Yvision.kzYvision.kz
kk
Культура
Культура
Культура
710 постов503 подписчика
Все о культуре и искусстве.
8
23:42, 11 апреля 2017

Театр танца Булата Аюханова. Премьера одноактного балета «Скифы. Южные ночи»

Сюита молодого Прокофьева, написанная в 1915 году, так и называлась «Скифской». В ней дикая сила и дикий звуковой колорит, неистовая воля к жизни, первенству, борьбе – все, что Прокофьев культивировал на первых порах, порывая с вялым постимпрессионистским благозвучием, слащавым постромантическим эстетизмом. Вадим Гаевский, «Дом Петипа».

В ТЮЗ им. Н. Сац показали премьеру одноактного балета Булата Аюханова на музыку С. Прокофьева «Скифы. Южная ночь» и отрывки из других балетов.  

Blog post image

Этот балет Прокофьеву заказал Дягилев, который после скандального успеха «Весны священной» Стравинского хотел и дальше эксплуатировать историко-языческую тему. Наваянное, профессионалу, каким был Дягилев, показалось неудачным, балета он не поставил. Прокофьев, выкинув «неинтересные куски», слепил из музыкального материала «Скифскую сюиту», премьера которой, не без скандала, прошла в Мариинском театре в 1916 году. А. Глазунов, композитор и директор Петербургской консерватории, очень терпимый человек, вышел из зала во время исполнения, чтобы демонстративно вернутся к окончанию.  Декадентствующим деятелям произведение показалось гениальным. Бальмонт даже написал панегирик:

Прокофьев! Музыка и молодость в расцвете,
В тебе востосковал оркестр о звонком лете
И в бубен солнце бьет непобедимый Скиф!

В бубен, понимаешь, дали, солнцу, публике, всем.

Дягилев, Глазунов и другие были правы, конечно. Это такая диссонирующая, визгливо грохочущая музыка, никакого сравнения с первым фортепианным концертом, который прославил юного Прокофьева или с его гениальным балетом «Ромео и Джульетта». Начался процесс распада, связанный с совриском, и то, что раньше вызывало бы недоуменно вздернутые брови у воспитанной публики и кручение пальцем виска у простой, теперь жрут с непроницаемыми лицами, якобы так и надо, якобы это высокое искусство. Позже Бронислава Нижинская ставила балет на эту совершенно не дансантную музыку, было еще несколько советских постановок. Теперь и маэстро Булат Аюханов, в поисках неизбитого, сочинил балет - либретто и хореографию.

Blog post image Blog post image

Сюжет, как я его поняла, нубийский раб и скифская принцесса любят друг друга, а ее отец, а может – муж, только руками разводит, взмывая ими. Вокруг скифы, воины-мужчины, воительницы-женщины, рабы. Кордебалетные сцены – это пробеги двумя шеренгами по горизонтали и проходы по кругу, впечатление, что по арене цирка слоны прошли, верблюды… конница проскакала. В этой суете принцессе и рабу совершенно негде уединится в волшебную южную ночь.

Выше было экспериментально-чистое впечатление, потом Оксана Тарнецкая @omaprem прислала программку с описанием либретто, оттуда я узнала о караване с дарами Нубийского царя в Скифию, пославшего раба вместо себя сватать дочь царя. Почему раба?! Депутацию обычно возглавляют послы знатного происхождения. Стали понятны слоны, верблюды и сцены охоты. Нарратив без названия («Скифы…) и программки не понятен, но впечатление передано очень точно, собственно, любой хороший балет таков.

Blog post image Blog post image

Сцена ТЮЗ тесноватая, балету негде было развернуться, осталось впечатление сутолоки и мелкого размаха. Хореография интересная, я таких свежих поз и связок давно не видела, особенно маэстро удалась странная, нереальная атмосфера. Это завораживает. Если в дальнейших концертах из этого балета давать отрывки, это будут захватывающие номера, а цельная картина не сложилась.

Blog post image Blog post image

Солисты: Ерик Оспанов, Гульнара Камалова и Мади Касымов (раб), его надо было зачернить сажей.

Обратный случай – номер из балета-фантазии «Анна Павлова – Лебедь русского балета».  Возможно как часть целого балета, он смотрелся бы лучше. Отрывком он показался проходным и халтурным. Существует гениальная лаконичная хореография Фокина, сделанная по мотивам - неинтересна и разжижает замысел. Исполнение тоже подкачало. Анна Бурлова  - не Павлова и не Лебедь. Волочковских параметров, с тяжеловесной пластикой, с угловатыми руками, треугольно и резко сгибающимися в локтевых, плечевых и запястных суставах. Не ее амплуа. Интересные подробностикупить билет на балет.

Blog post image Blog post image

В номере под музыку Андрея Петрова «Романс о романсе» она оказалась романтичной, возвышенной барышней из прошлых времен. Партнер Юрий Шакиров, коренастый, в косоворотке, в смазных сапогах выглядел половым из трактира, дисгармонируя и с барышней и с романсом на стихи Беллы Ахмадулиной. Сюда просится кавалер даже не в студенческой тужурке. Это томительное адажио, третьи пор де бра с арабеском.

