современности. Потому что тогда люди умели создавать долгосрочные вещи. Если посмотреть на историю казахов, то в 14 лет мальчик уже считался взрослым, он мог быть воином, если пришла война, мог жениться.   В 16 лет они уже были людьми мира, а не школы. Они уже воины, ремесленники, хозяева семьи, отцы, то есть, это уже серьезные люди. Вы просто вспомните себя в 20 лет, когда у вас были силы  не спать неделями и при этом быть в отличной форме. А сейчас всю эту созидательную энергию посадили за парты.

 

- Но ведь в то время люди жили меньше, говорят ученые-статистики.

- Это не правда. Была очень высокая детская смертность и поэтому средне-статистически выходит  люди жили меньше. Но если каждый просто посмотрит, сколько лет было родным по мужской линии своих 7 колен, убедится, что это не так. Нельзя считать средний возраст, как среднюю температуру по больнице. Если люди выживали до 15 лет, они становились как камни, жили до глубокой старости.

Конечно,   9 из 10 профессоров скажут, что я не прав, что наших детей нужно учить 20-30 лет, они в это свято верят. Конечно, ведь это их работа. Но если работа учителя – читать книги и затем за деньги передавать содержание, то это ничего общего не имеет с образованием. Таких учителей-профессоров сложно переубеждать. Я не хочу с ними спорить, я хочу создать школу, которая станет альтернативой. В целом, я хочу, чтобы родители задумались о том, что не надо бежать за школой и делать до 2 часов ночи   бесполезное домашнее задание. Лучше научите его любить музыку, воспитайте в них характер, научите достигать результатов, потому что все это дает не школа, не какое то заведение, а семья. Школа не обязана это делать, воспитание – это ответственность родителей. Есть искусство, есть спорт, много инструментов, которыми можно наполнить ребенка, а не мучить его учиться на пятерки. На 5-ки в сегодняшней системе могут учиться только зубрежники, либо очень талантливые дети от природы. Если ребенок учится на 3, не нужно делать из него загнанную лошадь, у которой нет сил на жизнь. У него навсегда будет отвращение к жизни, к учителям.

Поверьте, жизнь сама поставит нам оценки, если мы делаем неправильные вещи. Но это не та оценка, от 1 до 5, к которой нас приучают. Оценки в школах не жизненны, не имеют отношения к реальности. Но мы к ним привыкли, как к статусу-кво.

 

- Сама система образования создавалась для того, что бы получать людей, которые могут обеспечивать индустриальный рост экономики. Но если создавать школы, из которых выходят полностью самостоятельные мыслящие люди, то ими сложно управлять так, как это делается сейчас во многих компаниях.

- А ими и не нужно управлять. Нет управления людьми – это я говорю, как бизнесмен. Если сотрудники что-то не знают, им нужно дать возможность узнать, научиться.  Нужны просто правильные люди, и они сами найдут, как нужно лучше сделать что-то через ошибки, через попытки. Все. Я не знаю, кто придумал, что люди – бараны, которыми нужно управлять, как будто сами они не могут организоваться? Не нужно думать о людях,  как о станках или инструментах.

 

Есть несколько классических формул в бизнесе:

 

1)       Правильный человек + правильные системы, ты получишь великолепный результат.

2)       Правильный человек + слабые системы, ты получишь средний результат, но все равно это хороший результат.

3)       Неправильный человек + отличные системы, ты получишь плохой результат.

4)       Неправильный человек + неправильные системы, плохой результат будет еще хуже.

 

В  основе этих 4 простых формул  всегда  правильные люди. Даже если у тебя «Жигули», но хороший водитель, он привезет тебя к нужной точке. А если у тебя «Мерседес», за рулем которого дурак, то приедешь совсем не туда, куда нужно. Зачем вам управлять плохим водителем, постоянно его мотивировать, обучать, контролировать? Просто найдите хорошего.  Хороший водитель тот, кто постоянно улучшает самого себя и свои навыки вождения.

