Yvision.kz
kk
Путешествия
Путешествия
Путешествия
3 500 постов463 подписчика
Первый казахстанский специализированный проект про путешествия, отдых и туризм
4
21:48, 30 января 2017

Текелийская узкоколейка

Blog post image

Давно был наслышан про интересную горную, электрифицированную узкоколейную железную дорогу в Текели. Так же знал, что эта железная дорога принадлежит свинцово-цинковому комбинату, давно не работает и частично разобрана. Собирался туда долго и наконец-то поехал.

Старт был в Алматы. До города Текели было ехать относительно не много, порядка 330 км. До города Талдыкорган 300 км. и ещё 30 км до города Текели. Раз уж поездка в те края, то запланировал сделать фотографию временного поезда Алматы – Талдыкорган. План поездки был такой: Алматы – съёмки талдыкорганского поезда у Карабулака – Текели – горная узкоколейка – Талдыкорган – Алматы.

С Алматы выехали в час или два ночи, что бы успеть сфотографировать талдыкурганский поезд с первыми лучами восходящего солнца. Интерес сделать фотографию этого поезда был для истории и для запечатления как такового на очень живописной железной дороге. Дело в том, что на участке от Коксу до Текели давно уже не было движения пассажирских поездов. Тут изредка вывозили небольшие грузовые составы и как правило от Коксу до Талдыкоргана через станцию Карабулак. Эта линия может составлять особый интерес фанатам железных дорог, давно не менянные пути на деревянных шпалах и поросшие травой среди местных деревенских пейзажей. Было всё запланировано по времени и были обозначены места съёмки на карте. Поезд КТЖ № 631 Алма-Ата 2 — Талды-Курган был создан временно, по причине реконструкций автодороги от Алматы до Талдыкоргана, чтобы люди могли безопасно добираться до города Талдыкорган.

Blog post image

Автодорога A-3 «Алма-Ата — Усть-Каменогорск»

В путешествие отправились вдвоём с шестилетним сыном. Не взирая на ночную поездку ребёнок не спал, боялся пропустить что-то в пути, да и сам процесс поездки интересен. На 270-280 км пути, при спуске с перевала к Талдыкоргану начало светать и мы сделали первый снимок. На снимке была новая, извилистая дорога перед первыми лучами рассвета. Оценив расстояние и время я понял, опаздываем! А поезд может идти по расписанию без опозданий. Пришлось прибавить газу. Место планируемой сьёмки талдыкорганского поезда было у села Мамбет (бывшее Ленино) за железнодорожным мостом. Пришлось прибавить скорости по разбитой дороге. Вроде успели, но последний участок дороги к мосту был закрыт воротами, которых на Гугл картах не видно. Пришлось срочно разворачиваться, возвращаться в Мамбет, гнать по ближайшей грунтовой дороге к железной дороге и фотографировать уже от куда угодно. К более менее красивому месту пришлось штурмовать большую лужу с камышами и бежать пешком. Буквально через минуту прошёл поезд и мы сделали этот исторический снимок.

Далее уже не спеша поехали в сторону Текели. По пути было село Карабулак и мы подумали снять этот поезд второй раз. На станции Карабулак поезд стоит минут сорок. Тепловоз отцепляется от начала состава и прицепляется в его конец для движения по стрелке в бок к городу Талдыкорган. По селу среди домов частного сектора поезд едет очень медлено. Для местных жителей, эти пути как часть тропы, люди неспешно уступают место еле ползущему поезду. Картина чем то забавная, поросшие травой пути с деревянными шпалами и ручными стрелочными переводами, тут же люди, куры, сельская жизнь и магистральный американский грузовой тепловоз с тремя пассажирскими вагонами. Ну как не сфотографировать это?

Blog post image

Тепловоз ТЭ33А-0230 с пассажирским поездом КТЖ № 632 Алма-Ата 2 — Талды-Курган на перегоне Тентек — Карабулак

Blog post image

Тепловоз ТЭ33А-0230 с пассажирским поездом КТЖ № 631 Алма-Ата 2 — Талды-Курган на перегоне Карабулак — Талды-Курган

Blog post image

Тепловоз CKD6E-2901 на станции Карабулак

Blog post image

Поле у села Ешкиольмес

Отправляемся к пункту назначения в город Текели. Дорога не плохая, видимо после ремонта с разметкой. Открывается очень красивая панорама, я бы сравнил её с Швейцарией. Заезжаем в город Текели и мы на самой длинной городской улице в Казахстане, не улице Кунаева длинной в 35 км. Город стоит у подножья Джунгарского алатау. В основной массе население состоит из работников шахт и свинцово-цинкового комбината. Население 30 тысяч человек. Очень красивый, аккуратный и красивый город, почему-то в него всегда хочется вернуться. Много следов старой сталинской архитектуры, говорит о том, что когда-то в этих местах была очень активная жизнь. Путём слияния трёх рек Текелийка, Чажа и Кора, в Текели зарождается самая крупная река Семиречья – Каратал. Тут же, вверх по течению реки Кора в Коринском ущелье находится популярный водопад Бурхан-Булак.

