Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 767 постов40 подписчиков
Всяко-разно
22
02:32, 20 февраля 2017

«Самый дешёвый бензин» и другие сказки для казахстанцев. Отвечает ли государство за свои слова

Как сообщили новостные агентства, годовое производство бензина в Казахстане увеличится на 2 миллиона тонн уже к следующему году, что полностью исключит дефицит топлива и снимет зависимость казахстанского рынка от российского топлива. Вот только чем всё это закончится для простых автомобилистов в Казахстане?

Blog post image

В ходе круглого стола в Астане заместитель генерального директора АО «КазМунайГаз – переработка и маркетинг» Данияр Сатыбалдин подробно рассказал о том, как сейчас рынок Казахстана зависит от более дорогого российского бензина и как этого не будет уже в скором будущем.

«После завершения модернизации мы вопрос этой зависимости снимем 100 процентов, то есть страна будет полностью обеспечена своим отечественным продуктом – и по бензину, и по дизельному топливу, и, что немаловажно, авиакеросину», – пообещал управленец КМГ.

Представитель «КазМунайГаза» назвал некоторые цифры. Так, объем переработки нефти с текущих 14,5 миллиона тонн увеличится до 16,5 миллиона тонн в год. Выпуск автобензина увеличится на 2 миллиона тонн, причём топливо будет выпускаться классом от «К3» (аналог Евро-3) до «К5» (соответствует Евро-5). В текущем году «КазМунайГаз» завершит все работы по модернизации трёх казахстанских нефтеперезабатывающих заводов.

Отметим, что все эти заявления звучат в контексте резко возросшей критики «КазМунайГаза» со стороны казахстанцев в социальных сетях и СМИ. Люди недовольны, что нацкомпания в очередной раз спровоцировала рост цен на бензин, при этом объяснения традиционно звучат самые несуразные: начиная от того же топлива из России, которое, мол, стоит дороже и всё время толкает цены вверх, до внутреннего дефицита, который обещают преодолеть уже в самом скором времени. А один из чиновников недавно договорился до того, что бензин, мол, подорожал из-за того, что «в Казахстане слишком много машин».

При этом мы слышим и недвусмысленные «толстые намёки» на то, что дешеветь бензин точно не будет. Во-первых, это запускаемые явно не без участия функционеров «КазМунайГаза» «вирусные» статьи, ролики и посты о том, что в Казахстане, мол, чуть ли не самый дешёвый бензин в мире (что отнюдь не факт: если взять за ориентир Венесуэлу или Египет, мы увидим совсем иные соотношения). Во-вторых, подробно рассказывая о производстве бензина класса «Евро-5», которым наши НПЗ вот-вот зальют весь Казахстан, и про многомиллиардные инвестиции в такие производства, представители КМГ прозрачно намекают нам: такой супер-бензин в принципе не может стоить дёшево. В общем, очевидно, что идёт психологическая подготовка потребителя к дальнейшему ценовому ралли.

И при этом никто почему-то ни сном ни духом о курсе доллара, который, вроде как, тут вовсе и ни при чём. Действительно: нефть своя, заводы свои, бензин свой, ну и что нам до того, что доллар дешевеет?

По большому счёту, все эти игры с ценами на бензин мы видим не впервые и уже привыкли давно к аргументам, которые нам предлагают для успокоения. Надо отдать должное: науку кризисных коммуникаций в «КазМунайГазе» учат хорошо. Знают, как психологически грамотно продвинуть больную тему роста цен. Нет, ну правда, бензин у нас и так чуть ли не самый дешёвый (если не в мире, так на континенте точно) – а мы тут ещё и НПЗ модернизируем, миллиарды долларов вкладываем в это, так что скоро на всех заправках будет «Евро-5», – а вы возмущаетесь, что 92-й подорожал на пару тенге...

И все при этом как-то забывают про задачи, которые президент поставил перед тем же Нацбанком: не только держать инфляцию в узде, но и снижать её. Буквально за неделю до запущенного в Казнете «вируса» про самый дешёвый в мире бензин председатель Нацбанка Акишев торжественно обещал главе государства, что инфляция будет снижена. Интересно, согласовывал ли г-н Акишев свои обещания с бензиновыми воротилами из КМГ? Ведь все прекрасно понимают, что дорожающее топливо автоматически потянет за собой все цены, и инфляция уйдёт в рост, и что ты там ни рапортуй...

Впрочем, многие и так полагают, что транслируемые тем же Акишевым цифры инфляции – такое же ф***о (простите, такая же неточная информация), как и сказки про самый дешёвый бензин. Реальные цены в Казахстане вообще очень мало соотносятся с тем, что нам рассказывает Нацбанк. Причём чем дальше, тем всё меньше соотносятся. Взять хотя бы огурцы, которые уже продаются по цене мяса, а нам объясняют этот овощной беспредел какой-то мафией на оптовых базах... Может быть, вовсе и не Нацбанк, а мафия занимается таргетированием инфляции в Казахстане?

Шутки шутками, но всё это наталкивает на очень серьёзный вопрос об ответственности государства за свои слова. Да, рост производства топлива, Евро-5, модернизация – всё это замечательно. Но уже сегодня хотелось бы чётко понимать: какой ценовой политики будет придерживаться нацкомпания «КазМунайГаз», когда в её распоряжении будут все 100 % рынка, и мы будем обходиться без российского бензина? И не получится ли так, что тогда российский бензин будет не подогревать, а напротив – сдерживать ценовые аппетиты наших бензиновых королей?

Открой Для Себя Казахстан

22