Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
2
02:54, 19 февраля 2017

Беспредел в Павлодарских исправительных колониях

После «возвращения» уголовно-исполнительной системы из Министерства Юстиции в Министерство Внутренних Дел, начали проводиться так называемая «модернизация» пенитенциарной системы. Многое уже сказано чиновниками, СМИ о «гуманизации», реформе, государственно-частном партнёрстве мест заключения осужденных. Однако, как выглядят все эти реформы изнутри, где совершенно другой мир и другой взгляд на происходящее. Наш первый пост мы решили опубликовать именно об этом. И поэтому мы решили взять интервью у бывших осужденных, которые освободились в конце 2016 - начале 2017 гг. Мы не будем публиковать имена бывших осужденных, в целях безопасности.

Добрый день. Спасибо, что согласились на интервью. Вы оказались осужденными и попали в исправительное учреждение. Расскажите пожалуйста, как происходит первое знакомство в исправительном учреждении, в том числе с персоналом и с осужденными.

Мы попали в исправительное учреждение АП 162/3 (ИК-18) расположенное в г. Павлодар. Направили нас этапом еще в конце 2013 года, поэтому в то время учреждение было «черной зоной», т.е. зоной управляли заключенные. Поэтому, находясь в карантинном отделении (около 10 суток) со стороны заключенных был организован вполне достойный прием. В частности, ежедневно была организована доставка сигарет, чая, сахара, конфет, сотового телефона и т.д. Что касается администрации, то они пытались кричать, заставляли заучивать фамилии руководствующего состава и т.д. Однако учитывая, что зоной управляют заключенные, офицеры так и смогли показать свое превосходство над зэками. Это на тот момент, сейчас в зоне все по-другому. Сейчас зона «красная», режимная.

Расскажите пожалуйста, как заключенные управляют колонией? Что тогда делает администрация колонии и как происходил процесс взаимодействия осужденных с администрацией.

Хочется здесь отметить, что на тот момент Павлодар был единственным регионом в Казахстане, где колониями управляют заключённые. В колонии были смотрящие, была построена целая иерархия и система, которая сложилась годами, или даже десятилетиями. Каждый осужденный чем-то занимался и вносил свою лепту в поддержку и развитие этой системы. Смотрящими, как правило были люди из числа криминальных авторитетов, которые четко знали и чтили законы уголовного мира. С администрацией колонии контактировали как раз именно смотрящие. Здесь следует отметить, что администрации колонии было выгодно, когда зона была «черной». Выгодно было именно с финансовой стороны. Т.е. практически каждый офицер сидел на ежемесячной отметке, или просто взятке. Начиная от рядового солдата, заканчивая Начальником Департамента УИС Павлодарской области Нуртазиновым Ерсаином. Если на местном уровне можно было решить любой вопрос за 2-5 тысяч тенге, то ежемесячное вознаграждение Начальнику ДУИС Нуртазинову и Начальнику колонии Абыкенову составляло 300-500 тысяч тенге наличными ежемесячно. Не считая многочисленных подарков в виде сувениров или мебели ручной работы. Оплата взяток на постоянной основе производилась из «общака» колонии, держателями которого были люди непосредственно в г. Павлодар и которые как правило имели очень хорошие отношения с руководством ДУИСа и в частности с Нуртазиновым. На местном уровне все решалось довольно легко и просто. Так, сотрудники режимного и оперативного отделов за 3-5 тысяч тенге могли без каких-либо проблем занести в зону мобильный телефон, спиртное или любой наркотик. При этом сотрудники довольно часто сами обращались занести тот или иной «груз», т.к. были необходимы деньги на бензин, на погашение кредитов и т.д. Очень часто сотрудники занимали деньги и позже отрабатывали, как могли. В настоящее время такого нет, поэтому сами сотрудники жалеют о «золотых» временах. Хотя и сейчас сотрудники как могут «кормятся» от заключённых, но в другом формате - в виде поборов и мошеннических действий.

Если «черная» зона была выгодной для администрации ДУИСа Павлодара, то зачем сделали зону «красной»?

Скорее всего результат был неизбежен, т.к. по стране уже шагала так называемая реформа гуманизации заключенных. Команда или приказ, наверное был получен сверху с МВД, чтобы все зоны в Казахстане стали «красными». АП-162/3 стала режимной после событий 9 июня 2015 года. В этот день в зону вошли войска ОМОНа и солдаты внутренних войск МВД. Это произошло утром при проверке. Была большая драка, плац учреждения напоминал сцену из фильмов о спартанцев. Сан.часть не успевала принимать раненных.