По самой длинной улице в Казахстане продолжаем движение вверх к Текелейскому ущелью в поисках узкоколейки. Как хорошо, что предполагаемые места расположение узкоколейки были отмечены на карте и у нас был GPS. Нашли быстро, штурмовав один подъём мы оказались на разобранном перегоне от свинцово-цинкового комбината в сторону шахт. Первым делом решили посмотреть начало этой узкоколейки у комбината и найти хоть какой-то уцелевший подвижной состав. Оставили машину и пошли к комбинату пешком. Отчётливо были видны следы насыпи и следы выдернутых столбов контактной сети. Вскоре появились оставшиеся рельсы. Пошли дальше и увидели узкоколейные полувагоны. Потом внезапно наткнулись на домик охранника и ушли в обратном направлении. Залезли на гору, проползли немного в сторону комбината, умудрились сфотографировать один электровоз и вернулись к машине. Задачи сфотографировать весь подвижной состав как это заведено у траинспоттеров, у нас не было.Территория там якобы охраняемая, но со стороны железной дороги не огороженная. Без предварительного соглашения с руководством комбината, идти во внутрь мы не стали. Какая-то техника там ещё осталась, так же остались пути по территории комбината. Неподалёку были замечены пассажирские вагоны узкоколейки, значит были и пассажирское движение, скорее всего возили работников шахт. Перегоны все разобраны вместе с контактной сетью. Очень удивили крутые уклоны.

Blog post image

Памятник В.И. Ленину перед административным зданием Текелийского свинцово-цинкового комбината

Blog post image

Электровоз IIКП2А-02, Текелийский свинцово-цинковый комбинат

Blog post image

Полувагон, Текелийский свинцово-цинковый комбинат

Blog post image

Стрелочный перевод на пути от комбината к шахтам, Текелийский свинцово-цинковый комбинат

Blog post image

Перегон от комбината к шахтам, Текелийский свинцово-цинковый комбинат

Blog post image

Разобранный путь от комбината к шахтам, Текелийский свинцово-цинковый комбинат

Blog post image

Текелийский свинцово-цинковый комбинат

Blog post image

Ущелье Текели

Мы продолжили движение дальше вверх по ущелью к шахтам. Дорога асфальтированная и очень живописная. Часто встречаются старые постройки сталинской эпохи. Не могли проехать мимо гастронома с уцелевшей надписью. Потом дорога становится немного хуже, но ехать можно без проблем. То слева, то справа видны следы былой узкоколейки. Какая была эта железнодорожная романтика и очень жаль что разобрали. По пути начали встречаться шахты, все они были законсервированы и замурованы с нанесёнными знаками радиации. Вскоре мы доехали до предполагаемого конца узкоколейки. На этом месте были полуразрушенные строения и как следствие кучи строительного мусора. Посмотрели на эту печальную картину и поехали обратно.

Blog post image

«Гастроном». Улица Кунаева, 409, город Текели

Blog post image

Законсервированная шахта Текелийского свинцово-цинкового комбината

Blog post image

Дорога а Текелийском ущелье

Blog post image

Blog post image

Развалины строений, относящихся к шахтам Текелийского свинцово-цинкового комбината

Blog post image

Текелийское ущелье

Blog post image

ППЖТ (Промышленные Пути Железнодорожного Транспорта) Текели, подъездной путь к Текелийскому свинцово-цинковому комбинату

Blog post image

Улица Тауелсиздик, город Текели

Blog post image

Перегон Текели — Карабулак

Blog post image

Тепловоз ТЭМ2-5914 с манёврами на ППЖТ Талды-Курган

Blog post image

Автодорога A-3 «Алма-Ата — Усть-Каменогорск»

Так как поездка была железнодорожной, на обратном пути заехали в город Талдыкорган на станцию Талды-Курган. Встретили у подъездных путей один маневровый тепловоз и отправились уставшими домой. В этот день для себя мы сделали открытие нового очень интересного и красивого места Текели, думаю это место надо посетить ещё раз!



4
2801
1