Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
5
02:01, 28 ноября 2016

Рассказ казахстанской писательницы Рашиды Стикеевой «Актриса»

Всем привет!

Конкурс рецензий, организованный международным литературным фестивалем "Полифония" под лозунгом "Читай казахстанское!" заставил-таки народ прочесть местных авторов хотя бы для того, чтобы принять в конкурсе участие.

А я потренировалась в написании рецензий. Казахстанских авторов и так давно люблю и ценю, со многими знакома (тесен мир!).

А сейчас я хочу познакомить с ними и вас.

Blog post image

Итак! Рашида Стикеева, пишет в жарке "женская проза", хотя некоторые мужчины, прочитавшие ее произведения, считают этот ярлык неверным.

Пишет с 2010 года, после окончания Открытой Литературной Школы г.Алматы. Публикуется с 2011 года в журналах: «Книголюб», «Литературная Алма-Ата», «Нива», "Темир Жолы", «Автограф».

Номинант  литературного конкурса «Славянские традиции»- лонг- лист ,

Номинант театрального конкурса  «Новая драмы», шорт - лист 2015 года.

Опубликовала две электронные книги: сборник рассказов  «Путешествие в обратно» и повесть «Ключ». Книги можно купить на сайтах: Ozon.ru  Amazon.com Bookmate  Litres.ru  Ridero.ru.

Также в соавторстве ею написаны пьесы «Актриса»,  «Доченька» и «Разговор». Последние готовятся к постановке.

Недавно в театре "Дом Q" я присутствовала на литературно-актерских чтениях трех ее рассказов: "Жизель", "Бабка" и "Лицо". Актеры Елена Набокова, Елена Вовнова и Антон Зайцев  читали эти рассказы в лицах, кое-где с интересным видеорядом, и мне это понравилось, наверное, даже больше, чем если ли бы их поставили как пьесы.

Blog post image

Рашида сейчас работает над новым сборником рассказов и повестью с рабочим названием «Простая история».

*      *      *

Рассказ "Актриса", на который я написала свою рецензию, стал призером Международного Грушинского Интернет - конкурса 2015 в номинации «малая проза».

Итак,

РЕЦЕНЗИЯ   НА  РАССКАЗ  РАШИДЫ  СТИКЕЕВОЙ «АКТРИСА»

Первый раз я прочла «Актрису» несколько лет назад, когда училась с Рашидой вместе в литературной школе. Повествование захватило меня сразу, я сопереживала главным героям, а в конце заплакала. Мне захотелось перечитать рассказ второй раз, и, хотя я уже знала, чем все закончится, в конце слезы снова навернулись мне на глаза. Этот рассказ сидел во мне, как заноза, и требовал, чтобы я читала его снова и снова – третий раз, четвертый, пятый…

Потом я знала его почти наизусть, но, когда  доходила до последнего предложения «Сашка Морозов… домой вернулся», начинала плакать. К «Актрисе» невозможно привыкнуть, как невозможно привыкнуть к тому, что смерть может застать нас в любой момент, и мы ничего не можем с этим поделать… Как невозможно смириться с нарушением течения жизни, когда родители хоронят своих детей…

Актерские будни главной героини сплетаются в череду обыденных событий. Такие же, как у всех, непростой быт, свои неразрешимые вопросы и жизненные драмы. Но есть то, что дает силы встать и двигаться дальше, несмотря на кровоточащие раны – Волшебная Сила Искусства. Та необъяснимая субстанция, которая вдохновляет на подвиги. Тот бог, которому служат артисты. Следуя его воле, играют они на струнах человеческих душ, срывая  маски и обнажая чувства. И не только на сцене, но и в жизни.

Настоящее искусствоживет рядом с нами, помогая людям оставаться живыми, чувствующими, сострадающими. А в самые сложные моменты, когда кажется, что солнце померкло на небосводе, оно, подобно египетской плакальщице, затягивает в пучину горя, усиливает его, усугубляет, выворачивает нас наизнанку, и через катарсис и очищение приносит освобождение.

В чем секрет этого потрясающего, удивительного, глубокого и сильного произведения? В его сжатости, лаконичности и при этом – безупречности подобранных слов. Автор не загружает нас сентиментальными деталями, натуралистичными описаниями ужасов войны, но при этом мы чувствует ее ледяное дыхание.. Крупными мазками, скупыми фразами обрисовывает Рашида своих персонажей, но, кажется, что мы знаем об этих людях все. Мы знаем их, поэтому не рассматриваем их пристально, и это позволяет нам сосредоточиться на главном.

А главное здесь – как ни странно – это любовь, хотя о ней не сказано ни слова. Любовь к жизни, какой бы жестокой она ни была и какие бы сюрпризы не преподносила. Рука, протянутая через пелену горя, встречает другую руку. Жар сердца, способный растопить лед, не жалеет тепла…

*         *         *

Прочесть рассказ можно здесь - http://www.proza.ru/2016/11/25/642.

 
5
742
2