Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
20
02:00, 27 декабря 2016

Педагогическая круговая порука. Для кого личная репутация важнее судьбы детей

Насильника, которого активно покрывало руководство алматинского детдома, всё же приговорили к 15 годам строгого режима. Справедливость восторжествовала. Но сколько подобных страшных преступлений против детей так и остаются безнаказанными из-за стремления педагогов сохранить имидж – остаётся только догадываться

Blog post image

Как сообщили новостные порталы, в алматинском специализированном межрайонном суде по уголовным делам вынесли приговор по делу о сексуальных домогательствах и изнасилованиях в городском детском доме № 1. 19-летний выпускник этого детдома, который на протяжении длительного времени уже после выпуска посещал учреждение и «развлекался» там с ребятами, признан виновным. По статье 121, части 4 УК РК «Насильственные действия сексуального характера в отношении заведомо малолетнего» Асылбеков был приговорен к 15 годам лишения свободы, с пожизненным запретом занимать педагогические должности.

Напомним: скандал в этом детдоме начался минувшей зимой, причём скорее всего его удалось бы замять на месте, если бы информация случайным образом не вышла из стен учреждения. В СМИ попала видеозапись, на которой мальчик подробно рассказывает о том, как бывший выпускник детдома неоднократно его унижал и насиловал. Стоит отметить, что для защиты ребёнка от неминуемой расправы за «излишнюю откровенность» тогда пришлось приложить немало усилий. Общественники добились того, чтобы мальчика немедленно – в течение суток – забрали из детдома. Он был помещён в патронатную семью, где, по некоторым данным, его очень полюбили. Слава Богу, теперь этот ребёнок чувствует себя хорошо и комфортно.

Опасения по поводу дальнейшей судьбы несчастного десятилетнего мальчишки, который, отчаявшись искать правды у педагогов, решился поведать о преступлении на камеру, были обоснованными. Потому что руководители детдома практически сразу же после публикации скандальной видеозаписи безапелляционно назвали показания пострадавшего «плодом бурной фантазии». Педагоги сами по-быстрому «разобрались» в произошедшем. Не прошло и недели, как в Управлении образования заявили, что по жалобе ребёнка проведено собственное служебное расследование, и «факты сексуальных домогательств не подтвердились». Все эти заявления сопровождались активной информационной кампанией, развернувшейся в соцсетях в защиту подозреваемого. Сотрудники детдома высказывались о нём как о замечательном, добром, отзывчивом молодом человеке, который ни на что «такое» не способен. Остаётся только предполагать, что могло ожидать несчастного пятиклассника в стенах этого учреждения в дальнейшем, если бы его там оставили.

Однако у полицейских и психологов, подключившихся к изучению откровений пострадавшего ребёнка, сложилось другое мнение о произошедшем. Были проведены необходимые экспертизы. 19-летнего подозреваемого всё же задержали и поместили под стражу. А в процессе расследования, когда следователи начали опрашивать других детей, постепенно вскрылись новые факты, после чего от работы был отстранён директор учреждения. Причиной такого решения стала именно практика утаивания вопиющих фактов сексуального насилия над воспитанниками. Как сообщал один из новостных порталов со ссылкой на правоохранителей, в ходе расследования экспертиза подтвердила следы изнасилований ещё у двоих воспитанников детдома – мальчика и девочки. То есть явление, которое настойчиво пытались скрыть администрация и педколлектив, в этом детдоме было системным. «Развлечения» с мальчиками и девочками продолжались на протяжении длительного периода времени, но педагогам, как видим, было выгоднее скрывать страшную правду, чем выполнить свой гражданский долг и защитить бедных малышей от насилия и издевательств.

Положению ребёнка, которого абсолютно некому защитить в условиях тотальной круговой поруки педагогов, действительно не позавидуешь. Случай в алматинском детском доме №1 очень показателен в этом плане. Обратите внимание, насколько быстро в учреждении провели собственное «расследование», и как скоро его результаты озвучили в Управлении образования! Самое главное, что здесь возмущает, это даже не действия выпускника-извращенца. А именно позиция педагогов. Степень их круговой поруки (начиная от детдома и заканчивая Управлением образования) поистине шокирует. Ведь давайте задумаемся: это лишь один случай, который получил огласку ТОЛЬКО благодаря цепочке случайных обстоятельств. А сколько ещё у нас детских домов, интернатов! Сколько их в регионах. Нет, разумеется, никто не станет утверждать, что везде процветает педофилия и тому подобное. Вопрос в другом: в тех условиях, в предпосылках, которые способствуют подобным явлениям. А закрытость таких учреждений и мощная круговая порука педагогов (ярким примером которой является описанная история) являются идеальными предпосылками. Фактически созданы идеальные условия для того, чтобы негативная информация никогда не выходила из стен таких учреждений. Тем более, если речь идёт о детях совсем ещё юного возраста – о младших школьниках. «Да кто тебе поверит?» «Даже и не вздумай болтать такое», «Ты всё врёшь», «На кого это ты посмел наговаривать, что, интернета насмотрелся, вот получишь теперь за враньё»...

В арсенале опытного воспитателя масса способов психологического давления на ребёнка, не говоря о других «методах». Не секрет, например, что в детдомах часто используется «силовой инструмент» в лице старших подростков, которым в обмен на поддержание «дисциплины» среди младших перепадают разного рода призы и привилегии. Именно такая обстановка способствует распространению насилия и прочих уродливых явлений – безнаказанность подростков, подкреплённая властью, неизбежно порождает вседозволенность. А ведь есть ещё и интернаты для детей с задержкой в развитии, манипулировать которыми ещё легче, чем обычными детьми.

Вот чем реально следовало бы заняться нашему министру образования! Искоренением этой тотальной, повсеместной корпоративной солидарности в коллективах школ, интернатов, детдомов и других учреждений. Стоит подумать, как сделать так, чтобы огласка любого подобного случая не била бумерангом по рядовым педагогам. Ведь не секрет, что именно это и заставляет заниматься укрывательством. Именно их, воспитателей, как правило, делают козлами отпущения: недосмотрел, проглядел, проморгал...

Отдельно стоило бы в целом продумать вопросы прозрачности и подконтрольности работы детдомов и интернатов. Как сделать так, чтобы такие учреждения не становились похожими на тюрьмы, где правят бал пресловутые понятия, а за вынос любого «сора из избы» ребёнка ждут страшные последствия? Как обеспечить подконтрольность директоров не только собственному ведомству, но и, например, общественным организациям, тем НПО, которые занимаются защитой детей? Как добиться реальной публичности, как сделать так, чтобы детей слышали и чтобы они не боялись говорить правду?

Случай в алматинском детском доме показал всем, что этим надо заниматься сегодня и сейчас. Нельзя медлить. Каждый день промедления – это новые сломанные детские жизни.

Открой для себя Казахстан

20