Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
2
04:19, 06 января 2017

МАРАТ БИСЕНГАЛИЕВ: «КОГДА УДАЧА ПРИХОДИТ, НУЖНО ПОКАЗАТЬ ВСЁ, НА ЧТО ТЫ СПОСОБЕН»

Марат Бисенгалиев верит, что мир спасут красота и юмор. Один из самых известных скрипачей-виртуозов XXI века и почётный номад-современник работает в Алматы, Уральске, Лондоне, Мумбаи, для него не существует границ ни на карте мира, ни в творчестве. Благодаря его блестящему таланту и мастерству нас знают в Новой Зеландии, Европе, Индии, Южной Корее, Японии, Китае, США. Подобно Санта-Клаусу, он путешествует по планете и раздает землянам незабываемые мгновения счастья. В преддверии грандиозного концерта-презентации CD-альбома Nomad, записанного на студии Sony, музыкант выступил с «Симфоническим оркестром Алматы» на сцене MEGA Alma-Ata.

Blog post image

Марат, вы часто путешествуете по свету, много знаете о жизни на разных материках и островах,  где ваш Дом по-настоящему?

Мой Дом – Казахстан. В  19 лет  я  уехал учиться в Московскую консерваторию. С тех пор у меня картинка перед глазами: роща Баума в Алматы, речка, родительский дом, баурсаки. У мамы было потрясающее свойство – она готовила быстрее, чем McDonalds. Напротив нашего дома была поляна, где часто собирались лучшие представители музыкального искусства и гоняли в футбол, а затем мы дружно шли обедать к нам в дом. Как-то у нас останавливался Михаил Плетнев (советский, российский пианист, композитор, дирижёр - прим.авт.). Мама очень вкусно готовила беш, плов, көже и чай из настоящего самовара на дровах. Во Франции у меня есть целая коллекция самоваров.

А вы чем балуете детей?

Я редко готовлю, боюсь сделать что-либо с моими руками. Сам предпочитаю индийскую кухню, которую в Англии почему-то готовят вкуснее, чем в Индии, где я живу по два-три месяца в год. Там я руковожу оркестром. Детей все же удается побаловать любимой пастой, которую я делаю на каникулах. Вместе мы играем в футбол и в регби, купаемся в море, путешествуем на автомобиле.

И инструмент всегда с вами?

У меня есть бесценный инструмент итальянского мастера Джозефа Гальяно. Правда, с ним возникают трудности при перелетах – длительные таможенные процедуры оформления. Однажды мне не разрешили взять инструмент с собой в кабину самолета. Пришлось отдать футляр, а скрипку спрятать под пиджак, как маленького бейби и пройти в салон. Поэтому для гастролей я приобрел не столь дорогой модерновый инструмент, он тоже прекрасно звучит. В Алматы меня всегда ждет скрипка, на которой я записал большинство своих дисков в 90-е годы.

Значит, вы скрипач без «страдивари»?

У меня была возможность выбрать его инструмент, но я не смог найти то, что мне нужно, а Гальяно подошел идеально.

Домбра поддается вам также легко, как скрипка?

К сожалению, нет. Отец учил меня исполнять кюи, он очень хорошо играл на домбре и сам  сочинял музыку,  хоть был финансистом по профессии. Я люблю кыл-кобыз за его шаманское звучание. Мой хороший друг и сейчас самый популярный композитор мира Карл Дженкинс (Великобритания - прим.авт.) использует в своих произведениях казахские народные инструменты: қобыз, саз сырнай, сыбызғы. Он по-настоящему погрузился в среду кочевников и проникся нашей музыкальной культурой. Два года назад во время концерта в «Карнеги Холл» публика Нью-Йорка с восхищением приняла сюиты на казахские темы «Абай», «Шакарим» и «Тлеп» в уникальной авторской обработке сэра Дженкинса.

Ваши концерты отличают инновационные фишки. Похоже, вы любитель различных электронных устройств и технических новинок?

Когда объявляют о разработке очередного iPhone или планшета,  жду - не дождусь, когда смогу заполучить  новые гаджеты. Мой iPad Pro работает с педалью, и я легко переворачиваю  страницы, играя на скрипке или дирижируя оркестром. Мой оркестр первый в мире стал использовать touchscreen, это очень удобно для музыкантов. И мы пойдем дальше, по части технологий у нас много интересного в планах. Blog post image

Есть в вашей истории и творческие эксперименты, как это было с перевоплощением в уличного музыканта…

В 2012 году ко мне обратились за помощью, нужно было собрать средства на операцию больному ребенку. Меня переодели в старика и я 40 минут играл в холле ТРЦ MEGA Alma-Ata. Казахстанцы - щедрый народ, тогда мне удалось собрать около 1500 евро. Похожий эксперимент провел всемирно известный американский скрипач Джошуа Белл. В переходе между станциями вашингтонского метро он 45 минут исполнял произведения великих композиторов на скрипке Страдивари и заработал 30 долларов. Я видел прекрасных артистов высокого класса, которые играли в ресторанах, на улицах, совершенно не обязательно для истинного музыканта выступать на сцене «Карнеги холл», главное – приносить удовольствие слушателю.

