Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
6
04:54, 16 февраля 2017

Аскар Бурибаев, Директор ГАТОБ им. Абая: «Для меня все артисты нашего театра – звезды»

10 февраля  в Театре оперы и балета имени Абая состоялась пресс - конференция с участием генерального директора и художественного руководителя  театра Аскара Бурибаева. Представляю вашему вниманию некоторые фрагменты его беседы с журналистами и блоггерами.

О  НОВЫХ ПОСТАНОВКАХ  И  ГАСТРОЛЯХ

Аскар Бурибаев: 18-19 марта в нашем театре состоится премьера оперы «Риголетто» Дж.Верди. Это будет интересный спектакль, мы  к нему тщательно готовимся. В конце сезона планируем провести Фестиваль Верди. У нас хорошо идут оперы этого выдающегося композитора – «Травиата», «Трубадур», «Аида», «Бал-Маскарад», а теперь будет еще «Риголетто» добавится. Ближе к закрытию сезона, в мае, поставим балет Лео Делиба «Коппелия». Это – замечательный спектакль с великолепной музыкой, в театре он до этого времени не шел.

На Наурыз  запланированы гастроли в Караганду. А в августе  прервем наш отпуск и неделю будем выступать в театре «Астана-Опера». Мы участвуем в программе, которую готовит Министерство Культуры РК  для культурной программы ЭКСПО-2017.

Blog post image

Из зарубежных гастролей:   на следующий год планируется поездка в Италию, в Римскую национальную оперу. Вообще-то, нам поступили приглашения из нескольких театров. У нашего театра - очень хорошая репутация в Европе. Эта хорошая основа была заложена, когда мы показали оперу «Абай» в Париже в 2014 году и снискали высокую оценку профессионалов.

До конца 2017 года хотим обновить балет Асафьева «Бахчисарайский фонтан», сделать новую редакцию. И до конца года надеемся поставить оперу  «Золушка» Россини.

Наш театр сотрудничает с солистами и артистами балета других театров. К примеру, вчера в опере «Турандот» в роли Калафа выступил солист Большого театра Роман Муравицкий. В рамках культурной программы Универсиады прошли 3 балетных спектакля: «Жизель», «Лебединое озеро» и «Ромео и Джульетта», где приняли участие звезды из Парижа, Москвы и Нью-Йорка.

- В новой постановке «Риголетто»  планируются приглашенные солисты?

- «Риголетто» – это опера Верди, и мы приглашаем дирижера, профессора из Миланской Консерватории им. Джузеппе Верди Витторио Паризи. В этой консерватории учился Джакомо Пуччини. Маэстро Витторио  даст нам новый толчок в понимании итальянской музыки. Что касается солистов, то, к счастью, для этой оперы  все исполнители в нашем театре есть. Но, учитывая, что всякое бывает – артист может, например, заболеть, у нас есть сотрудничество с  оперным театром Астаны, Большим и Мариинским театрами, и мы сможем пригласить кого-нибудь на замену.

- Делаете ли вы что-нибудь, чтобы популяризировать наши казахские оперу и балет за рубежом?

- Это – наша основная задача. Я лично занимался постановкой в германском городе Майнинген оперы "Абай" и переводом этой оперы на немецкий язык. Дирижер Алан Бурибаев  был постановщиком и музыкальным руководителем этой оперы.  Впервые казахская опера была поставлена за рубежом на деньги заказчика. Это была потрясающая постановка, в которой участвовал международный состав исполнителей. В год было дано 19 спектаклей. Я был на первом и последнем, и на последнем мне еле нашли место. Что такое Майнинген? Это - город-театр, в нем чуть больше 40 000 зрителей. Но все близлежащие  города приезжают в этот город, чтобы попасть в театр. И вся Германия писала в восторженных тонах об этой опере, ее ставили в один ряд с творениями Вагнера, Пуччини, Верди.  Мне говорили: «Мы не знали, что у нас есть такая опера, спасибо, что ее привезли».

