Yvision.kzYvision.kz
kk
yviMUSIC
yviMUSIC
581 постов3 подписчика
18
13:11, 27 января 2017

Аубакирова и французы: роман длиною в жизнь. О сегодняшнем концерте в консерватории.

Вечер пятницы неумолимо приближался с дилеммой: иметь пищу духовную - или плотскую. Поскольку билет на давно ожидаемый концерт в консерватории в обед получить не удалось - решено было загулять.

Но мы предполагаем, а Бог - он располагает. Без минуты шесть, когда уже маячил гудок, возвещающий конец рабочей недели - билет неожиданно нашелся в лице божьего посланника (да, часто он избирает нас своими орудиями), дорогой и любимой @mahavoi: она раздобыла билет, за что респект ей и поклон.

На сегодняшнем концерте в Большом зале консерватории выступали квартет "Volta" из Франции и Жания Аубакирова. Концерт был посвящен 25-летию дипотношений Франции и Казахстана.

Blog post image

Напомню, что в этих дипломатических отношениях огромную роль играла и играет Жания Аубакирова и возглавляемая ею консерватория. Связи Франции и наших музыкантов очень тесные: это постоянный взаимообмен артистами, педагогами, коллективами, идеями и искусством. Конечно, ключом к этому стала Народная артистка Аубакирова, творчество которой весьма ценят и любят во Франции, что много лет назад даже было отмечено возведением нашей пианистки в ранг Кавалера Ордена литературы и искусств Франции. Такой вот интересный факт - казахстанская пианистка с титулом шевалье.

В программе было заявлено три произведения, весьма разных, но очень интересных.

Открылся концерт исполнением соль-мажорного Квартета (К.156) Вольфганга Амадея Моцарта, так называемый "третий миланский" (всего их шесть - миланских квартетов). Это произведение очень юного Моцарта, и конечно, это слышно в музыке. Написанный шестнадцатилетним автором "Митридата" и "Луция Суллы" - весьма серьезных опер, этот квартет на удивление легок и мал. Несомненно, это произведение написано для домашнего круга. Его форма - крайне компактна, если не назвать ее куцей. Первая часть вообще вызывает впечатление дважды сыгранной экспозиции. Определенно, не лучшее произведение Моцарта, и логика его появления в программе этого концерта мне не ясна. Далее звучали произведения французских композиторов (что логично), ожидаемо было в начале произведения французского же классика - Люлли, Куперена, Рамо, ну а если уж Моцарта - то какой-нибудь из его просладенных квартетов, ре-минор или До-мажор, сила, мощь, красота, гений. Но мы услышали то, что услышали.

Звук у артистов квартета "Volta", несомненно, изумительный. Это крупные музыканты - это слышно из первых тактов их исполнения, если даже ранее вы никогда не слышали об этом коллективе. Совершенный, сыгранный ансамбль. Нет лидеров и звезд на фоне кордебалета - все четыре музыканта стоят друг друга, их ансамблевая игра - прекрасный образец музыкальной демократии и командной, как говорят в спорте, игры.

Светлая (хоть и весьма бойкая и легкомысленная) музыка Моцарта дала это почувствовать.

Манеру исполнения именно моцартовского квартета я не могу назвать хорошей, на мой скромный вкус. Знаете, это такая тенденция последних лет - появилось очень много исполнений и записей Моцарта (я об этом уже писал), в которых есть все - техническое совершенство, красота, нега, страсть, но не хватает одного - самого Моцарта. Этот стиль исполнения мне совершенно не понятен и не близок, Моцарт кажется выхолощенным, как будто с вынутой душой, хоть внешне и сохраняет свою узнаваемую форму и вид.

Это, разумеется, дело вкуса. Такое исполнение Моцарта сейчас весьма популярно - гладкое, чистое, ровное и динамически выверенное. Но я не вижу в нем Моцарта-шутника и Моцарта-жизнелюба. Лично мне слушать было приятно, я отдыхал, кайфовал, расслаблялся, но не более того. Я хочу, чтобы Моцарт будоражил.

