Yvision.kz
kk
yviMUSIC
yviMUSIC
581 постов3 подписчика
5
21:35, 28 января 2017

20 лет альбомам «Морская» и «Икра» группы «Мумий Тролль»

Примечание: посвящается М.

Blog post image

Легендарная советская и российская рок-группа "Мумий Тролль" была образована в 1983 году во Владивостоке. Её основателем и бессменным лидером является вокалист, мультиинструменталист и автор песен Илья Лагутенко. С детства увлекаясь и занимаясь музыкой, он сформировал группу со своими школьными друзьями в пятнадцать лет. На раннем этапе "Мумий Тролль", вначале именовавшийся без буквы "й", вдохновлялся модным в середине 1980-х синтипопом. В этом жанре выдержаны песни в записанном на магнитофон первом альбоме "Новая луна апреля". Хитами из него на дискотеках города стали "Алло, попс!", "Кассетный мальчик" и одноимённая песня, на которые были сняты клипы. Последняя, чей текст написан Леонидом Бурлаковым, давним товарищем Лагутенко, вызвала скандал из-за того, что на этот месяц по совпадению приходился съезд ЦК КПСС.

Blog post image

Дав редкий концерт в 1987 году, "Мумий Тролль" не выступал на протяжении нескольких лет по причине того, что Лагутенко был призван в армию. Вернувшись со службы на флоте, он набрал другой состав, записав ещё один магнитоальбом "Делай Ю Ю". В качестве приглашённого гостя на нём отметился Евгений Звиденный по прозвищу "Сдвиг", в будущем участник группы. Вышедший в 1990 году альбом не был замечен и понят публикой и обругавшей его прессой. На волне неудач Лагутенко в период развала СССР распустил "Мумий Тролль" и уехал работать переводчиком и консультантом коммерческих фирм в КНДР, а затем Великобританию. Впрочем, не перестав сочинять песни и приезжать в Россию, в 1996 году он встретился со ставшим преуспевающим бизнесменом Бурлаковым, поделившись с ним своими задумками. Решив продолжить музыкальную деятельность, они возродили группу.

Blog post image

Бурлаков (крайний справа на фото) возложил обязанности менеджера на себя, предоставив Лагутенко творческую свободу. Но на пути к долгожданной славе соратники столкнулись с неизбежными трудностями. "Мумий Тролль" фактически состоял из одного участника, а из бывших на предложение вновь примкнуть к группе откликнулся лишь клавишник Альберт Краснов. Из-за этого к записи песен в лондонской Alaska Studios были привлечены знакомые русские и местные сессионные музыканты, исполнившие инструментальные и голосовые партии. Благодаря тому, что Лагутенко сразу нашёл общий язык со звукорежиссёром Крисом Бэнди, процесс проходил быстро и слаженно. Перед этим "черновые" варианты песен отправлялись Бурлакову. Когда их накопилось достаточное количество, чтобы выпустить полноценный альбом, ему пришлось продать собственную квартиру.

Blog post image

Почти во всей России группу, которая не могла выступать на сцене из-за того, что у неё ещё не было состава, никто не знал и альбому, получившему название "Морская" и официально считающемуся дебютным в её дискографии, была необходима мощная раскрутка. Его презентация состоялась на фестивале в Приморском крае, где "Мумий Тролль" был относительно известен. Одним из первых его по достоинству оценил журналист Александр Кушнир, организовавший для Лагутенко и Бурлакова интервью на радиостанции "Эхо Москвы". В прямом эфире поставили песни из альбома, прерывавшиеся звонками слушателей, выражавших недовольство по поводу отсутствия в мелодиях и текстах глубокого надрыва и исследования "русской души". Подобная реакция была закономерной, из-за чего все крупные лейблы не хотели связываться с "неформатной" группой.

Blog post image

Бурлаков в надежде обратить внимание на "Мумий Тролль" заказал на оставшиеся деньги кассеты с четырьмя песнями из "Морской" и, указав на обратной стороне контакты, бесплатно раздавал их на рынке. По воле случая одна из них попала к композитору и продюсеру Александру Шульгину. Находясь под впечатлением, он заключил контракт с группой. По нему его компания Rec Records брала на себя все расходы на издание альбома, ротации песен из него на радио и телевидении, а также проведение концертов. И он не прогадал. "Мумий Тролль" всегда выглядел пришельцем на фоне остальных представителей русского рока из-за необычной, если не сказать странной лирики, похожей на поток сознания, и "мяукающей" манеры пения Лагутенко. В советское время это обернулось против группы, но в эпоху перемен, когда аудитории не хватало чего-то оригинального, сыграло в её пользу.

