Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
-8
03:24, 12 января 2017

Как начинался Байконур. Отрывок из книги «Самый близкий к космосу аул»

Blog post imageОфициальным днем рождения космической гавани считается 2 июня 1955 года. А между тем, история самого крупного в мире космодрома началась на полгода раньше - морозным зимним вечером 12 января 1955 года, когда на небольшом железнодорожном разъезде Тюра-Там высадился первый взвод военных строителей, прибывших из соседнего города Аральска.

Как вспоминал один из участников того строительного десанта, первые впечатления от нового места службы были весьма незавидными: «Было темно, холодно и лаяли собаки». Первых строителей космодрома приютили жители нескольких домов разъезда Тюра-Там. Но и сами тюратамцы не остались в накладе: воины-строители научили местную детвору играть в волейбол и баскетбол – игры до тех пор неизвестные в пристанционном ауле пустынной части Кызылординской области. А со временем казахские дети получили возможность смотреть кинофильмы, которые крутили для солдат на импровизированном экране, сооруженном из обычной простыни. Не случайно, острые на язык байконурцы иногда называют нынешний поселок Тюра-Там «самым близким к космос аулом». Кстати, это и стало названием моей книги об истории Байконура.

Blog post image

Надо сказать, что выбирали место для строительства будущего космодрома очень скрупулезно. Рассматривалось сразу несколько возможных вариантов, в том числе и строительство космодрома в Красноярском крае или на Северном Кавказе.

При этом, учитывались  сразу 5 факторов: наличие большой незаселенной территории,  близость к экватору, к крупным  водной и железнодорожной магистралям, подходящие погодные условия (в то время в этих местах было не менее 300 солнечных дней в году). Всем этим требованиям и соответствовал район разъезда Тюра-Там в Кзыл-Ординской области Казахстана.

Уже через неделю, после высадки первостроителей будущего космодрома, на станцию Тюра-Там начали приходить  нескончаемые эшелоны с техникой и рабочей силой. А уже в  июне 1955 года началось строительство объекта 135 - первого стартового комплекса, ставшего впоследствии известным всему миру как «Гагаринский старт».

Blog post image

На фото: генерал Георгий Максимович Шубников

Руководил возведением первого в мире космодрома довольно опытный строитель - генерал Георгий Максимович Шубников, который прошел всю войну, возводя переправы через реки и другие инженерные сооружения. А после Победы он прославился на весь мир, когда строители под его командованием создали знаменитый мемориальный комплекс «Трептов–парк» в Берлине. Кстати, в штабном «городке», состоявшем из семи железнодорожных пассажирских вагонов, и разместилось все руководство строительного управления во главе с Шубниковым.

А уже 4 марта 1957 года по «Техническому заданию N 1», утвержденному Сергеем Павловичем Королевым, космодром был готов к первому пуску ракеты.

Blog post image

Много ходило слухов о том, что первый в мире космодром строили заключенные. Но это абсолютная ерунда. Секретность строительства была такова, что вести его доверили исключительно военным. Кстати, стройка века обошлась Советскому Союзу очень недорого – военные строители работали исключительно за идею. Для сравнения: если первый раз «гагаринский старт» был построен за относительно небольшие деньги, то его восстановление после взрыва ракеты в сентябре 1983 года встало в «копеечку»: в течение 8 месяцев высококвалифицированные специалисты возрождали к жизни главный стартовый комплекс Байконура. Трудились они не жалея сил, в три смены. А советское правительство не скупилось на затраты. Практически каждый из строителей, которые работали на восстановлении площадки № 1, в месяц получали от полутора до двух тысяч полновесных советских рублей. Напомню, что в то время «жигули» шестой модели стоили пять с половиной тысяч.

   

Фото из архива Байконура

 
-8
946
0