Yvision.kz
kk
Popcorn
Popcorn
Popcorn
3 932 постов66 подписчиков
Это проект о хорошем, качественном кино
11
02:25, 16 декабря 2016

20 лет первому казахстанскому телесериалу «Перекрёсток». Часть 1

"Перекрёсток" выходил в эфир по субботам и воскресеньям на канале "Хабар" с 1996 по 2000 годы. За это время было выпущено 465 эпизодов, что очень много даже по меркам телешоу. Он вошёл в историю, став одним из первых сериалов во всём СНГ и появился в своё время на своём месте, когда не было ни спутникового и кабельного телевидения, ни уж тем более интернета. Ему по сути не было альтернативы, его смотрели и те, кому он не нравился. Всем было любопытно наблюдать за отечественным продуктом, чтобы оценить его и сравнить с превалировавшим зарубежным контентом. "Перекрёсток" был снят с помощью специалистов из Великобритании, приехавших в Казахстан по пункту в договоре о сотрудничестве между странами, подписанному в 1995 году где было указано, что они помогут нам создать собственную мыльную оперу.

Blog post image

Англичане предоставили недорогое, но качественное оборудование, а также в течение трёх месяцев обучали наших режиссёров, операторов, монтажёров и остальной творческий коллектив процессу производства многосерийной драмы. После этого начались съёмки, проходившие организованно и своевременно, что позволяло делать каждую неделю по два эпизода (в среднем получается больше ста за год). Их проводили в павильонах киностудии "Казахфильм", где были построены декорации, правдоподобно имитировавшие жилые интерьеры. Над сериалом трудилось большое количество людей, имевших стабильную работу в кризис, когда денег на художественные проекты и в целом развитие культуры не выделялось. Почти все занятые в "Перекрёстке" актёры - выходцы из театров Алматы. Помимо них привлекались и непрофессионалы, которых набирали буквально с улицы.

Спустя пять месяцев англичане убедились, что наши могут самостоятельно контролировать проект, и уехали домой. Регулировщиками выступали сценарист Лейла Ахинжанова и продюсер Абай Карпыков, тогда один из ведущих отечественных кинорежиссёров. "Перекрёсток" снят по всем канонам мыльной оперы. Его эпизоды длились двадцать минут, всегда заканчиваясь на самом интересном месте. Структура повествования была построена таким образом, что некоторых персонажей могли показать в одной серии, а в следующих двух даже не упомянуть о них, но затем к ним возвращались снова. В духе жанра события разворачивались в одних и тех же локациях. Название выбрано отнюдь не случайно. Сюжетные линии переплетены между всеми действующими лицами, постоянно пересекающимися в перекрёстке, именуемом жизнью.

Сериал был в новинку не только для съёмочной группы, но и широкой публики. Персонажи в кадре нередко целовались в губы и не только любили, но и ненавидели, строя друг другу козни. Всё это представлялось рискованным и противоречащим нашему менталитету. Но сомнения насчёт "Перекрёстка" быстро развеялись. Успех был колоссальным и объяснимым. Наконец появились герои, жившие не в далёкой Северной или Латинской Америке, а в Казахстане в солнечном городе с ласковым именем Алматы и сталкивавшиеся ровно с тем же, да и звали их так же, как и тех, кто смотрел на них по ту сторону экрана. В сериале выделены четыре семьи - русские Платоновы и Свиридовы, казахские Умаровы и Сабировы, члены которых знали друг друга не понаслышке. В сюжете также присутствовала смешанная пара молодожёнов, Ермек и Лидия.

"Перекрёсток" нёс в себе идею межнационального единства и согласия, как в эпоху СССР. Кроме того авторы старались сделать сериал социальным в манере британских мыльных опер, затрагивая актуальные вопросы через призму главных героев. Аплатону и Гульбиби Умаровым, ветеранам войны, задерживают положенную пенсию, но старики не теряют бодрости духа и, умудрённые жизненным опытом, дают окружающим советы, за которыми к ним частенько обращаются. Они проживают в маленькой, но просторной квартире со своими внуками, воплощающими собой портрет поколения 1990-х. Старший из них Шерхан, находясь по сюжету в Чернобыле, получил облучение, что сказалось на его здоровье. У сестёр Мадины и Камилы не ладится ни на работе, ни в личной жизни, а младший, своенравный и ветреный Кайрат и вовсе подаётся в криминал, как многие в те годы.

Посредством образов супругов Андрея и Валентины Платоновых передана вся сложность профессии врача. Георгий, брат Андрея с виду интеллигентный мужчина, на деле мошенник, коих тогда, да и сейчас водилось полно. Он умеет выпутываться из любых ситуаций и обманом лишает крыши над головой Игоря и Светлану Свиридовых, вынужденных жить в принадлежащей им гостинице, один из постояльцев которой, мастер на все руки Паша после развала советской системы оказался невостребованным на рынке труда. Заботливые родители приглядывают за своей дочерью Маришкой, типичным тинейджером с сопутствующими её возрасту проблемами. Поучительной для данной аудитории должна была стать история Балтабая, племянника Тимура Сабирова, приехавшего из аула в Алматы. Поддавшись соблазнам большого города, он принимает наркотики, что пагубно влияет на него.

Что касается Тимура, он главный злодей сериала наряду со своей женой Жанной и так или иначе связан со всеми персонажами, манипулируя ими в своих целях. На поверхности он преуспевающий бизнесмен, одет с иголочки и ездит на престижной машине "Волга", но в сущности является жестоким и опасным бандитом. Ему противостоит Шамиль Байжанов, единственный честный полицейский в насквозь коррумпированной системе правоохранительных органов. Как это принято в теленовеллах, богачи Сабировы красиво одевались и располагались в роскошных апартаментах, но всё время ссорились. Все остальные герои мирно уживались в тесных коммуналках и носили повседневную мешковатую одежду. Они вместе преодолевали трудные времена, помогая друг другу, благодаря чему обстоятельства не сломили их.

Из-за этого обычный зритель видел в них, особенно в ярко выраженном комедийном образе тёти Розы, соседки Умаровых, приходящей к ним в гости безо всякого повода и любящей посплетничать, самого себя, своих родных или знакомых и проникался к ним симпатией. Скромный быт бюджетников олицетворял тяжелую экономическую обстановку в Казахстане и других бывших постсоветских государствах в тот период. Но одной из главных задач сериала было отразить на примере семейства Умаровых, открывающих рекламный офис, и Глеба Платонова, владеющего кафе-баром, перемены в стране к лучшему через переход от социализма к капитализму. Все это сочеталось с развлекательной схемой - скандалы, интриги и расследования. На пике славы "Перекрёсток" был признан лучшим сериалом СНГ в 1998 году, но затем сдал позиции.

Продолжение следует...

20 лет первому казахстанском телесериалу «Перекрёсток». Часть 2

11