Далее прозвучал Квартет Клода Дебюсси, опус 10, соль-минор. Это работа зрелого мастера, единственное его произведение в жанре струнного квартета.

Это произведение меня покорило, и покорило в первую очередь своим исполнением. Я не большой любитель французской музыки, особенно Дебюсси, однако эта музыка находит путь к любому сердцу. Импрессионизм в чистом виде, в котором музыканты раскрылись полностью. Динамическое разнообразие, от драматичного форте до невероятных оттенков пиано - благодарное произведение, чтобы показать мастерство исполнения во всей красе. Музыканты продемонстрировали недосягаемую высоту коллективной игры, чистейший звук, редкое погружение и согласие. Четыре части квартета зал слушал на одном дыхании. Весьма сложная музыка, требующая духовных усилий от слушателя, вовлеченности и сопереживания.

После антракта прозвучало последнее произведение вечера - Квинтет для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели фа минор Сезара Франка. На сцене - участники квартета "Volta" и наша любимая Жания Аубакирова.

Это произведение неискушенному слуху показалось бы более понятным и ясным, чем предыдущий квартет Дебюсси, но у них очень много общего. Квинтет Франка написан примерно на 15 лет раньше, его музыкальный язык совсем другой - он плотно стоит на позициях романтизма. В музыке этого квинтета отчетливо слышится влияние и стилистика Брамса, это расцвет позднего романтизма и его вершина.

Произведение очень масштабное, по длительности близкое симфонии, и, по существу, такое же масштабное по замыслу, идеям, напряженности. Это одно из наиболее выдающихся произведений зрелого, умудренного мастера.

Исполнение, разумеется, было превосходным. Роскошный звук квартета, оттенки и нюансы, техническое совершенство - выше всяких похвал. И, разумеется, исполнение украсило участие Жании Аубакировой.

Понятно, что социальные и общественные функции Жании Яхияевны не могут не сказаться на ее творчестве - она выступает не так часто, как хотелось бы. Однако в ее пианизме все больше слышна зрелость и мудрость, недоступная молодым музыкантам. Настоящий расцвет, когда техническое совершенство владения инструментом изнутри наполнилось смыслом и пониманием. Звук становится более благородным; руки Аубакировой всегда были мягкими и сильными. Чувственность ее исполнения всегда на первом плане, техника - только орудие, и Жания Яхияевна иногда позволяет себе быть небрежной к технической чистоте, допускать огрехи, но как по мне - это всегда был ее стиль, очень женственный, где страсть и погружение - это все. Качество, глубина, наполненность и мягкость, сила и широта звука - вот ее фирменная марка. Ее любят за то, что как пианист она - человек, а не машина. Экстраверт от рояля, большой артист, душа музыкального Казахстана. Безусловно, в этом исполнении лидировала именно она, эмоционально и в то же время мудро. Конечно, не идет никакой речи о динамическом доминировании, фортепиано звучало равноправным членом ансамбля.

Сегодняшний концерт я могу смело назвать мастер-классом ансамблевой игры. Такие впечатления от струнного ансамбля я могу припомнить только с выступления бородинского квартета в Алматы лет 10-12 назад, когда в Адажио Самуэля Барбера звук невероятной чистоты кристаллизовался в зале в чистые алмазы.

О стилях и манере исполнения можно спорить долго, у каждого свой вкус. Но практика игры, вынесения на концерт готового произведения, наполнения его смыслом - это у квартета "Volta" трудно переоценить. Юг Борсарелло, Лоран Манно-Паллас, Арно Торетт и Готье Эррманн - большие мастера. Они идеальны.

Моя благодарность людям, благодаря которым я попал на концерт и музыкантам за прекрасный вечер, вескую и очистительную точку в конце рабочей недели.

И как всегда - пока, увидимся в концертном зале!

 

18