Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
3
12:39, 19 февраля 2017

«ASTRA Plat». Стоит ли покупать карту?

С ноября прошлого года в Астане была внедрена электронная система оплаты проезда «ASTRA Plat». Как и обещали, в отличие от алматинского «Оңай», нововведение происходило постепенно.

Более активное пользование системой началось уже в этом году. По данным ТОО «Astana LRT» за весь период было приобретено около 160 000 платежных карт, более 10 000 из которых куплены гражданами по собственной инициативе. Основную же часть пользователей составляют льготники.

Итак, рассмотрим плюсы и минусы электронной оплаты проезда.

Безусловно, к достоинствам системы можно отнести экономию: при пересадке с одного автобуса на другой в течение часа второй раз плата не снимается. К тому же, бесплатной является и каждая одиннадцатая поездка.

Пополнять карту можно в специальных автоматах, которые расположены на остановках города, в торговых центрах и в кассах ASTRA Plat. Можно загрузить различное количество поездок, которые будут действительны в течение трех месяцев.

Студентка Юлия Белоносова пользуется пополняемой картой:

- Это удобно. В основном, проблем нет: захожу, оплачиваю картой. Только валидаторы не во всех автобусах работают: бывает непонятно, снялась ли плата –  вдруг ты бесплатно едешь. На самом валидаторе это никак не отображается. Зачастую кондукторы не верят, что я оплатила проезд, просят повторить. Приходится сначала им показывать, потом прикладывать карту. Непонятно немного: то есть когда я еду, например, у меня карта, а у других людей билеты. Может, нужно было тоже какой-то билет предусмотреть для пассажиров с картами.

Blog post image

В связи с внедрением новой системы оплаты проезда было много слухов о том, что профессия кондуктора потеряет свой статус и вовсе станет ненужной. Представители ТОО «Astana LRT» не взялись прогнозировать данный вопрос, однако заверили, что такой исход возможен только по прошествии длительного периода.

Кондуктору ТОО «Автобусный парк №3» Акнур Аскаровой о каких-либо изменениях руководство не сообщало:

- Работаем в обычном режиме, только добавилось ответственности – следить за пассажирами с картами. В последнее время замечаю, что валидаторами стали чаще пользоваться. За день примерно 50% пассажиров заходят с картами «ASTRA». Конечно, большинство из них  пенсионеры. Часто они просят меня приложить карту, так как не знают, как ею пользоваться: думают, что нужно что-то нажимать.

К недостаткам системы, безусловно, относится ее недоработка. Например, если приложить карту, то непонятно – снялась ли плата. Валидатор показывает только одно сообщение: «регистрация». Нужно каждый раз проверять баланс. К тому же, по истечении трех месяцев все загруженные и неиспользованные поездки аннулируются. С такими недочетами нельзя быть уверенным, что ты оплатил проезд. Следовательно, нет определенной схемы контроля безбилетников.

- Минусы в системе, конечно, есть, - говорит Акнур. - Неоднократно видела, как люди заходят с картами и просто показывают их как проездной билет, не прикладывая к валидатору. Я, как кондуктор, имею право проверить и попросить приложить еще раз, при мне. В ответ слышу недовольство и возмущение.

Можно проехать с картой, так и не приложив ее к валидатору. Кондукторы тоже люди, и они не всегда замечают «зайцев». Система рассчитана на сознательных граждан, которые не станут жульничать. Однако, нашему обществу еще не свойственен такой подход к ситуации.

Еще один весомый аргумент «против» - это старая добрая сила привычки. Несколько поколений привыкли ездить на общественном транспорте, общаясь с кондуктором. Например, пенсионерка Лидия Ивановна не хочет менять устоявшийся порядок:

- Карту получила еще летом, так и положила на полку. Нам и не объясняли, когда выдавали, как ими пользоваться. К тому же, с проездным билетом привычнее. Тут сразу и пенсионная книжка:  видно, что ты пенсионер. А свою карту можно и внуку отдать. И молодой человек с льготной картой может спокойно ездить. Никто и не заметит.

На данный момент можно твердо утверждать, что успех получило мобильное приложение «ASTRA Bus», которое помогает отследить местоположение нужного автобуса. Зарегистрировано уже более 260 000 установок на операционные системы Android и IOS. Потому что в Астане не столь важно, как ты оплатишь проезд, главное, чтобы твой автобус подошел вовремя.

 
3
5571
3