Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 767 постов40 подписчиков
Всяко-разно
25
00:12, 20 января 2017

Поправки в стиле «1937» не прошли. МИК отозвало свои предложения о «деанонимизации» комментаторов и регистрации блогеров

Вчера Министерство информации и коммуникаций исключило из законопроекта предложенные ранее нормы, предполагавшие «деанонимизацию» комментаторов и регистрацию блогеров. Министр Даурен Абаев объяснил, что поправки отозваны «по причине возникшего резонанса в обществе».

Вот в этом месте сейчас кто-то точно скажет: «Не понял. Это ещё что такое? Я что-то пропустил?»

Blog post image

Да, господа, мы пропустили, или как-то так проскочили, попытку реинкарнации 1937 года в современном варианте. Нимало не сарказм и не преувеличение.

Давайте попытаемся разобраться, что произошло.

ЧЕГО ОНИ ХОТЕЛИ

Оказавается, в Министерстве информации и коммуникаций РК «тихим сапом» готовили и продвигали абсолютно шокирующие, драконовские, в буквальном смысле сталинские поправки в законодательство о средствах массовой информации. Поправки, не совместимые ни с демократическим статусом нашего государства, ни с его международным имиджем. Новшества, в частности, предполагали, что выражать своё мнение (комментировать статьи, посты, либо отвечать на комментарии в социальных сетях) смогут только лица, прошедшие персональную авторизацию. То есть – те, кто указал при регистрации свой действующий личный номер телефона, а также фамилию, имя и отчество. Норма «деанонимизации» была внесена министерством в концепцию к проекту Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информации и коммуникаций».

В сегодняшнем комментарии министра информации г-на Абаева утверждалось, что поправки были призваны помочь выявлению так называемых «троллей» – тех, кто публикует анонимные комментарии либо посты деструктивного содержания. Между тем, данная норма влекла бы за собой ряд поправок в другие законы, согласно которым пользователей интернет-сайтов и соцсетей обязали бы заключать с их собственниками соглашения, раскрывающие все свои персональные данные. Эти соглашения должны были бы оформляться в электронной форме с помощью ЭЦП и далее автоматически регистрироваться на портале «электронного правительства».

Вторая норма, о которой шла речь в разработанных МИК поправках, не лучше. Она предполагала аналогичную регистрацию блогеров. То есть каждый пользователь, публикующийся к примеру на Yvision или в Facebook, должен был бы аналогично зарегистрироваться, предъявив государству все свои личные данные, подписав соответствующие соглашения и обязательства, закрепив их ЭЦП и зафиксировав всё это опять-таки на портале «электронного правительства».

Как в том старом мультике, если кто-то помнит: «Ребята! Нас всех посчитали!»

Откуда этот ветер дует, откуда в МИК такое рвение, такое активное стремление всех нас в Сети «посчитать», зарегистрировать, зафиксировать электронно-цифровыми подписями наши личности, мы в общем-то догадываемся. Авторы подобных, с позволения сказать, усовершенствований берут пример с северного соседа. Россия вообще последние пару лет, с принятием печально знаменитого «закона Ирины Яровой», какими-то просто семимильными шагами стала двигаться «back in 1937». А пространством, на котором это всё обкатывается, стали Интернет и социальные сети. Теперь одно неосторожное слово в Интернете может перечеркнуть человеку жизнь – так же, как и в те приснопамятные времена. Причём речь идёт не только о разжигании розни, о пропаганде войны или тому подобном. Здесь-то никто не спорит – провокаторов надо ловить. Но не только это: любая эмоциональная фраза, любая грубоватая шутка (не оскорбительная, а просто грубоватая – что в Сети привычно и обыденно) может стать основанием для назначения россиянину реального срока.

Собственно, не хочется вникать в детали всей этой российской политики, это не наша страна и не наша тема. Однако, похоже, что казахстанские функционеры этими российскими подходами весьма вдохновились и прониклись. Прониклись настолько, что решили пойти даже гораздо дальше россиян: такой «этап 1937 . 2» в духе современных цифровых технологий.

Действительно, даже в Москве пока до такого не додумались. Даже у них с их драконовскими законами, для того чтобы написать комментарий под статьёй или постом, пока не надо сообщать государству свои личные данные, фиксируя их электронной подписью!

Более того. Со своей стороны мы специально провели обзор мировых источников, освещающих темы свободы слова в Интернете. Просмотрели публикации о самых разных притеснениях и проблемах сетевых авторов разных стран, которые у них возникали со своим государством. И выяснили, что пока ни в одной стране мира, где используется Интернет (даже в коммунистическом Китае), подобных норм нет. Нет их даже в наиболее «проблемных» государствах с точки зрения демократии и свободы слова. Так что, приняв МИКовские поправки, мы бы моментально стали таким «№ 1 по уровню несвободы в Интернете». Казахстан стал бы таким образчиком тоталитарного государства, таким антигероем, на которого все бы начали показывать пальцем.

