Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
6
01:14, 21 февраля 2017

ОПЕРА «ФАУСТ» — РЕДКАЯ ЖЕМЧУЖИНА В КОРОНЕ ГАТОБ

16 февраля на сцене ГАТОБ была показана опера «Фауст» французского композитора Ш.Гуно. Оглушительный успех спектакля был вызван и звездным составом исполнителей, и тем, что, по народной примете, "Фауста" три года ждут", и  последний раз в ГАТОБ мы смотрели его, кажется,  целую вечность назад. Поэтому чтобы продлить впечатление, опероманы до сих пор обсуждают каждый жест и каждую мелочь из этой оперы.

Blog post image

 

ЧТО ТАКОЕ  ОПЕРА  «ФАУСТ»  И  ПОЧЕМУ  ЕЕ  ТАК    ЖДУТ

«Фауст», на мой взгляд, – самая привлекательная опера для широкого круга зрителей. Каждый найдет в ней свою «изюминку». Меломанов, понятное дело, в первую очередь манит так называемое музыкальное полотно произведения. Для любителей "оперных страстей" здесь есть любовь, обман, трагическая судьба и нелепая смерть.  Кого-то затягивает присутствующая в опере мистика, демонический хохот Сатаны и заключительная экскурсия в преисподнюю.  Для любителей балетной пластики - роскошная сцена празднования Вальпургиевой ночи. Ну, и, что немаловажно, опера заставляет задуматься, и, может быть, даже пересмотреть собственные представления о Добре, Зле, Счастье и Смысле жизни.

Blog post image

Ну, а самая знаменитая ария из этой оперы - "Куплеты Мефистофеля" или  "Люди гибнут за металл!":

https://www.youtube.com/watch?v=qOIW0MxT-HY

 

ПОТРЯСАЮЩИЙ СОСТАВ СОЛИСТОВ

Состав исполнителей 16 февраля, на мой взгляд, был идеальным, и, даже после огромного кастинга на эти роли в итоге все остались бы на своих местах.

Расскажу о каждом персонаже отдельно.

МЕФИСТОФЕЛЬ - центральная фигура оперы. Дьявол, Искуситель, Демон. Сатана, каждым жестом своим возвышающийся над «мелкими людишками».   Если Мефистофель-исполнитель в этой опере слаб, слишком прост, и в нем нет харизмы – можно уходить сразу, чтобы не портить себе впечатление от всего произведения.

И вот, когда 16 февраля на сцене ГАТОБ появился Кирилл БорчаниновЗаслуженный артист Республики Узбекистан, в первое же мгновенье стало понятно, что перед нами - сам Сатана.

Blog post image

Мне могут не поверить зрители, которые видели Кирилла только в роли Короля Рене (11 февраля, опера "Иоланта" в ГАТОБ) - благородного, великодушного правителя и любящего отца.

Blog post image

И тем более не поверят те, кто видел его только в роли комичного и мешковатого учителя музыки дона Базилио (18 февраля, опера "Севильский цирюльник" в ГАТОБ).

Blog post image

И насколько он преобразился в роли Мефистофеля! Невероятная мощь исходила от него и волной накрывала зрителей. От его хохота стыла в жилах кровь, а, рассматривая его лицо в бинокль, мне было страшно встретиться с ним глазами. Даже если бы он играл эту роль в немом кино, жестов и мимики было хватило, чтобы привести всех в мистический трепет. Но ведь он еще  и пел! Его бас надвигался, как природная стихия, заполняя собой всю сцену и весь зал.

Blog post image

ФАУСТ – еще один главный персонаж. Он, по замыслу,  должен казаться   невнятным. Вглядываясь в него,  все время размышляешь: «Хороший? Плохой? Любит? Врет?» Его суть – вот эта самая невнятность и есть. Если же Фауст вам сразу очень нравится или явно отталкивает – значит, "это - неправильные пчелы, и они делают неправильный мед".

Blog post image

Нуржан Бажекенов был правильным Фаустом. При всей его внешней привлекательности на героя-любовника в этот раз он не тянул.  Постоянно мялся, сомневался, топтался на месте, вызывая  желание крикнуть ему: «Брат, определись уже! Ты - за красных или за белых?» Он словно был каким-то бесхребетным. Но своим присутствием он «поворачивал  глаза зрачками в душу», чтобы мы тоже ощутили внутри себя такую же невнятность и задумались.