 

- Технологии вносят хаос в обычный порядок жизни, сначала они убили авторучку и письмо на бумаге, а сегодня отнимают рабочие места во многих отраслях. Мне кажется, что ажиотаж вокруг образования усилился из-за того, что мы не понимаем,  что будет завтра или через 10-15 лет.

- Я не верю в такое планирование, потому что я сам не могу сказать, что я буду делать через 10-15 лет, а в 17 лет такой вопрос поставил бы меня в тупик. Для меня планирование – это видение, кем ты хочешь стать, какого уровня человеком, внешне, умственно, душевно. И  в этом направлении нужно развиваться самому. Никто не может предугадать, что будет. Единственное в чем я уверен – если ты идешь правильным путем, если у тебя хорошие привычки, если ты над собой постоянно работаешь,  каждый день думаешь о том, кто ты, что ты делаешь, честен с собой и честно относишься к жизни, то ты однозначно дойдешь до цели.  Даже если ты зашел не туда, то можно это осознать, ведь не бывает единственно правильных путей. Как говорят сенсеи, есть тысячи  тропинок к вершине горы, просто иди и какая-то из них тебя доведет. Но важно идти.

 

- Вы - один из немногих бизнесменов в стране, который успешно работает на разных рынках, не только в Казахстане. Основное большинство работает внутри страны, с использованием регулирования и пользуются закрытостью рынка. Вопрос, могут ли казахстанцы, как профессионалы, конкурировать с коллегами из зарубежных стран и почему этого пока не могут сделать университеты?

- У меня просто так сложилось, не могу говорить обо всех. Я лично себя очень комфортно чувствую, когда работаю в нескольких странах.  Что касается университетов, то сейчас просто супер время, когда интернет разрушил закрытость  в системе образования.

Красота в том, что благодаря технологиям не нужно проходить и проводить реформы в образовании, базируясь на прошлом. Не нужно проходить тоже самое, что и другие страны. Не нужно же ребенку сначала научиться пользоваться дисковым телефоном, потом кнопочным, а потом уже смартфоном. Нет! Они в год сейчас могут разблокировать телефон или планшет. Любому ребенку нужно всего день с гаджетом провести и он будет разбираться в нем лучше взрослого человека. И вот эта красота технологий может позволить нашему образованию сделать «Jump»,  легко преодолеть разрыв, благодаря новым методикам образования или технологическим ресурсам.

Мы можем прыгнуть в будущее всего за 5 лет, это не чудо, а смысл всех инноваций, они позволяют делать вещи, к которым раньше нужно было идти очень долго.

 

Мы ведь не пытаемся 3 года плыть через моря и океаны,   просто покупаем билет на самолет и в течение суток вы можете быть в любой точке мира. Вот так и инновационные системы могут позволить сделать прыжок практически в любой отрасли и образование - не исключение. Поэтому если мы начнем использовать такие инновации, то я не переживаю за конкурентоспособность Казахстана. Наши дети ничем не хуже детей Сингапура или Финляндии. Просто нужно иметь открытый ум и сильный характер. На уровне человеческого капитала –   сделать прорыв реально. Мы работаем во многих странах мира и везде работают наши казахстанцы, но те, которые научились всему на опыте, на основе реализации проектов. Мы видим, что мы можем биться на других рынках. В других странах живут обычные люди, это ведь не борьба с инопланетянами. Да, у них может быть гарвардский диплом, у меня нет, но это не небо и земля. Небо и земля – это практик против теоретика. Если ты практикуешь науку, спорт, бизнес, то ты будешь на уровне.  Конечно, изучай новые методики, новые техники и технологии, будь открыт миру, учись у лучших, обменивайся знаниями. Мы очень конкурентны, я вам гарантирую.

 

- Сколько лет самому молодому вашему сотруднику?