Потом, после того, как опера «Абай» была поставлена в обновленной постановке на сцене нашего театра, в 2014 году мы повезли ее в Париж. Еще недавно была восстановлена опера Е.Рахмадиева «Аблай-хан». В этом году сделали новую постановку оперы Г.Жубановой «Енлик-Кебек».

Blog post image

Опера "Енлик-Кебек" Г.Жубановой, ноябрь 2016., Енлик - Гульзат Даурбаева

Что касается балетов, то, по поручению Министерства культуры, в 2015 году был поставлен новый балет "Легенды великой степи" на музыку казахских композиторов (Н.Тлендиева, Г.Жубановой, Е.Брусиловского и т.д.). Мы возили этот балет в Грецию, и там он тоже собрал хорошую прессу и восторженные отзывы.

То есть, подчеркиваю, для нас популяризация  казахской оперы и балетов –первоочередная задача.

О  ПРИВЛЕЧЕНИИ  НОВЫХ  ЗРИТЕЛЕЙ   И   АРТИСТОВ

- Помимо традиционных художественных задач, естественных для театра, ставите ли вы перед собой задачи маркетингового характера, в плане промоушна, продвижения вашего художественного продукта?

- То есть, как работаем со СМИ? У нас есть в этом плане недоработки, я в них признаюсь.  Например, очень плохой сайт. Мы тесно сотрудничали с разработчиками сайта два года, и работа оказалась некачественной. Мы пытались вернуть деньги, судиться…  Вчера я говорил с новыми разработчиками. Но я боюсь, что опять могут возникнуть сложности.

В моем представлении сайт оперного театра – это картина жизни этого театра. Ты его открываешь и можешь узнать то, что сейчас в театре происходит. А все разработчики не знают нашу специфику. У тех, кто разрабатывают хорошие, качественные сайты, есть набор клише, одинаковых и для сайта ТЭЦ,  и для завода шарикоподшипниковых  деталей, и для оперного театра. Они допускают кучу ошибок, которые потом надо исправлять. Мне приходится объяснять им каждый раз, что такое «пуанты», кто такой Ахмет Жубанов и так далее.  Я уже сказал новым разработчикам: «Вы не могли бы принять на работу на время изготовления нашего сайта человека с консерваторским образованием, который бы  отличил Чайковского от температуры кипения воды?»

Сейчас разрабатывается программа, которая поможет нам в продвижении. То, что в этом направлении уже есть успехи, можно судить по тому, что заполняемость зала увеличилась примерно на 30%. Это – серьезно. У нас было время, когда на сцене и в оркестровой яме одновременно находилось 150 человек, а в зале в этот момент было 40 человек. Вот с этим нужно бороться. И сейчас есть спектакли, на которые – мы точно знаем - 100 процентов будет аншлаг, а есть спектакли, на которые будет треть  зала. Но мы не можем снять эти спектакли, потому что они – очень хорошие.  Надо просто больше заниматься пиаром. Счастье директора театра, когда я подхожу к кассе, а мне говорят: «Билетов нет». Мы работаем с соцсетями, у нас есть друзья-блоггеры, они пишут про нас. У нас – очень хорошая труппа, замечательные артисты балета, замечательные певцы, просто надо прилагать больше усилий для  рекламы.

Blog post image

- О привлечении новых зрителей мы уже поговорили. А теперь давайте поговорим о привлечении новых артистов. Их зарплаты в Вашем театре сопоставимы с зарплатами киноактеров?

- Я не знаю, сколько получают киноактеры, поэтому я не могу провести параллель. Вопрос зарплаты наших работников – это самый щепетильный вопрос в моей жизни. Мы – бюджетники.  Я могу только одно сказать -  из собственных средств, когда они у нас есть, мы стараемся делать доплаты нашим артистам. Но я бы хотел, чтобы наши солисты получали больше, по крайней мере, на 100%. Ведь здесь работают настоящие профессионалы. И мы бы хотели, чтобы у нас больше было зрителей, которые понимают, какой это труд.

