В последнее время ловлю себя на том, что стала интересоваться ужасами Второй мировой войны. Недавно дочитала "Это было в Дахау" Людо ван Экхаута. Пока переваривала прочитанное, посмотрела "Пианиста" Романа Полански.
"Это было в Дахау" - это история одного человека, попавшего в последний год войны в Дахау. Ужас нарастает постепенно, ведь герой не сразу попадает в концлагерь, ему предшествует несколько тюрем. В каждой последующей условия содержания становятся все хуже и хуже. Венчает это страшное путешествие Дахау. Он выжил, но:
"Я вышел из лагеря стариком, хотя мне было всего двадцать три года. С тех пор я ни разу не танцевал, ни разу не сыграл в футбол. Езда на велосипеде изнуряла меня. Я не мог держать в руках удочку".
Книга очень тяжелая. Представлять себя на месте этих людей не хочется категорически. Голод, холод, вши, болезни и откровенный садизм со стороны лагерного персонала. Пугает, что человек способен так издеваться над своим ближним.
"Мы страдали в концлагерях, чтобы отстоять свое право и право всех людей на земле на свободу. Современная молодежь многим обязана миллионам безвестных борцов, не покорившихся врагу. Замалчивание зла никогда не приводило к добру. Мы обязаны продолжать борьбу, так как зорче других видим, что сегодняшний мир играет с огнем. Если начнется новая война, она будет не менее ужасной – ведь войны становятся все ожесточеннее".
Но многие забыли об этих ужасах, есть те, кто о них не знал. Видимо, для таких израильский сатирик создал проект, в котором совместил селфи туристов у берлинского мемориала памяти жертв Холокоста с документальными снимками. По его словам, он хотел продемонстрировать неуместность использования мемориала в качестве арт-объекта.
И да, меня тут давеча обвиняли в любви к фашизму и его лидеру. Дык вот. Одно из правил журналистики - выслушать обе стороны конфликта. Я считаю, что знать нужно и идеологии фашизма и то, к чему она привела.
Центр, после романа "Это было в Дахау" понимаешь, что "Пианист" еще легко отделался.