- Хороший вопрос, никогда не интересовался, но буквально недавно говорил своим коллегам, что если вы видите талантливых молодых людей, то даже если ему 17, берите его на работу, нужному мы его научим сами. Мы стараемся брать молодых, потому что  ценность, которая у них есть  - это открытое, яркое восприятие жизни. Но проблема в том, что я встречаю сейчас очень много молодых парней и девушек, которые… ну скукота, если честно.

Им 22 года, только закончили университет и уже такие старики при жизни. Они уже все в догмах, построили сами себе тюрьмы в головах, к сожалению. С такими людьми невозможно работать и это, я считаю, результат, который выдает наша система образования.

 

- Еркин, расскажите подробнее о вашей школе. Она будет работать по франшизе? Сколько мест планируется?

- Мы сейчас активно работаем над проектом, привлекли одного из лучших финских архитекторов, ему помогает американец, который строил школу High tech high. Это не франшиза, потому что основатель школы говорит: «мы расскажем, как мы это сделали, но вы можете найти свой путь». Дальше все зависит от нас, потому что это система образования – открытый код, нужно понять принципы и дальше писать самостоятельно. К примеру, я очень люблю боевые искусства и я бы хотел встроить их в нашу школу. Я бы хотел, чтобы все дети прошли школу боевых искусств, потому что она полезна для жизни,  принципы саморазвития встроены в боевые искусства на протяжении тысячи лет. Это бесконечный процесс самосовершенствования, там мастер тот, кто постоянно практикуется. Мастер тот, кто умеет применить навыки в реальном бою. Это не теория, там учитель доказывает, что он лучше учеников на практике, а не в кабинете.

В Казахстане наш национальный вид спорта – казакша курес. По сути, это умение бороться – полезное умение в жизни. А если посмотреть на детей, то им всегда хочется пробовать свои силы. Все дети очень тактильные, им нужно что-то или кого-то испытывать на прочность. У меня есть огромное желание и идеи, как внедрить этот курс для школьников. Мне кажется, очень важным, чтобы в нашей школе прививался ДНК степняков. Неважно, где ты будешь завтра работать, культурный ДНК должен быть прописан через язык, музыку, философию, и тогда у человека никогда не будет конфликта   с собственной культурой в современном мире. Конфликт со своей культурой - это как воевать с собственной семьей, самый глупый конфликт. Наоборот, собственная культура – это то, что тебя подпитывает.

Вопрос в том, как это сделать в нашей школе. Нам нужно попробовать много методов. Я считаю, что мы не сможем сделать это одни, нужна помощь родителей и общества в целом. Мы хотим создавать  интересные проекты для детей, как, к примеру, курс по созданию собственной современной домбры. Для того, чтобы сделать ее самостоятельно, они ведь должны сами изучить историю ее происхождения, понять, как работает нотная грамота, кто написал и создал великие кюи,  а потом  сочинить свою музыку, научиться играть. При этом, мы не хотим ничего придумывать, мы ищем и ждем людей со своими наработками, которые уже работают в этом направлении, а мы создадим для этого все условия.

Blog post image

- Вот здесь наверное и главная сложность, как насчет учителей, наставников, где Вы их набираете?

- Мы уже на стадии отбора учителей-наставников. Конечно, есть много ребят, которые привыкли к школьной системе, им сложно перестраиваться и адаптироваться к новой модели. Ведь мы даем учителям полную академическую свободу, где нет никаких одобренных стандартов, которые просто читают  в классе. Все необходимо создавать самим, нужна креативность.

К примеру, в Америке в школе High Tech High   договора с учителями заключают только на один год. Если курс нравится, то контракт продлевают снова на год. Фактически, у учителей нет стабильности, к которой они привыкли, но зато есть полная академическая свобода творить каждый день. И знаете, в США у них просто очередь желающих! Всем ведь нужна свобода, чтобы работа была интересной. Естественно, затем любой учитель из этой школы становится на вес золота. Процесс отбора и набора правильных учителей – один из самых важных, осенью увидим результат.

