22:32, 31 января 2017

Кенсу

Для любителей дикой природы Казахстана, где не ступала или очень редко ступала нога человека есть очень красивое место в окрестностях Кегеня. Ущелье Кенсу в остаётся доступным только внедорожникам.

Автодорога A-6 «Кокпек — Кеген»

Скалы у реки Чарын

Мост на автодороге A-6 «Кокпек — Кеген» через реку Чарын

В эту поездку мы отправились вместе с семьёй друга и детьми на его автомашине Nissan Safari Y60. Внедорожник с трёх дверным вариантом кузова и дизельным двигателем (аналог с левым рулём Nissan Patrol). Ехать в Кенсу на паркетнике крайне не рекомендую, слишком суровые будут испытания, как минимум ценой ремонта подвески и агрегатов. Дорога в те края пролегает по Кульджинской трассе от Алматы на Восток. Алматы – Шелек – мимо Чарынского каньона (поворот к Долине замков) и перед Узунбулак направо в сторону Бестюбинского водохранилища. Далее суровая дорога по бездорожью вверх по течению реки Кенсу. Общее расстояние около 250 км, 210-220 км асфальта и 40-50 км бездорожья.

Описывать дорогу по асфальту смысла не вижу, а вот про дорогу без асфальта расскажу. Двигаясь от Узунбулака в сторону Кенсу, встретится грандиозное сооружение современности – Бестюбинское водохранилище. Тут же расположена Мойнакская ГЭС мощностью 300 мегаватт.

Бестюбинское водохранилище

Мойнакская гидроэлектростанция (каз. Мойнақ су электр стансасы) — высоконапорная гидроэлектростанция построенная на реке Чарын в Райымбекском районе Алматинской области, самая высоконапорная гидроэлектростанция СНГ.

Плотина ГЭС образует Бестюбинское водохранилище на реке Чарын, площадь затопления составит около 10 кв.км, длина водохранилища — ок. 16 км, ширина — до 0,5 км, полная ёмкость водохранилища — 238 млн.м³, полезная — 198 млн.м³. Впоследствии ниже ГЭС планируется строительство ещё одного водохранилища с ГЭС, которое будет являться контррегулятором Мойнакской ГЭС. (источник Википедия)

От водохранилища грунтовая дорога ведёт в горную долину Кунгей Алатау. Открывается большая панорама, вдали видно село Кегень, за ним уже территория Кыргызстана (Киргизии). Мы сворачиваем направо в ущелье Кенсу. При въезде в ущелье пересекаем несколько речек. Постепенно ущелье сужается, появляется больше растительности и ёлок. Дорога становится очень извилистой с резкими перепадами высот, бывали моменты, когда мы цепляли задним свесом машины. По таким местам ехать на Safari одно удовольствие, машина отлично проходит все внедорожные препятствия. Местные жители и егеря как правило ездят на УАЗ-469. Буквально где-то за горой проходит граница с Киргизией.

Долина реки Кенсу

Суровая дорога вела нас в красивые места с суровой рекой Кенсу. Первая попытка проехать реку Кенсу была успешной, однако цепляли подвеской внедорожника подводные валуны. Оказавшись на левом берегу реки, мы решили немного проехать вперёд, потом пошёл дождь и мы решили вернуться обратно через реку на правый берег к ранее запримеченным местам для ночлега. Как выяснилось потом, мы немного не доехали до горного озера.

