Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 772 постов41 подписчиков
Всяко-разно
3
20:52, 21 апреля 2017

История создания Вооружённых Сил Казахстана в воспоминаниях и в лицах. Глава 8

Blog post image

Продолжение, начало здесь

Blog post image

Глава 8

8. Депутат городского Совета народных депутатов. Подготовка кадров для Вооруженных Сил Республики Казахстан

В начале 1993 года я был избран депутатом городского Совета народных депутатов по 62 округу г. Семипалатинска, вместо убывшего в Россию подполковника Константина Паршакова. Костя был комэском-два в нашем полку

Должность депутата общественная, неоплачиваемая, но с полномочиями и правами. От предложения стать депутатом я не стал отказываться, надо было решать бытовые проблемы и оказаться полезным в это трудное время. Написал короткую, по-моему, вполне логичную программу, как я буду решать эти проблемы и выиграл выборы в первом же туре. Человек должен быть полезен как летчик, или как инструктор, как офицер, или как муж, как отец или как друг, как гражданин своей страны, а депутат свою полезность может реализовать еще через свои полномочия.

Улучшение условий быта могло стать одним из удерживающих факторов кадров для вооруженных сил. Кроме проблем военного городка «Юность», это решало многие проблемы поселка «Комсомольский», аэропорта, бумажно-тарного комбината и мясокомбината, других предприятий, нескольких жилых кварталов города и ряда исправительных учреждений, находившихся в моем округе, руководство, которых возлагало на меня свои надежды.

Я решил нанести решающий удар по самому чувствительному месту этих проблем, по снабжению теплом. Кроме малых запасов угля на теплоцентралях, по расчетам инженеров-тепловиков, сечения труб, снабжающие наши дома и предприятия не соответствовали величине необходимой для нормального обеспечения теплом.

Переговорил с коммунальными службами и встретил понимание в лице заместителя Главы администрации города (тогда акиматов еще не было) О. Исмаилова, отвечающего за этот сектор. До сих пор вспоминаю с благодарностью этого неравнодушного человека. От предприятий, находящихся на территории моего округа, удалось собрать на целевой счет, по тем временам достаточную сумму. На эти средства из Омска с помощью О. Исмаилова были закуплены и доставлены трубы необходимого сечения с учетом протяженности трассы. Обеспечение теплом домов снижало нагрузку на снабжение электроэнергией. Но вариантов кардинального решения вопроса с газом в моем арсенале на то время просто не было.

Пользуясь тем, что аэродром и аэропорт являлись объектами первой категорий и должны снабжаться двумя независимыми источниками энергоснабжения, решил восстановить второй источник. Воздушная линия, которая раньше использовалась для этих целей, была разобрана бригадами по сбору цветного металла. С помощью электриков аэропорта нашли старый кабель, который использовался ранее, до введения в эксплуатацию воздушной линии, восстановили его и она начала работать, правда с перебоями. Нагрузка на основную линию снабжения заметно снизилась.

В это время закончился отопительный сезон и появилась возможность трассу, ранее использовавшуюся для подачи тепла перевести на снабжение горячей водой. Сейчас это возможно звучит дико, но в городке не было горячей воды. Да и с холодной водой тоже были проблемы в нескольких домах, расположенных с краю городка.

Отсутствие напора холодной воды на этажах выше третьей в летнее время объяснялось дачным поливом, но в зимнее время это не лезло ни в какие ворота. Оказалось, все просто из-за отсутствия должного надсмотра и обслуживания задвижки прогнили, упали и перекрыли собою добрую половину сечения труб. Выявили это и заменили задвижки две полноценные бригады, которые я пригласил из городской службы. К сожалению, не могу вспомнить фамилии и имена этих бригадиров, депутатские записи в бесконечных переездах военной семьи, канули в лету. Это были две бригады профессионалов своего дела.

Бригадиры подсказали мне, что без осушения подвалов домов, в которых вечно стояла мутная вода, наведение порядка в линиях снабжении горячим и холодной водой, а также водоотведением невозможно. Для этого требовалось навести порядок в канализационных трассах по всему городку. Колодцы без крышек по самый верх были забиты мусором различного происхождения, трупами бродячих животных. После очищения этих колодцев и труб были пробиты стоки с подвалов.

Оказывается, шум вытекающей воды с фекалиями из подвалов домов иногда доставляет сильное удовольствие. За несколько теплых недель резкоконтинентального климата подвалы подсохли и появилась возможность привести их в порядок, проводить сварочные работы, менять прогнившие трубы. В дома пошла не только холодная, но и горячая вода, позволяя стирать детское белье, мыть посуду и многое другое. В трудные девяностые годы это было большим достижением. Я стал популярным среди взрослого местного населения. Бабушки меня таки называли «товарищ подполковник-депутат».

Все перечисленные мероприятия, шли параллельно со вскрытием трасс, укладкой новых труб и переключением каналов подачи. Благо я находился в отпуске и это позволяло мне продвигать свои депутатские дела. После отпуска по плану было прохождение очередной врачебно-летной комиссии и полеты. Все шло по намеченному графику, но тут позвонил оперативный дежурный и передал мне приказ командира полка прибыть к нему. Добрая треть моего отпуска еще не было использовано. На отзыв из отпуска это не было похожим.