- Скажите, а если другие предпринимали заинтересуются вашим проектом, они могут предложить сотрудничество?

- Я бы хотел, чтобы бизнесмены из регионов, посмотрев на наш проект, тоже захотели открыть такие школы в своих городах. То есть, они могут взять на себя hard (стены, коммуникации, инфраструктуру в целом), а мы сможем принести с собой soft (методики, опыт, технологии). Мне кажется, все любят свою родину и готовы сделать что-то полезное для своего народа и страны. Если мы начнем это делать, то однозначно, сможем изменить образование. Мы видим отличную модель в виде High Tech High и мы верим, что она может отлично работать в Казахстане. Дальше пусть выбирают люди, кому-то нравится очень строгая школьная система в стиле: «сесть», «встать», «отвечать», тот выберет такой тип школ. Кому-то нравится другая модель, пожалуйста, родители могут выбирать. Но важно, чтобы было из чего выбирать.

 

-  В США High Tech High – это школа, где дети учатся за счет государства, то есть, за счет подушевого финансирования. Однако школа управляется не государственной системой.

- Да, управление частное, деньги государственные. Основатель Ларри Розенсток говорит, что его школа на учеников тратит меньше, чем любая государственная школа, а пользы приносит в несколько раз больше. Его дети – дети совсем другого уровня. В США, налогоплательщики трепетно относятся к тому, как тратятся их деньги, поэтому им важно, чтобы образование было эффективнее и дешевле одновременно. Я сам, честно говоря, не понимаю, зачем государству и жителям тратить огромные деньги на то, чтобы те, кто не хочет работать, имели чуть ли не пожизненную возможность учиться бесплатно? К примеру, во Франции я видел студентов, которым 30-35 лет и они все еще учатся. А что, ведь это бесплатно. Студентом Сорбонны можно проходить хоть всю жизнь. А потом все удивляются, почему это поколение  такое инфантильное, семьи создают только к 40 годам и т.д.  Эти бездельники содержаться за счет налогов, которые платят работающие люди, причем те, кто работает больше всех, тот зарабатывает. Так можно же наоборот сделать. Если  оптимизировать ту же систему образования, сократить затраты, то можно облегчить налоговое бремя.

Blog post image

- И наверное, последний вопрос, государственные школы сейчас коррумпированы, в хорошие школы родители платят, чтобы взяли детей, в средних идут различные сборы на ремонт и т.д. Как изменить эту ситуацию?

- Коррупция – это следствие, а не основа. Учителя ведь не от хорошей жизни это делают. У них 60 тыс. тенге зарплата, а жить нужно, вот они находят способы в системе выживать. В университетах тоже самое, студентам не нужны знания, родителям нужны корочки, поэтому  университеты реагируют на спрос и «продают» дипломы. Это обоюдное явление, ведь коррупцию стимулируют те, кто дает деньги.  Нужно, чтобы студенты, родители более ответственно относились к учебе. Иначе, все время мы будем винить систему или государство, которое все время нам что-то должно. По сути то, государство не так много нам и должно. Мы отдали ему функцию обеспечения безопасности, отдали другие формальные вещи. Но, извините, к примеру, здоровье и образование   – тоже ведь в наших руках, кроме экстренных случаев. Каждый ведь может питаться здоровой едой, заниматься спортом, отказаться от вредных привычек, самостоятельно учиться, читать правильные книги и т.д. Честно говоря, для этого не надо быть богатым. Не надо требовать что-то сверх от той же системы образования, не нужно становится обществом жалобщиков, которое бесконечно просит и требует, все время недовольно. Так ведь неинтересно. Не нужно просто критиковать, а в рамках критического мышления думать, что мы сами можем изменить и улучшить? Это другой подход. Я думаю, что в ближайшее время, появятся интересные инициативы, которые само общество должно поддержать.

 

В следующих постах я продолжу интересные встречи с казахстанскими предпринимателями, которые хотят внести свой вклад в развитие нашего образования.

 

11
10234
3