Продержавшись до обеда, заключенные можно сказать капитулировались. Потому, что войска уже были готовы открыть огонь на поражение. После побоища, выступил Начальник ДУИСа Нуртазинов и сказал, что зона теперь «красная» и все будут жить по режиму и по правилам администрации. С этого дня заключенные начали жить строго по распорядку дня и по установленному порядку отбывания наказания.

Что же было дальше? Как повела себя администрация после вышесказанных событий?

Далее сформировали отряды и началось «воспитание» заключенных. Осужденных заставляли учить правильно шагать, поднимая верх колени и с размахом рук, заставляли заучивать по несколько песен (строевых, патриотических и т.д.). Сотрудники начали внедрять практику строевой подготовки, как в армии - нового они придумать к сожалению, не могут, ввиду ограниченности умственных способностей. Если заключенный отказывался шагать или не мог выучить песню по каким – либо причинам, то жестоко избивался сотрудниками. То же самое происходило если не по стандарту заправлена постель, если без разрешения вышел в туалет или покурить. Сотрудники режимного и оперативного отделов в один момент по указанию Начальника ДУИСа Нуртазинова превратились в палачей отдела пыток. Тут, наверное, ГЕСТАПО даже отдыхает. Основными исполнителями издевательских пыток были Жакибаев Амангельды Айтбаевич, Канкин Ержан Темирболатович, Муканов Каирбай Сенгербаевич, Махумадов Антон Владимирович. А руководил ими Заместитель начальника учреждения по режиму и оперативной работе Калиев Куаныш Сунгатович. Дабы подавить бунтарские настроения осужденных ежедневно три раза в день осужденных заставляли ходить гусиным шагом до отряда после посещения столовой (после завтрака, обеда и ужина). В течение дня заставляли осужденных стоять на одной ноге с поднятым коленом, как бы учили правильно шагать. В вечернее время, до того, как ввели «личное время осужденных» (с 19:00 до 21:00) осужденных заставляли ловить бабочку. Т.е. заставляли прыгать с сидячего положения и хлопать в воздухе. С осужденными, кто отказывался или уставал от таких издевательств, вышеуказанные сотрудники проводили специальные мероприятия. В мероприятия входили следующие пытки: пакет на голову, фотоаппарат, кара-котак, электро-терапия и др. В частности, одевали полиэтиленовые пакеты на голову и не давали дышать, чтобы осужденный падал в обморок, после чего поливали водой на голову и осужденный приходил в сознание. Фотоаппарат – это когда внутренние части ладоней отбивают куском транспортерной ленты, после чего руки разбухают на несколько дней. Почему фотоаппарат, потому что при ударе в глазах появляются искры от резкой боли, напоминающие вспышку от фотографирования. Кара-котак – это название придумал лично Жакибаев, который всегда с собой носил черную биту (деревянную или резиновую дубинку) и отбивал ягодицы и бедра заключенным. Нескольких осужденных Жакибаев пытался изнасиловать этой же дубинкой. Электро-терапия – это когда заключенного ложат на лавку спиной верх, поднимают пятки ног и отбивают пятки. Удар по пяткам напоминает удар током. Так же были более мягкие наказания – это приседания, отжимания на улице в мороз без одежды. Обливание холодной водой в 30ти градусный мороз. Бег на босую ногу по асфальту и бетону в зимнее время. При этом сотрудникам всегда помогали активисты.

Кто такие активисты в колонии? И что входило в их обязанности?

В соответствии с поправками в законодательство в колонии появились активисты из числа осужденных – добровольные помощники администрации, которые работали строго по указке офицеров. Так, в колонии имеется Председатель Совета Коллектива Учреждения, Председатель секции досуга и самовоспитания, Председатель секции гигиены, Председатель производственной секции, завхозы (бригадиры) отрядов, ДПА (добровольные помощники администрации) и мн.др. На бумаге, т.е. в законах это все выглядит вроде как правильно. На самом же деле данные активисты — это физически крупные и спортивно сложенные осужденные, которые совместно с вышеуказанными офицерами проводят издевательства и пытки надо осужденными. За это администрация их постоянно поощряет и неофициально предоставляет льготы (улучшенное питание, неограниченные телефонные переговоры, неограниченное посещение бани, дополнительные свидания, неограниченное получение передач, неограниченное посещение магазина,

В последнее время в СМИ и в интернете часто пишут про смертельные случаи в колониях Павлодарской области. В частности год назад мертвым был обнаружен многократный чемпион по дзюдо Абдыкаримов Бахытжан. Можете ли вы сказать что-то по этому поводу?