Еще хотел сказать, что у нас – уникальный театр, и есть, чем гордиться. Репертуарных театров, способных дать   16-20 спектаклей в месяц, в мире сейчас практически нет. Насколько это сложно – давать спектакли четыре дня в неделю? Вот смотрите. Вчера, например, была опера «Турандот» сегодня – балеты «Шехерезада» и Кармен», завтра – опера «Иоланта», послезавтра – балет «Щелкунчик». Ночные смены декораций, а коллектив  – постоянно на репетициях. Мировые оперные театры, такие, как «Метрополитен Опера», «Ла Скала» не могут себе такого позволить. Хотя они получают дотации от государства. У них один и тот же спектакль идет неделю.  А у нас – ограниченный контингент зрителей и не так много туристов.  Но при этом у нас – как в дорогом ресторане: «Вот, пожалуйста,  рыба, вот – мясо, завтра приходите, будет вегетарианский день». Хотя, нет, в казахском театре не может быть вегетарианского дня. (Смеется). Мы ежедневно работаем. У нас все артисты – как натянутые струны, постоянно готовы.

Blog post image

Балет "Ромео и Джульетта" Прокофьева, ноябрь 2016 г., Джульетта - Динара Есентаева, Ромео - Фархад Буриев

- Но ведь в таком режиме может произойти профессиональное выгорание.

- Наоборот, это способствует росту профессионализма, когда ты все время – в форме. Мы испытываем недостаток в артистах балета из-за того, что в Астане открылось два больших театра. Нам надо 100 артистов балета, а у нас – только 50. Как мы выходим из положения? Наши артисты – герои! Балерина вышла в первом отделении - станцевала па-де-труа, во втором она - уже Маленький лебедь, а потом выходит в кордебалет. Три-четыре переодевания за спектакль. А раньше было так: одного Маленького лебедя станцевала – и все.

- А не травмирует ли их это?

- Мы стараемся их беречь. Вот сейчас ищем специальный балетный пол. Что такое балетный пол нового поколения? Это пол «с воздухом». Это - не цементный пол, на котором сверху - только линолеум. Это  – деревянное основание, потом – воздух, и – еще одно деревянное основание, и только потом – линолеум. И тогда пол дышит. И колени, спины, позвоночники наших артистов так не травмируются. Мы должны заботиться о них.

Театр – это огромная фабрика. Мы шьем обувь, всю сценическую одежду, делаем парики. Чтобы сегодня состоялся балет, уже пришли гримеры, цеха, которые одевают. Фабрика уже работает. До 16-00 – репетиции, после 16-00 - кто-то – пошел на грим, кто-то пошел разогреваться. Почему я испытываю огромное уважение к нашим артистам. Они работают постоянно в сложном режиме. А когда не видишь никакого напряжения на сцене, думаешь: «Как это все легко!»

О   ДОСТУПНОСТИ  ТЕАТРА   ДЛЯ   ЛЮДЕЙ   С  ИНВАЛИДНОСТЬЮ

-  Каков механизм получения бесплатных билетов для инвалидов 1-2-й категории?

- Согласно Закону об инвалидах, первая и вторая категория проходят в театр бесплатно, третья – за половину цены. Механизм получения этой льготы уже работает, и он - самый простой: надо предоставить в кассе подтверждающий документ и получить билет.

- Доступность театра для инвалидов-колясочников. Пандус на входе в театр есть, но он сбоку, его не очень видно, и если подходить к театру со стороны центрального входа.

О пандусах. Мы эту проблему поднимали давно. В первый год, когда я пришел в театр, мы даже получили договоренность от фонда «Кус жолы». Сделали все расчеты, подготовили заявку, но тут неожиданно произошла инфляция, доллар поднялся, и возникло слишком много сложностей. Но в этому году мы послали бюджетную заявку на пандусы и получили одобрение. Так что в межсезонье у нас появятся пандусы и специальные туалеты, деньги выделяет Министерство культуры и спорта РК.

Blog post image

-  Что делает театр для внедрения тифлокомментирования? (Тифлокомментирование – это рассказ в он-лайн режиме для людей с проблемами зрения обо всех визуальных элементах – действиях, костюмах, обстановке, оформлении сцены. Подробнее - здесь http://arzhan.kz/?p=2124).

