Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 772 постов41 подписчиков
Всяко-разно
27
01:59, 06 февраля 2017

«Государство – это я». 15 человек контролируют более трети всего госзаказа в Казахстане

Вице-спикер Мажилиса Дарига Назарбаева предложила озвучить имена тех 15 человек, которые в 2013 году получили для своих компаний 37,8% контрактов по госзакупкам, или почти 400 миллиардов тенге.

Blog post image

В Казахстане о тендерах по государственным закупкам уже давно говорят как о самой коррумпированной сфере, а тендерные процедуры привычно называют «кормушкой». Но вот о том, чья лично эта кормушка, какой узкий круг лиц она обслуживает, публично говорить как-то не принято.

«Если верить Форбсу, нашему казахстанскому, то в 2013 году крупнейшими получателями госзаказов стали 15 физических лиц. Через различные фирмы ими освоено почти 400 миллиардов тенге или 37,8% от всего объема государственных закупок. Кто они, эти счастливцы, эти 15 физических лиц?! Имеем право знать, раз речь идет о наших общих бюджетных средствах!», – заявила Д. Назарбаева.

Это высказывание прозвучало в минувший четверг в Мажилисе при обсуждении проекта новой редакции закона «О государственных закупках».

Возмущение Дариги Нурсултановны этим не ограничилось. Говоря о тотальной непрозрачности и соответственно – неподконтрольности схем, используемых в ходе распределения бюджетов по госзакупкам, она внесла предложение включить в закон норму о прозрачности конечного бенефициара (получателя средств по контракту) в контрактах по госзакупкам.

«Необходимо, чтобы конечный бенефициар был прозрачный, вплоть до физического лица, того, кто является учредителем компании, которая победила в торгах. Плюс – квалификационные требования и к самой компании, и к этому самому физлицу. Если он работает учителем или водителем, учредил компанию и побеждает вдруг в конкурсе, это возможно такое или нет? Откуда вдруг у водителя или учителя, кого там подставляют под эти дела, такие возможности?», – поинтересовалась Дарига Назарбаева.

Поднятая вице-спикером тема для казахстанцев не нова, но по понятным причинам она всегда входила в число таких негласных табу на публичное обсуждение. Какие именно компании получают львиную долю пирога при «распиле» бюджета, кому принадлежат эти компании – об этом казахстанцы привыкли судить лишь на уровне слухов. Хотя, по большому счёту, никаким государственным секретом это не является. И даже известная поговорка про «Восток – дело тонкое» здесь не подходит: во всех развитых странах Востока сведения о компаниях-подрядчиках любого госзаказа (как и об их учредителях) находятся во всеобщем доступе. Эти данные являются абсолютно открытой, более того – рутинной информацией. Для примера можно взять Южную Корею, Малайзию, Филиппины, Сингапур, Тайвань, Китай – во всех этих странах упомянутые данные свободно публикуются в газетах.

И что, действительно, такого секретного в том, кто будет строить дорогу или прокладывать трубопровод? На первый взгляд, действительно ничего. Однако в нашем казахстанском бизнесе есть особенности. Непрозрачность как самих тендерных процедур, так и структуры собственности побеждающих в них компаний обусловлена теми теневыми взаимоотношениями, которые традиционно имеют место при «распиле» бюджета. Этим, и только этим может объясняться тот факт, на который указала Дарига Назарбаева: что более трети всех государственных закупок за год оказались в руках 15 человек.

Вопрос здесь даже не столько в том, кто именно эти лица (тем более что они, как правило, прячутся за подставными собственниками – о чём далее сказала вице-спикер). Вопрос заключается в ОСОБОМ ДОСТУПЕ данных лиц к механизму распределения государственных финансовых потоков. Вот где собака зарыта! Сам по себе тот факт, что узкий круг конкретных персон в Казахстане имеет доступ к механизмам распределения государственного заказа, – это индикатор общего уровня коррумпированности в госструктурах. И когда ты это видишь вот так наглядно, становится несколько страшновато. Ибо перед нами не просто какие-то безвестные 15 счастливчиков. Перед нами – те люди, которые рассматривают наше государство едва ли не в качестве собственной личной корпорации.

Заметим, что сказать об этом публично – не о проблеме в общих словах, а конкретно об этих людях – рискнёт не всякий политик в Казахстане. Дарига Назарбаева – одна из немногих, кто может сказать. Её заявление, как и законодательная инициатива, это своего рода сигнал отдельным элитам, которые слишком далеко зашли в своих аппетитах.

Открой Для Себя Казахстан

27