К Абдыкаримову Бахытжану "пристальное внимание" было еще с карантина, т.к. по прибытию в учреждение он требовал законного отношения к нему, без рукоприкладства и без моральных унижений. После карантина Бахытжан был распределен во 2й отряд. В отряде на него были постоянные нападки со стороны сотрудников и активистов, которые все делали по указке сотрудников. Помним, как-то капитан Жакибаев А.А. заходил по обходу во 2й отряд и ему показалось, что Бахытжан не громко дает доклад. Жакибаев А.А. пытался заставить Бахытжана кричать доклад, на что Бахытжан отказался, мотивируя тем, что это незаконно и нет в каких-либо инструкциях. На это Жакибаев А.А. сильно разозлился и вывел Бахытжана без верхней одежды в локальный участок и заставлял отжиматься, приседать  и др. Это все происходило на улице в зимнее время. Так же как-то в личное время осужденных, заходил Муканов Х.С.,  и совместно с активистом осужденным Сулейменовым Г. (СДС 2го отряда) пытались научить Бахытжана отбиваться за 3 секунды, а Бахытжан спал на верхней полке 2х-ярусной кровати. Понимаете - запрыгнуть на второй ярус и принять лежачее положение за 3 секунды. Далее Бахытжан обращался с заявлениями с просьбой принять по личному вопросу к начальству учреждения, но Бахытжан так и не был услышан. За день или 2 до убийства Бахытжан был помещен в сан.часть. Туда же поместили активиста Сулейменова Г. с целью постоянного контроля за Бахытжаном. В ночь убийства Бахытжан проснулся за час до подъема (05:00) и пошел в туалет. Активист Сулейменов уже был на ногах и делает замечание Бахытжану за ранний подъем. Происходит словесная перепалка, но драки еще не было. Ориентировочно в 05:25 в санчасть заходит ДПНУ Махмудов Антон Владимирович и активист осужденный Сулейменов докладывает по замечанию в адрес Бахытжана. Махмудов начинает кричать на Бахытжана и пытается ударить его. Бахытжан уворачивается от удара и схватив Махмудова, кидает его через себя. Вследствие чего Махмудов ударяется о стену и пол, и ломает себе то ли руку, то ли ключицу. Сразу же завязывается драка между активистом Сулейменовым и Бахытжаном. Буквально через минуту прибегают Председатели (Талипов Марат-СКК, Дошлохоев Гелани-СГС) и ответственный сотрудник Канкин Е.Т.. Канкин Е.Т. дает команду разобраться и схватить Бахытжана. Все забегают в палату, кто-то кидает что-то тяжелое (тумбочку или табурет) в окно палаты и окно разбивается. Кто-то выключает свет, что-бы напротив стоящий барак 10го отряда не видел происходящего, т.к. окна были большие. Через несколько минут свет включается, и в это время Бахытжан уже лежал на полу в луже крови с перерезанным горлом. Никто их дежурных санитаров, активистов и тем более сотрудников даже не пытался оказать первую помощь Бахытжану. Все стояли и смотрели как Бахытжан истекал кровью. Санитар оказывал помощь Махмудову, который кричал в коридоре - пусть подохнет этот чемпион. Далее примерно в 06:30 приехал автозак для транспортировки трупа в больницу АП - 162/2 (ИК-15). Так же приехали начальник колонии Саспанов, зам по РОР Калиев, зам по ЛПР и дежурный прокурор. К7 часам утра начальник колонии Саспанов проводит срочное совещание. После зам по РОР Калиев дает указание избавляться от улик. Сразу же были изъяты и уничтожены записи с видеокамеры сан.части, одежда и обувь с пятнами крови были сожжены в котельной. С осужденными, кто принимал участие в убийстве и тех, кто видел или слышал, постоянно проводились беседы лично Калиевым и Канкиным. Далее расформировали 2й отряд, переписали какие-то журналы в сан.части. Кто-то начал быстро увольняться, в частности Махмудов и Муканов.

Продолжение следует...

 
2
10613
4