Yvision.kzYvision.kz
kk
Новости Казахстана
2 182 постов10 подписчиков
20
00:35, 07 декабря 2016

Распил 1 миллиарда долларов или спасение для Алматы? В 2017-м начнётся строительство БАКАД

Информагентства со ссылкой на Министерство по инвестициям и развитию сообщают о предстоящем в 2017 году начале строительства Большой Алматинской кольцевой автомобильной дороги (БАКАД). Как уведомил членов правительства вице-министр по инвестициям и развитию Ерлан Хаиров, сейчас идут контрактные переговоры с консорциумом «Алсим Аларко – Макйол – СК – Корреян Экспресс Уэй».

Blog post image

Ориентировочная стоимость проекта превышает миллиард долларов (350,7 миллиардов тенге). Предполагается, что полностью проект БАКАД будет завершён в течение четырёх лет, и что к 2021 году объездная магистраль, интегрированная с транспортным коридором «Западная Европа – Западный Китай» и всеми основными трассами, выходящими из мегаполиса (Алматы – Бишкек, Алматы – Оскемен и Алматы – Хоргос), будет сдана в эксплуатацию.

Конечно, план многообещающий и безусловно полезный для города. На фоне нынешнего кризиса он выглядит даже чересчур амбициозным. И это порождает некоторые сомнения. Нужен ли Алматы этот проект именно сегодня? Выдержит ли государство такую масштабную стройку? Ведь нет полной уверенности, что Министерство по инвестициям и развитию уложится в озвученные 350 млрд. тенге расходов. Здесь стоит учесть, что протяжённые участки магистрали пройдут по горной местности со сложными условиями строительства. К тому же, судя по представленной карте, дорога будет пролегать через густонаселённые районы выше проспекта Аль-Фараби. А эта местность в Алматы считается элитной, и цены на землю здесь всегда были очень высокими. Можно предположить, что за участки, необходимые под строительство БАКАД, владельцы земли в этом районе запросят баснословные суммы. Именно так было в ходе строительства Восточной объездной автодороги, когда из-за дорогостоящей земли расходы на проект приходилось неоднократно корректировать.

Blog post image

Конечно, Алматы заслужил эту дорогу. Невзирая на все издержки, которые могут возникнуть. Заслужил и как крупнейший город Казахстана, и как субъект, формирующий своими налогами около четверти всех поступлений в казахстанский бюджет. Очевидно, что город был бы вполне способен самостоятельно профинансировать такой проект, если бы его ненадолго освободили от налоговой нагрузки.

То, что БАКАД наконец начинают строить – хорошая новость для жителей мегаполиса. Хорошая она и с точки зрения разгрузки города от транзитного движения, из-за которого сейчас создаются гигантские пробки по проспектам Райымбека, Рыскулова, по Восточной объездной дороге, Северному кольцу. Проект может стать хорошей новостью и для людей строительных профессий, которые наверняка потребуются корейско-китайскому консорциуму: ведь законодательство о казахстанском содержании никто не отменял. Возможно, речь может идти о сотнях рабочих мест. Экономике региона этот проект также несёт позитив: производство бетона, асфальта, различных мостовых конструкций, освещение магистрали – всё это дополнительные заказы, а значит, работа для предприятий, зарплаты рабочим, налоги в казну. В общем, такая масштабная стройка несёт оживление деловой активности, а это в современных кризисных условиях дорогого стоит.

Blog post image

Всё это хорошо, но есть ещё один момент. Хочется верить, что любителей «распила» всех мастей государство на сей раз не допустит к тем лакомым кускам, о которых они, возможно, уже мечтают. Ибо бюджет предполагается солидный, и куски, соответственно, могут быть достаточно жирными. Вообще в свете печальной истории вокруг строительства комплекса ЭКСПО выводы, наверное, сделаны на всех уровнях. Ну а если где-то не сделаны, то в некотором смысле гарантом от паразитирующих на строительстве коррупционных структур может выступить и сам подрядчик. Это всемирно известный консорциум корейских и китайских компаний, причём он, подрядчик, – один. Он известен и определён.

Таким образом, исключена ситуация, когда бюджет проекта кто-то делил бы между относительно небольшими фирмами-подрядчиками, с которых всегда можно что-то потребовать взамен пресловутого «положительного решения». Проект-то ведь не простой, республиканского масштаба. Во многом он знаковый для города, определяющий его лицо на будущие десятилетия.


20