Blog post image

МАРГАРИТА, возлюбленная Фауста. Тут мнения разделяются. Одни считают, что она, вроде как, хорошая, но с некоторой «червоточинкой», за которую дьявол и ухватился. А другие доказывают, что «не виноватая она, это темные силы все подстроили», а она, на самом деле, прекрасна душой. Я придерживаюсь второго мнения, видя в ней скорее жертву обстоятельств и уловок Мефистофеля.

Blog post image

Маргариту исполнила несравненная Нуржамал Усенбаева, любимица нашей публики. Ее хрустальный голос,тонкий стан и девичья хрупкость украсили этот спектакль.

Blog post image

ВАЛЕНТИН, брат Маргариты. Вот уж если кто-то меня в этой опере и разозлил, так это – он. Больше всех картинно просил Бога помочь своей сестре, и сам же ее в итоге и проклял.

Blog post image

Ханжа и нарцисс, даже и говорить о нем много не хочу. Нет в нем ничего глубокого и сильного, одна рамка без картины. Андрей Трегубенко великолепно передал его характер. Мастер перевоплощений, что еще скажешь.

Blog post image

ЗИБЕЛЬ, воздыхатель Маргариты. Тут мнения опять разделяются. Одни его ругают, что, дескать, не было в нем мужской решимости, чтобы Маргариту сначала защитить, а раз уж не успел – взять да и жениться на ней. Другие его защищают. Но ему сам автор не дал этой самой мужской решимости, он его так и замыслил. Ведь не зря же Зибеля поет меццо-сопрано!

Blog post image

Оксана Давыденко - по меткому выражению кого-то из моих друзей - лучший Зибель всех времен и народов. И голос, и внешность. Получился такой нежный юноша со взором горящим. У меня к Зибелю, кстати, нет никаких претензий. Хороший перень с тонкой душевной конституцией. Но Маргариты таких, хороших, как он, почти не выбирают. Поэтому Зибели и князи Елецкие поют о любви, пока их возлюбленные добровольно идут в коварные лапы подлецов.

Blog post image

МАРТА, соседка Маргариты. Ну, тут все - просто. Единственный комичный персонаж, чтобы хоть как-то снять напряжение и драматизм. Милая, непосредственная, они хорошо смотрелись в дуэте с Мефистофелем. Исполнила ее Рыскен Меденова.

Blog post image

САМЫЕ  ЭФФЕКТНЫЕ  СЦЕНЫ

Их, на самом деле, было много. Но не могу же я прокомментировать всю оперу "по кадрам". Я напишу про три самые яркие, на мой вкус, сцены.

1. Начало

В первой сцене Фауст-старик-ученый сидит в каморке и проклинает свою никчемную жизнь. Я всматриваюсь в него и понимаю, что это – не Нуржан Бажекенов.

Blog post image

В голове проносится: «Заменили… По болезни, наверное… Или так загриммировали?» Фауст-старик начинает петь, и по голосу уже точно ясно, что это – не Нуржан. "Странно, - думаю. - Заменили, не предупредили и в программке не отметили другого исполнителя". Ладно, смирившись, слушаю оперу дальше. Все по плану: приход Мефистофеля... сделка... Фауст-старик выпивает волшебное снадобье, чтобы помолодеть...

Blog post image

...на сцене – клубы дыма – и – О БОЖЕ! Кто это?

Blog post image

Нуржан Бажекенов! Собственной персоной! Радостный гул по залу и бурные обсуждения в антракте. В последней сцене - Вальпургиевой ночи - Фауст опять становится стариком. В конце, на поклоне, два Фауста шли навстречу друг другу, и потом, повернувшись к зрителю, поклонились. Было эффектно.

Я не удержалась и спросила Нуржана Бажекенова, как и когда появилась идея исполнять эту партию в таком варианте. Выяснилось, что это - вовсе и не новшество. Раньше в ГАТОБ во время исполнения "Фауста" все так и происходило, потом оставили только одного исполнителя. В этот раз решили сделать для зрителей сюрприз и даже не прописали в программке, что роль Фауста-старика будет исполнять заслуженный артист РК Мурат Шалабаев. Отличный ход, браво!