В предверии выхода альбома стильные и запоминающиеся клипы на "Утекай" и "Кот кота (Вот и вся любовь)", снятые Михаилом Хлебородовым и подчёркивавшие яркую нестандартность "Мумий Тролля", часто транслировались на центральных телеканалах. Во многом эти песни отражают "Морскую", альбом из ряда "всё гениальное - просто", содержащий подобно ставшей главным хитом на нём "Утекай" мягкие полуакустические "Девочка" (чей мотив смахивает на Parklife группы Blur), "Забавы" и "Скорость" и подобно "Кот кота (Вот и вся любовь)" (её рифф позаимствован у Roll With It ещё одних англичан Oasis) более жёсткие "Роза Люксембург", "Время тепла" (тексты обоих написаны Бурлаковым), "Вдруг ушли поезда", "Морская болезнь" и "Владивосток 2000". Последняя является одой группы родному городу, а видеоролик на неё открыл вещание "MTV Россия".

Помимо этих в переработанном виде в "Морскую" вошли песни из двух магнитоальбомов "Делай меня точно", "Всецело всем", "Воспитанник упавшей звезды" и "Новая луна апреля". Альбом обладает особенным настроением, удивительно смело и умело сочетая жанр "дворовой" песни с актуальным в середине 1990-х брит-попом. Благодаря этому выделяющийся маниакальной харизмой Лагутенко (в плане имиджа почерпнувший черты Джарвиса Кокера и Бретта Андерсона, фронтменов групп Pulp и Suede) создал уникальный "Мумий Тролль", произведший сенсацию. Вышедшая весной "Морская" разошлась тиражом около миллиона копий, став самым раскупаемым релизом 1997 года, и впоследствии дважды переиздавалась с бонус-треками. Между тем Лагутенко, как и ранее Бурлаков, пожертвовав ради записи недвижимостью, приступил в Лондоне к альбому "Икра".

Песни на нём стали более тяжёлыми и динамичными по звучанию и пронизаны нетипичной и мрачной любовной лирикой. Тон альбома, заметно отличающегося от предыдущего и сходу ошарашивающего резкой "Доля риска", задают задорные "Шамаманы" и "На яды" и напряжённые "Сиамские сердца" и "Алмазами" с эффектными гитарными и клавишными проигрышами. Самыми лёгкими на "Икре" являются "Так надо" и "Сигналы", словно отсылающие к "Морской". Клипы сняты на заводную "Не звезда" (запрещённый к показу из-за наркотической тематики) и плавные и драматичные "Ранетка" (режиссёр Виктор Вилкс снова сотрудничал с группой над роликами к синглам "Невеста?" и "Без обмана" в 2000 году) и "Дельфины" (очередной, не побоюсь этого слова, визуальный шедевр Хлебородова), пожалуй, лучшую песню "Мумий Тролля".

В альбом включены и давние песни "Мальчик-солдат", "Голод", "Сайонара диска" и "Далеко" (чья аранжировка взята из The Masterplan всё тех же Oasis). "Икра" вышла спустя всего полгода после "Морской", достигнув такого же уровня продаж и завоевав восторженные отзывы критиков. Тем не менее, Лагутенко позднее признавался, что не стоило торопиться с выпуском альбома, а выждать год и тогда его популярность была бы гораздо выше. Группа закрепила успех длительным гастрольным туром, в ходе которого к ней присоединились впоследствии её постоянные участники гитарист Юрий Цалер, старый приятель Лагутенко басист Евгений "Сдвиг" Звиденный и барабанщик Олег Пунгин, а также Денис Транский, пришедший на место Краснова (изображённого на обложке "Икры") и бэк-вокалистка Олеся Ляшенко, добавившая "Мумий Троллю" ещё большей изюминки.

Blog post image

В 1998 году вышел сборник "Шамора" с перезаписанными песнями из магнитоальбомов группы. Вскоре ради сольной карьеры её покинули Транский и Ляшенко. Пиком расцвета "Мумий Тролля" стал "Точно Ртуть Алоэ" и сингл из него "Карнавала нет", премьера клипа на которую должна была пройти в новогоднюю ночь на Первом канале, но отменена из-за речи президента страны Бориса Ельцина. Хотя этот и дальнейшие альбомы группы интересны, они менее цепляющие в сравнении с заражающими безумной энергетикой "Морской" и "Икрой". Развязный и романтичный по духу "Мумий Тролль" оказал влияние на целое поколение исполнителей, начиная с Земфиры и заканчивая "Братьями Грим", которых лично продюсировал Леонид Бурлаков, проложив в России дорогу поп-року или "рокапопсу", как иронично охарактеризовал свою музыку вечно юный кумир молодёжи Илья Лагутенко.

Blog post image

5
3917
2