Считаете, красота спасет мир?

Красота неизменно спасет мир. И юмор. Необходимо смотреть на все немножко с юмором. Любой кризис – это такой виток, который неоднократно случался в истории мира. Пройдет много лет, возможно, ситуация будет хуже перед тем, как наступит  ренессанс.

У вас философский подход к жизни, видимо, следствие жизни и работы в Индии?

Я отношусь к буддизму как к философии, разделяя его основные постулаты. Мне нравится в буддизме то, что характерно для моих родителей – они были не материальны, жили очень скромно, раздавая все, что им давалось. Не могу сказать о себе, что я не материален, мне нравятся хорошие машины, красивые скрипки, звучащие смычки (смеется).

Я верю в реинкарнацию и в карму. Но это никак не связано с религией. Человек получает то, что он заслужил за свои действия. Судьба каждого из нас в наших руках, и важно творить ее так, чтобы не жалеть потом о том, что сделал или чего не рискнул сделать.

А кем не рискнули быть вы?

Моя мама, наверное, так и не поняла по-настоящему, чем я занимаюсь. Она считала, что у меня нет нормальной работы, и я должен осесть, стать учителем в школе. В своей книге я написал, что если бы я не стал музыкантом, возможно, я стал бы продавцом подержанных машин. В детстве я любил рисовать и у меня это неплохо получалось, но стать художником для меня оказалось сложнее.

Однажды вы сказали, что к успеху вас привели талант, труд, удача и голод. Так вы знаете, где  поймать удачу, и как не упустить ее?

К каждому человеку удача приходит рано или поздно. Точно также, как у каждого ребенка есть слух, просто он развивается или же умирает. Человек должен знать, чего он хочет от жизни, и когда удача приходит, нужно показать все, на что ты способен.

Вы верите в чудеса, в волшебство?

Чудеса бывают. В волшебство не верю, хотя домовые есть, я их чувствую иногда (смеется).

В декабре во многих странах начинают работать почтамты, которые собирают открытки, адресованные Санта-Клаусу. Вы уже написали свое письмо с пожеланиями?

Если говорить о материальном, мне сейчас ничего не нужно, у меня все есть. А вообще хотелось бы скинуть лет 30 и снова испытать молодость. Мое самое безумное желание – сделать несколько клонов самого себя (смеется). Поучаствовать в  «Формуле 1»,  побыть футболистом,  плейбоем на яхте или Джереми Кларксоном в Top Gear. Причем,  клоны должны быть с блуждающим сознанием, чтобы быть тем и другим, испытать другие какие-то ощущения, возможности в этой жизни. Но, к сожалению, жизнь одна и приходится выбирать. Я не жалуюсь, что я скрипач. Сейчас я бы сказал, что моя жизнь удалась.

В какой-то мере вы клонировали себя: даете концерты в разных частях света так часто, что, кажется, вы уже давно не один, вас много…

Практически все мои родные живут в Казахстане, сестра  – в Новой Зеландии, двое младших детей – во Франции, старшая дочь Арухан  –  в Англии, она актриса театра и кино. Я 30 лет живу в основном в Европе, у меня есть возможность приезжать в Казахстан  и передвигаться по всему миру  –  я очень ценю эту свободу.

И вот на этом гребне волны, что вы пожелаете своим соотечественникам в канун Нового 2017 года?

Для  меня самое главное – это мир. Пусть любые катаклизмы обходят стороной Казахстан. Я желаю, чтобы мы были хорошими соседями с другими государствами и жили в гармонии, чтобы у нас было хорошее будущее и мирное солнечное небо.

___________________________________________________________________________

Марат Бисенгалиев является художественным руководителем «Симфонического оркестра Алматы». Концертировал с ведущими оркестрами мира в самых престижных залах: Carnegie Hall, Lincoln Centre, Wigmore Hall, Royal Albert Hall, Sumida Triphony Hall и многих других. Выступал с оркестром The Philharmonia в Букингемском дворце для королевской семьи и в Вашингтонском Центре исполнительских искусств имени Кеннеди. С 1992 по 2008 годы  записал 14 компакт-дисков с крупнейшими западными звукозаписывающими компаниями, такими как Naxos, Marco Polo, EMI-Classics, Black Box.

Take_Nizamidin aka Тахмина Кибирова

Материал подготовлен специально для журнала MEGAzine (#12 (120) (Декабрь, 2016 г.).

Электронная версия очередного выпуска журнала здесь http://almaty.megacenter.kz/rus/megazine


 
2
824
0