Blog post image Blog post image

Дивертисменты кажутся вставленными в концерт, чтобы занять труппу, в которой, по словам маэстро, нет кордебалета, все солисты.

Отрывок из балета «Кармен» Бизе-Щедрина удивил. Мне никогда не нравилась затея Альберто Алонсо. Майю Плисецкую устраивало, кто я такая? Работа Булата Аюханова мне показалась интересней. Это зрелищный балет без тривиальности классической Алонсовской постановки. Мне понравился персонаж Рок, одетый в черное облегающее трико с капюшоном. Фигура Рока почти сливается с черной декорацией, видны огромные костлявые руки смерти – кости пястья с фалангами дают сюрреалистическую огромную фосфорически светящуюся паучью пятерню, которая танцует свой отдельный танец. Драматичен дуэт Хозе и Кармен.

Blog post image Blog post image Blog post image

Кармен - Айнур Мукашева, Хозе - Ерик Оспанов, Рок - Меруэрт Макан, Тореадор Алимхан Турибеков (слышала собственными ушами, в программке, присланной Оксаной, написано Юрий Шакиров). Этот балет непременно нужно смотреть целиком.

Blog post image Blog post image

Показали небольшой одноактный балет, поставленный ведущей солисткой театра Гульнарой Камаловой «Сон Маргариты» по роману Булгакова и на музыку И. Корнелюка из сериала В. Бортко.

Blog post image Blog post image

Сильная вещь, у маэстро есть талантливая ученица, запомните это имя, хореограф Гульнар Камалова! Она же и исполнительница партии Маргариты. Характерная для Аюхановских балетов (видела всего ничего, а уже смело делаю выводы) сюрная, я бы даже сказала, онейроидная атмосфера спектакля, что означает грёзоподобное и помрачённое восприятие действительности. Смотришь не только красоту хореографии, техничность и художественность исполнения, но и погружаешься в иной мир. Это истинный театр.

Blog post image Blog post image

Музыка современная, ритмичная, с электронным звучанием, добавляющая механистичности в сцены ада. Это античный ад. Ведьмы – грации Боттичелли. Мастер ищет Маргариту на шабашном балу, как Орфей Эвридику, а бесновато танцующая толпа похожа на тени в Аиде. Интересна архитектоника массовых сцен, тут уже не пробеги от одной кулисы до другой как у маэстро, а движения по диагоналям и восьмеркам-бесконечностям. Танцы мужского кордебалета с кататоническим замедлением и принятием вычурных поз. Из каких откровений черпала Гульнар Камалова шизофренические смыслы, которые есть в романе Булгакова? Воланда инфернально исполнил высокий Алимурат Салихов. Мастера – Ерик Оспанов. В финале, когда кошмарный сон закончился, из рваной ткани реальности проглядывает безумие – тот огромный кусок алого шелка из потустороннего мира, который находчиво использовали для пробегов и драпировок. Он медленно уползает за кулисы. Этот блестящий балет полон аллюзий для образованного зрителя. Захватывающее зрелище. Я в восторге.

Blog post image Blog post image Blog post image Blog post image

И наконец, показали классику, блестящий одноактный балет Булата Аюханова, которому в этом году исполнилось 50 лет, а он до сих пор смотрится современно – «Болеро» на музыку Равеля. Айнур Мукашева и Асель Алпеисова в виде двух Карменок в красном, с упаковки одноимённого советского мыла. Прихотливые танцы на полусогнутых ногах, с откинутым корпусом и горделиво задранным носом. Испанщина на птичьем дворе, красные, важно трясущиеся морщинистые бородки индюков. Ильзат Аухадиев в черном тореадорском костюме с алыми языками пламени – это гордый комичный петух. Кордебалет, описывающий линии по сцене, крутящий черно-красными юбками, сливающиеся с черным задником сцены, ритмично отбивающий фламенковыми ногами ритм. Это гипнотизирует и вводит в транс. Атмосфера нереальная в своей эксцентричности. Кажется, можно взять танцоров за ноги и их откинутыми головами удодов или фламинго играть в крикет во дворе испанской королевы. Полный уход от повседневности.

Blog post image Blog post image Blog post image Blog post image

Труппа техничная. Как и в театре Эйфмана, много спорта и гимнастики, сложные поддержки и кручения, неакадемические изгибы в пояснице. Четкое и фиксированное спортивное исполнение, при отсутствии некоторой, присущей академическому балету трепещущей художественной выразительности. Звезд в труппе нет, в афишах даже не указывают имен солистов, на мой взгляд, это неправильно, со звездами балеты лучше продаются. Я заметила только Гульнару Камалову и Алимурата Салихова, Айнур Мукашеву и Ерика Оспанова, они создали образы. В остальных местах солисты не выделялись индивидуальностью.

Blog post image Blog post image

Такому театру требуется просторная сцена, как в ГАТОБ, они должны танцевать под хороший оркестр. Очень сожалею, что поздно познакомилась с творчеством Булата Аюханова, это великий и плодовитый творец.

Blog post image

Фотографии Елены Петровой @petroblog.

8
4493
9