При второй попытке штурмовать реку Кенсу, мы выбрали не удачную траекторию и машина села задним мостом на большой подводный камень. Мы оказались в двух метрах от берега без движения и вращая колёсами впустую. Пороги машины оказались чуть ниже реки и вода медленно стала поступать в салон. Приняли решение покинуть машину. Через боковое стекло задних сидений стали вытаскивать детей, подскользнувшись на подводных камнях, семилетнего ребёнка уронили в ледяную реку и быстро вытащили на берег. В это время шёл дождь и высоко в горах температура составляла градусов десять с плюсом. Мокрый и замёрзший ребёнок наблюдал, как двое взрослых мужиков, по колена в ледяной воде пытаются хоть как-то сдвинуть внедорожник с места. Потом мы решили разгрузить багажник и облегчить вес машины. Нашли бревно от ели, кое как притащили, думали его засунуть в виде рычага под машину, но это было крайне тяжело и не получалось. Ноги и руки сводило от холодной воды, изредка выбегали на берег погреться на пол минуты, затем обратно с бревном в воду. Паники не было, был страх остаться тут на долго, особенно на ночь.

Пока мы пытали надежду сдвинуть сидячую на камнях машину, кончился дождь и вышло солнце. Вдруг с гор к нам спустилось чудо, я верю, это было послание от Всевышнего — внедорожник Toyota Land Cruiser 200 с комплектацией для бездорожья проезжал по этой же дороге в нашем направлении. Тойота зацепила наш Ниссан лебёдкой и вытянула из реки. Затем весьма неторопливо проехала через речку рядом с тем местом где мы застряли. Следом проехали мы, река была пройдена.

Нашли очень живописное место среди елей у реки Кенсу. На этом месте уже кто-то до нас отдыхал, есть след от костра и к сожалению спрятанные в кустах пакеты с мусором. Всю мокрую одежду мы разложили сушиться. Солнце не плохо начало прогревать мокрую землю и траву. Разожгли костёр и поставили палатки.

Погода сменилась на пасмурную и опять полил дождь. Пока мы не торопясь пили вино, я заметил, что наша двухслойная палатка пропускает воду от дождя. Началась вторая часть борьбы с водой при весьма низкой температуре окружающей среды, возможно в тот момент я это называл другими нецензурными словами.. И даже это было не всё, в добавок обнаружил что наш надувной матрац спускает и нам грозит лежать спинами на промёрзшей земле всю ночь. Встал выбор, ехать домой или ночевать. Ехать домой была опасность не подняться и скатиться вниз с высоченного глиняного склона. Остался вариант ночевать. На место где располагается палатка мы наломали и накидали ковром ветки елей, которые нам заменили отсутствующие карематы. Поверх полуспущенного надувного матраца накидали одеяла. На свой страх и риск в палатку поместили газовую горелку, которая прогревала и сушила её изнутри.

Наступила ночь. Мы с сыном легли в палатку, с собой взяли газовую горелку и фонарик. Спалось не очень хорошо, я бы сказал хреново. Не смотря на наши усилий, от земли тянуло холодом, часто просыпался и включал газовую горелку. Весь кошмар кончился в часов пять утра, когда я уже устал страдать и вылез наружу к костру. Лучше не спать, чем спать в таких нечеловеческих условиях. Хорошо хоть ребёнок спал, постоянно поддерживал ему там температуру.

Вышло солнце, все позавтракали и пошли гулять вверх пешком по ущелью. Кристально чистый воздух, чистая и питьевая вода в реке. Всё это окружают высокие горы и ели. Глядя на карту можно увидеть, что совсем рядом популярные туристские места, озеро Каинды, Кольсайские озёра и даже Киргизский Иссык-Куль совсем рядом. Несмотря на приграничную территорию, пограничных патрулей и проверок не было.

Во время этой суровой поездки я для себя сделал вывод, что для подобного туризма должна быть соответствующая экипировка. Во первых должен быть соответствующий автомобиль, надёжный и проверенный подобными испытаниями, желательно с лебёдкой и хайджеком. Должна быть соответствующая одежда и обязательно полный комплект запасной. Одежду лучше брать с запасом на учёт более низкой температуры. Палатка должна быть не промокающей. Карематы в горы брать с собой обязательно, без них никак.

Во время путешествия мы сделали одноимённый фильм «Кенсу»

Оригинал статьи на моём сайте.