Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 767 постов40 подписчиков
Всяко-разно
27
01:57, 02 декабря 2016

Молчание врачей. Дети ЮКО, заражённые ВИЧ 10-11 лет назад, узнают о диагнозе-приговоре

Как сообщают новостные издания, в ближайшее время в Южном Казахстане 102 детям в возрасте 11-12 лет сообщат об их страшном диагнозе. Все эти дети были заражены ВИЧ, причём большинство было инфицировано по вине врачей. Возраст 11-12 лет, в котором ребёнок может узнать о своей болезни, был утверждён психологами. В течение года каждому из ребят будет оказываться психологическая поддержка.

Blog post image

Дети, о которых идёт речь, родились в 2004-2005 годах. В тот же период времени (включительно по 2006 год) многие из них были заражены ВИЧ по вине шымкентских врачей и медсестёр. Эти факты были доказаны в суде, виновные медики понесли наказание. Хотя это – далеко не все дети, страдающие вирусом ВИЧ – СПИД в нашей стране. Всего таких детей на сегодня насчитывается более 300. Некоторые из них ещё не достигли возраста, когда им можно сообщать о диагнозе-приговоре. Если же суммировать статистику по годам, то очевидно, что заражённых СПИДом детей было значительно больше, просто многие из них уже умерли от различных заболеваний. Как известно, при ВИЧ иммунная система практически бездействует, поэтому смертельной для малыша может оказаться любая простуда, или обычный грипп, не говоря уже о более серьёзных инфекциях.

В Казахстане помнят тот громкий скандал, который в 2006 году всколыхнул общественность не только Южного Казахстана, но и всей страны. Собственно, если говорить точно, то скандал с заражением детей ВИЧ-инфекцией в медучреждениях региона был не едиинчным. Подобных случаев было несколько. И именно этот факт – системность явления – шокировал специалистов больше всего. После первого случая, казалось бы, выводы были сделаны, заменено медицинское руководство, виновные отстранены от должностей, высшему руководству доложили о принятых мерах. Но вскоре история повторилась. В результате не только с медиками Шымкента, но и с отраслью в целом пришлось разбираться лично президенту Назарбаеву.

История с заражением детей в Шымкенте вскрыла те системные проблемы в здравоохранении Казахстана, о которых долгое время не принято было говорить громко. Речь – о массовой некомпетентности занятых в отрасли специалистов, о крайне низком, неудовлетворительном уровне подготовки медперсонала. Это касалось как мединститутов, где готовят врачей, так и медколледжей, где готовят медсестёр. Повторное использование шприца, либо иглы от шприца, переливание донорской крови без предварительного проведения детальных анализов – это не просто грубейшее нарушение инструкций. Это ещё и банальная безответственность. Причём, как оказалось, на массовом уровне. Ведь чтобы заразить сотни детей, причём, чтобы это происходило на протяжении долгого времени и в разных медучреждениях – для этого главврачам надо было принять на работу в больницы не одного и не двух специалистов, мягко говоря, не соответствующих своей квалификации. А значительно больше. Речь вполне могла идти о десятках людей, а не только о тех, кто непосредственно сел на скамью подсудимых. Ведь одни собственно совершали преступные ошибки, другие их не контролировали, третьи –не организовали работу так, чтобы ошибки исключить...

Логично встали вопросы не только об исполнительской дисциплине в системе, но и об элементарных медицинских знаниях. О том, кого и как готовят учебные заведения медицинского профиля. Как экзаменуют выпускников? Кто приходит лечить людей, в том числе – наших детей? Какой отбор проходят молодые выпускники при приёме на работу в больницы, перинатальные центры, роддома? Кто отвечает за качество кадров, или, точнее, почему за него никто не отвечает?

Все эти вопросы тогда, в 2005 и 2006 годах, были поставлены. Но, увы, ответов на них общество так и не дождалось. Наводнившую Шымкент прессу тактично попросили не бередить раны, не усиливать боль родителей, которым и без того тяжело. Да, конкретных виновных показательно наказали, о чём подробно рассказали на всю страну. Однако остальные меры, которые принимались в системе здравоохранения, были скрыты от глаз общественности. Это была, так сказать, внутренняя кухня. То, что меры принимались, сомнений не вызывает. Но что конкретно было сделано, как изменились подходы к обучению, практике и оценке квалификации, подходы к ответственности каждого за вверенные функции, к управлению? Об этом никто широко не распространялся. И по сей день на этой теме то ли лежат какие-то внутренние отраслевые табу, то ли медицинскому начальству нечего сказать. Тема в зоне молчания.

А ведь прошло уже десять лет, достаточный срок, чтобы исправить ошибки. И теперь, когда дети, пострадавшие от преступной халатности медиков, уже узнают свой страшный диагноз, самое время задаться вопросом: а изменилась ли ситуация в принципе? Можем ли мы сейчас доверить медикам самое дорогое – жизни наших детей?

Молчание врачей – не лучший ответ.

Открой для себя Казахстан

27
1091
4