2. "Люди гибнут за металл!"

И почему в этом спектакле не спели на бис хит хитов "Люди гибнут за металл!"??? А еще лучше - исполнили бы его трижды, без остановки. Хоть это и называется "Куплеты Мефистофеля", но самих куплетов катастрофически мало. И по времени они занимают минуты две. А по десятибальной шкале пиковых ощущений  тянут на 15. Тем более, когда их исполняет своим громовым басом г-н Борчанинов.

Blog post image

А вот - запись этих куплетов. Не знаю, какого года и где именно они исполняются, но Кириллом Борчаниновым.

www.youtube.com/watch?v=1AQWg6si1wY

3. Балетная сцена "Вальпургиева ночь"

Во многих операх есть балетные номера, но такой размашистой и большой балетной сцены, как в "Фаусте", я еще не встречала. Ставил ее, кстати, Минтай Тлеубаев, а вечер его памяти состоится 22 февраля в 18-30 в Филармонии им.Джамбула.

Blog post image

Итак, о сцене. После того, как Фауст опять превратился в старика, Мефистофель повел  его в свои владения на празднование Вальпургиевой ночи. Этот праздник жизни должен был усыпить совесть Фауста, чтобы он отвлекся и забыл о своих недостойных деяниях.

Blog post image

Сцена была такой роскошной, что не только Фауст, весь зал отвлекся и забыл уже про все слова назидания. Красивые, нежные девушки под прекрасную музыку танцевали с не менее красивыми  юношами. Потом появились сатиры, фавны, и, наконец, сам Вакх (Фархад Буриев) и ним, соответственно, вакханка (Мадина Кенжебекова). Тут уже дрогнули и  самые стойкие.

Blog post image

А потом музыка начала накручиваться, набирать обороты, танцы стали более энергичными, а движения - синхронными, и, наконец, все стало похоже на настоящую вакханалию... и опера закончилась.

Зрители были в восторге, в экстазе и даже слегка в состоянии эмоционального опьянения. Энергия хлестала через край ,и она была буйная. О Маргарите и ее несчастной судьбе как-то не вспоминалось. Как говорил Штирлиц, "запоминается последнее".

ПОЧЕМУ   ВСЕ   ТАК   СТРАННО  ЗАКОНЧИЛОСЬ

"А поутру они проснулись... кругом примятая трава"

(строчки из когда-то популярной песни)

С утра, на эмоционально трезвую голову, когда кураж развеялся, мой пытливый ум потребовал объяснений.  Ведь все оперы, по идее,  учат нас доброму и светлому. А здесь - что же это такое получается? Мораль басни: "Забей, Сеня!"?

Вспомнилась неприятная, отталкивающая картина: одетая в  рваное рубище сумасшедшая Маргарита, упрятанной в тюрьму за убийство своего ребенка в состоянии помешательства.

Blog post image

Порывшись в интернете, нашла несколько вариантов либретто. В одном из них концовка показалась мне самой разумной: "В разгар веселья этой ночи Фауст видит призрак Маргариты и идет за ним, бросая все, и, таким образом, расторгает контракт с Мефистофелем". Перечитала наше либретто и обнаружила и в нем призрак Маргариты, за которым идет Фауст.

Внимание, вопрос! Куда подевался призрак?

БЛАГОДАРНОСТИ  и  ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Хочется сказать всем солистам, музыкантам, хору, концертмейстерам, режиссерам, лично дирижеру Ерболату Ахмедьярову и всем, кого я не упомянула, - большое и огромное СПАСИБО! Заряда, полученного от этого спектакля, хватило бы освещение нашего города в течение недели.

И напоследок - три рацпредложения от благодарных зрителей:

1. "А давайте показывать "Фауста" чаще!"

2. "А давайте не отпустим Кирилла Борчанинова обратно в Ташкент!"

и

3. "А давайте в следующем спектакле закончим той сценой, что прописана в либретто: Фауст уходит за призраком Маргариты и, таким образом, спасает свою бессмертную душу."

Blog post image

В статье использованы фотографии Владимира Акуленко и Маду.

 
6
1537
5