- По поводу тифлокомментирования у меня есть сомнения в его целесообразности. Я хорошо себе представляю это в кинотеатре или в других местах. Но ведь в театре главное – живое исполнение. Некоторые наши гости специально слушают музыку с закрытыми глазами, чтобы не отвлекаться. Если делать тифлокомментирование вслух, сидя рядом с человеком – это помешает другим зрителям. Получается, что должны быть наушники. А теперь представьте - человек наденет наушники, где ему будут комментировать, что происходит на сцене, и, слушая это, он не услышит то, ради чего и пришел в театр – музыку и пение. Но я не отказываюсь от внедрения этой системы в нашем театре. Если будут какие-то новейшие разработки – пожалуйста!

Наш театр открыт для инвалидов. У нас к ним очень хорошее отношение. Не было случая, чтобы инвалиду не помогли подняться, не помогли пройти на свое место. У нас очень хорошо работают контроллеры. Если я увижу, что кто-то из котроллеров проигнорирует инвалида, я сам помогу инвалиду найти свое место, а контроллер здесь больше не будет работать.

Также мы способствуем тому, чтобы к нам приходили ветераны, дети  из детских домов. Для них мы делаем бесплатный вход. Вот завтра, 12 февраля, будет идти балет «Щелкунчик», мы пригласили несколько детских домов. Мы, конечно, хотим зарабатывать, но есть такие вещи, на которых зарабатывать не стоит. И еще мы держим такие демократичные цены, чтобы люди имело возможность ходить семьями, хотя наши спектакли сами по себе – очень дорогие.

О ВОССТАНОВЛЕНИИ   И  ОБНОВЛЕНИИ   СПЕКТАКЛЕЙ

- Появится ли спектакль «Монтекки и Капулетти»? О нем часто спрашивают, он нравился публике.

- Это – как раз тот случай, когда спектакль "выпал" из репертуара. У нас некому петь Ромео, нет контр-тенора. Это – редко исполняемая опера. Трудно ее возобновить. Когда спектакль выпадает больше, чем на два года, его очень сложно восстановить.

- Будете ли обновлять оперетту «Летучая мышь»? Спектакль очень популярный, хотелось бы обновления  хотя бы костюмов.

- В ближайшие четыре года не планируем ее полного обновления. Но поработаем в плане изменения каких-то вещей в этой оперетте, сделаем ее интересней.

Blog post image

Оперетта "Летучая мышь", И.Штрауса, декабрь 2016, Розалинда - Дана Таласбекова, Генрих - Балуан Беркенов

- Увидим ли мы на сцене в скором времени спектакль спектакль «Кармина Бурана»?

- Да, попробуем восстановить,  в силу того, что есть все исполнители, художники-постановщики и балетмейстер-постановщик.

О  МОЛОДЕЖИ    В    ТЕАТРЕ   И   ЗВЕЗДАХ

- Насколько молодежь сейчас интересуется оперой и балетом?

- Честно говоря,  не хотелось бы вторгаться в частную жизнь наших зрителей, пришедших в театр, чтобы проводить социологические опросы. Поэтому я вам не могу сказать точно, какой процент от всех зрителей – молодежь. Сейчас многое будет зависеть от сайта, от работы с соцсетями. Много тонкостей в этой работе. Но молодежь к нам, безусловно, ходит, и не только - студенты Консерватории.

- Есть ли в театре свои звезды, на которых особенно часто ходит зритель?

- Для меня все артисты нашего театра – звезды. А также все режиссеры, хормейтеры, концертмейстеры, дирижеры. Они  – труженики и очень талантливые люди, которые посвятили свою жизнь высокому искусству.

Задача нашего театра – показать, что у нас есть реальные звезды, мастера сцены. Меломаны, любители театра, знают наших артистов. Но будем стараться, чтобы о них узнали и другие. Мы хотим  обозначить эти звезды на небосклоне. Я надеюсь, что мы сможем это сделать.

Blog post image

Премьера оперы "Травиата" Дж.Верди, май 2016

В статье использованы фотографии Елены Петровой.

 
6
1940
3