Командир полка, подполковник Ж. Сандыбаев сразу без предисловий сказал: «Готовься, ты едешь в академию учиться!». Я начал возражать. Во-первых, я нахожусь в отпуске, во-вторых мне не 28 лет и не 32 года. В авиации летчик в возрасте 36 лет уже как бы глубокий старик. К тому времени я этот рубеж уже прошел. В-третьих, и самое главное я еще не выполнил свои депутатские обещания. И в-четвертых, в советское время меня не отпустили в военную академию, когда я хотел поступать. Должность, и результаты достигнутого в службе мне позволяли сделать это. Короче, дорога ложка к обеду, а теперь, как бы было уже поздно.

«Ты же сам меня агитировал стать депутатом», - сказал я командиру на «ты», пользуясь давним своим знакомством с ним. Он учился в военному училище на один курс старше меня и даже один раз давал мне свою гражданскую рубашку сбегать в «самоход» к девчатам. Такое не забывается.

«Короче, это решение командующего, ты едешь и все!», - отрезал командир. Я понял, что ничего не добьюсь и предупредил его, что пользуясь тем, что я в отпуске, съезжу к командующему и попробую уговорить его. Командир молча кивнул, и я вышел от него перебирая в уме, что я еще не успел сделать из своих обещаний избирателям.

Управление командующего Войсками ПВО РК в Алма-Ате располагалась в поселке Бурундай. Со своим старшим братом я поехал на его машине в управление. Дежурный на КПП доложил командующему о нас и к моему удивлению командующий приказал пропустить нас обоих.

Через некоторое время командующий Войсками ПВО РК генерал М. Алтынбаев принял нас. Познакомившись с моим братом, ответственным работником одного из госструктур они повернулись к карте, висевшей на стене и разговорились на актуальные для них темы. Мое присутствие ими было забыто на некоторое время.

Разговор шел о том, в каких условиях приходится решать вопрос о приеме под свою юрисдикцию воинскую часть, подразделения которого частично находятся на территории Кыргызстана и частично Казахстана. Воинская часть была радиотехнической. Если поделить их по территориальной принадлежности, то задача, для выполнения которой она была предназначена перестанет выполняться и не будет поступать разведывательная информация. Если оставить как есть, то возникает вопрос об управлении такой воинской частью, организации его боевой подготовки, снабжением материально-техническими средствами, о достоверности представляемой им информации.

Таким образом, вопросы, которые раньше решались командиром соединения в новых условиях переходили в разряд международных и имели военно-дипломатическое решение. Таким образом, в те далекие времена, на заре юности наших вооруженных сил, сами командующие собирали и формировали свои подчиненные войска. Я твердо знаю одно, когда о таких людях говорят, что они «работали над созданием казахстанских вооруженных сил», то это надо понимать буквально и дословно, в прямом смысле, без всяких условностей.

Здесь можно добавить, что командующий затем сказал мне, что это не его решение, а сам «ақсақал», так иногда называли министра обороны Республики Казахстан генерала С. Нурмагамбетова, озвучил мою фамилию. Он тут же позвонил в кадры министерства обороны, С. Тауланову и подтвердил мое направление в академию. На его вопрос о том, кто он такой, он с юмором ответил: «Будущий командующий». Таким образом, для меня были начерчены перспективные линии, и я начал сборы в академию.

Меня назначили старшим над сбором всех военных абитуриентов, поступающих в различные академии. При принятии этого решения видимо было принято во внимание мой опыт и воинское звание. Сборы проходили на территории военного училища им. Маршала И. Конева и шел отсев тех, кто по каким-то параметрам не удовлетворял требованиям для поступления в академии.

В советское время разрешалось подавать рапорт для обучения в академию только с должности заместителя командира эскадрильи и им равных в других видах вооруженных сил, родах войск и учреждениях при наличии положительных результатов деятельности. Ознакомившись со списком, я понял, что буду иметь дело не только с капитанами и майорами, но и со старшими лейтенантами и лейтенантами.

Требование было одно, срочно подготовить военные кадры оперативного и оперативно-тактического уровня по необходимым направлениям для Вооруженных Сил Республики Казахстан. Если была надежда на будущее кандидата для поступления в академию, решение принималось положительно, независимо от служебного положения, звания. Все учебные заведения, в которых должны были обучаться, были в Российской Федерации.

Одним словом, на финишной прямой осталось 43 человека, от лейтенанта до подполковника, различных видов вооруженных сил, родов войск, различных национальностей, различных должностей. Они должны были обучаться в военной академии им. М.В. Фрунзе, военной академии ПВО Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, военно-воздушной академии им. Ю.А. Гагарина, военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского, военной академии БТВ, военной артиллерийской академии, военной инженерной академии, военной академии связи, военной академии тыла и транспорта, военном финансово-экономическом факультете при государственной академии, военном гуманитарном университете, военной академии ПВО Сухопутных войск. Так, в первые годы создания Вооруженных Сил Республики Казахстан решался вопрос о подготовке кадров для нее. В последующие годы направлялись на учебу и в страны дальнего зарубежья.

Из этой первой когорты сегодня на слуху такие фамилии как В. Рыспаев, А. Алдабергенов, К. Каражанов, Р. Жаксылыков, А. Халиков, М. Жумагазиев, Н. Орманбетов, Т.Койшикулов.

Приведенный здесь список говорит о том, что, образно говоря часы, заведенные первым Министром обороны Республики Казахстан, Халық Қаһарманы, героем Советского Союза, генералом Армии С. Нурмагамбетовым до сих пор идут, несмотря на то, что его самого с нами нет. Светлая память этому Великому Человеку! Особенно в эти дни перед юбилейной датой Вооруженных Сил Республики Казахстан.

Главы 1-ая, 2-ая, 3-я, 4-ая, 5-ая, 6-ая, 7-ая

***

другие посты здесь, здесь и здесь

Продолжение следует

3
1416
6