Словом – далеко пошли в ведомстве г-на Абаева в стремлении нас всех «посчитать», ничего не скажешь. Так и не заметишь, как в один прекрасный день появится над твоей постелью тот tele-crane из оруэлловского «1984», тот «прямой канал», бдящий за тобою круглосуточно...

КАК ОНИ ВСЁ ЭТО ОБЪЯСНИЛИ

Перейдём к аргументации авторов. Всё же интересно послушать, какую логику в МИК подводили под разработку таких поправок, с которыми и товарищ Сталин «отдыхает»...

Даурен Абаев в комментарии на своей странице в Facebook признал, что решение исключить из законопроекта нормы о «деанонимизации» комментаторов и регистрации блогеров было принято под давлением общественного мнения.

«Мы исключили их по причине возникшего резонанса в обществе... Министерство на различных площадках проводит широкое общественное обсуждение законопроекта по вопросам информации и коммуникаций. В этот процесс вовлечены эксперты, журналисты и гражданский сектор. На всех этапах обсуждения участники прений уделили особое внимание норме о так называемой «деанонимизации» комментаторов. Хочу отметить, что она была направлена на борьбу с троллингом, вбросами непроверенной информации, провокациями, пропагандой экстремизма и призывами к социальной розни. Также в рамках заседаний рабочей группы, экспертами и журналистами высказывались резкие замечания касательно предложения о регистрации блогеров. Мы предполагали, что эта норма будет носить добровольный характер и даст возможность популярным пользователям сети получить весь объём прав, которыми обладают СМИ. Так как министерство взяло курс на открытость и учитывает рекомендации общественности, сегодня было принято решение об исключении упомянутых норм из проекта Закона», – написал г-н Абаев на своей странице.

Также, по его словам, в министерстве учли, что такие нормы привели бы к резкому оттоку казахстанских авторов и комментаторов в иностранные СМИ, туда, где нет подобных требований по регистрации. А это, в свою очередь, могло бы резко сузить покрытие казахстанских СМИ, да и в целом резко негативно повлиять на казахстанский медиарынок.

Впрочем, главное, чего мы избежали, – совсем не это.

ЧЕГО МЫ ИЗБЕЖАЛИ

Всё вроде бы объяснимо. Возмущение по поводу лоббирования МИК тотальной слежки за каждым в Казнете сыграло свою роль. Авторы поправок обоснованно «дали заднюю», опасаясь взрыва недовольства в обществе.

Заметим, что несколько дней назад в СМИ был вброс новости о планируемых нововведениях. Новость, опубликованная рядом новостных порталов, шокировала людей. Лейтмотив возмущённых комментариев: «1937-й возвращается». Видимо, вброс был нацелен именно на прощупывание реакции аудитории. Реакцию увидели. Авторы увидели и то, что в случае реального принятия подобных норм возмущение могло бы оказаться очень серьёзным, если не сказать больше. К тому же, министерство сделало бы настоящий подарок тем, кто заинтересован дискредитировать международный имидж Казахстана. Нам была бы гарантирована репутация тоталитарной страны, в которой государство ведёт тотальную слежку за высказываниями граждан в Интернете, поставив каждого на учёт и формируя на каждого персональное сетевое досье.

А как прощупали реакцию – так и начали выдумывать откорячки вроде «добровольного характера регистрации блогеров» или «борьбы с разжиганием розни». Выглядит по меньшей мере несолидно, несерьёзно, да просто смешно. Продолжение темы от МВД про террористов, которые, приехав в твой город творить какое-нибудь зло, вначале обязательно оформят временную регистрацию... а доблестная полиция тогда их сразу найдёт и предотвратит злодейство.

Что террористы, что разжигатели розни – тема для мема.

Нет, правда смешно, господа. Как будто сетевых анонимов, разжигающих рознь, у нас не находят и не привлекают. Как будто террористов без регистрации не ловят. Сколько уже можно, господа Абаев, Касымов и коллеги, держать своих сограждан за такой наивный детский сад?

Если же серьёзно осмыслить бэкграунд всей этой истории – то очень, очень грустные выводы напрашиваются. Сам формат предлагавшихся поправок свидетельствует о том, что в закоулках правительственных кабинетов кто-то на полном серьёзе рассматривает варианты тотального контроля и слежки за людьми. Подобные варианты (даже на уровне обсуждения, не говоря о принятии) могут быть крайне опасны и рискованны в условиях современной политической ситуации. Это – на самом деле игра с огнём.

И если наши экспериментаторы из МИК, МВД, других министерств не угомонятся, если всё же когда-нибудь протащат через парламент что-нибудь на манер этих поправок (а протащить через наш Мажилис можно что угодно – это показала недавняя история с временной регистрацией), – то последствия могут быть самые непредсказуемые. Такие, что пресловутые земельные митинги прошлого года покажутся невинной детской прогулкой с ловлей бабочек.

Надо как-то уже останавливать этих умников-экспериментаторов. Ибо не ведают, что творят.

Открой Для Себя Казахстан

25