Yvision.kz
kk
Мемлекет
Мемлекет
2 067 постов14 подписчиков
0
01:01, 16 ноября 2016

Зарегистрируют по «пальчикам» и генам

В Казахстане после длительного изучения опыта других стран пришли к выводу о необходимости геномной и дактилоскопической регистрации граждан.

Blog post image

В МВД прошли очередные в текущем году общественные слушания по обсуждению проектов законов РК «О геномной и дактилоскопической регистрации» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дактилоскопической и геномной регистрации». В дискуссиях приняли участие представители международных и нацио­нальных неправительственных организаций, дипломатических миссий, юридического сообщества страны, государственных органов, ученые-правоведы, СМИ. Мнение высказывались самые разнообразные. Так почему же нам все-таки необходима геномная и дактилоско­пическая регистрация, каковы ее преимущества?

Представьте себе такие жизненные ситуации. Без вести пропал человек, который найден далеко от места проживания, но он престарелый или ребенок и ничего в силу физических или возрастных причин не может о себе сообщить. Каким образом подтвердить или установить его личность?

Найден неопознанный труп человека. Аналогично, как установить его личность?

На месте уголовного правонарушения обнаружены биологичес­кие следы разных неизвестных лиц. Как использовать эти следы для раскрытия и расследования уголовных правонарушений либо выявления и установления тех, кто, возможно, причастен к их совершению?

Произошли пожар либо авиакатастрофа с большим количест­вом неопознанных жертв. Как установить личность погибших и их родственные отношения с определенными лицами?

Казахстан открыт для всех стран, и этим уже пользуется транснациональная преступность, к тому же растет число иностранцев, по разным мотивам посещающих нашу страну. Каким образом обеспечить учет и контроль этих лиц на территории Казахстана, в том числе в целях безопасности личности, общества и государства?

А теперь взглянем на данные факты по-другому. Сколько потребуется времени, сил и средств, чтобы подтвердить или установить личность человека и гражданина – участника того или иного события. Никто и никогда не считал. По-прежнему правовая статистика фиксирует обнаружение до сих пор не опознанных трупов или необнаружение без вести пропавших лиц, «мертвым» грузом «лежат» изъятые с мест происшествия биологические следы уголовных правонарушений, остаются нераскрытыми многочисленные преступления и так далее.

Чтобы решить эти проблемы, общество и государство после длительного изучения опыта других стран пришли к выводу о необходимости законодательного введения геномной (кодированная по строго определенным правилам совокупность символов, как правило, сочетание букв и цифр об определенных фрагментах ДНК человека или неопознанного трупа) и дактилоскопической (биометрические данные об особенностях строения папиллярных узоров пальцев и (или) ладоней рук человека, неопознанного трупа в виде цифровых формул) регистрации граждан, иностранцев и лиц без гражданства. При этом следует учесть некоторые особенности.

Справедливости ради заметим, что достаточно давно определенная категория наших граждан, согласно законодательству, дактилоскопируется (получение отпечатков кожного узора с пальцев рук). Например, лица, задержанные по подозрению в совершении уголовного правонарушения, подозреваемые, обвиняемые, содержащиеся под стражей, осужденные, а также лица, помещаемые в приемники-распределители и специальные приемники органов внутренних дел. Автоматически дактилоскопируются пальцы рук неопознанного трупа человека и также отбираются биологические образцы из его организма для проведения затем судебной экспертизы. То есть в стране сложились предпосылки для принятия единого консолидированного закона с учетом современных реалий и потребностей общества и государства. 

Возможности дактилоскопической и геномной регистрации достаточно широки, поэтому они не должны ассоциироваться только с установлением лиц, совершивших преступления, как думает сегодня большинство людей. Это жизненно важная деятельность, имеющая глубокий социальный смысл, отвечающая потребностям личности, общества и государства.

Итак, о каких особенностях проекта закона РК «О дактилоско­пической и геномной регистрации» идет речь. Прежде всего проект закона разработан согласно общепринятым требованиям к структуре любого нормативного правового акта и закрепляет понятия геномной и дактилоскопической информации и регистрации. В качестве целей этих видов регистрации определяется установление и (или) подтверждение личности на основе дактилоскопической или геномной информации. Среди принципов такой регистрации указаны, помимо прочих, соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина, конфиденциальность, безопасность для здоровья человека, уважение чести и достоинства личности.

Проект особо выделяет круг лиц, подлежащих обязательной дактилоскопической регистрации. Это граждане РК, те, кто претендует на получение паспорта или удостоверения личности гражданина РК, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в нашей стране, а также иные категории из числа этих лиц, иммигранты, прибывшие в РК для выполнения работ (оказания услуг) в домашнем хозяйстве работодателей. 

Проект особо оговаривает возраст лиц, подлежащих обязательной дактилоскопической регистрации, – 16 лет и выше. Дети в возрасте от 12 до 16 лет в случае получения ими паспорта подлежат дактилоскопической регистрации с их согласия по письменному заявлению законных представителей и в их присутствии. Таким образом, те, кто не достиг 12 лет, дактилоскопической регистрации не подлежат. В этой части хотелось бы заметить, что разработчикам, на мой взгляд, следует увеличить возраст, когда такая регистрация не допускается, до 14 лет, что будет соответствовать установленному гражданским правом правовому статусу дееспособности несовершеннолетних как малолетних лиц.

Принципиально, что проект не оговаривает и, следовательно, не запрещает любому лицу пройти эту регистрацию добровольно, то есть по собственному желанию. 

Проектом определяется круг уполномоченных государственных органов, имеющих право в ходе выполнения своих функций заниматься сбором, обработкой, защитой дактилоскопической информации, что зависит от случаев обязательной дактилоскопической регистрации отдельных категорий лиц: органы в области внешнеполитической деятельности, транспорта, внутренних дел, национальной безопасности, и порядок ее проведения, устанавливаемый Правительством РК. 

Наряду с вышеизложенным проект регулирует вопросы хранения и уничтожения дактилоскопической информации, пути ее использования и так далее.

Проект закона очерчивает и круг лиц, подлежащих обязательной геномной регистрации. Это – осужденные за совершение тяжких или особо тяжких преступлений и уголовных право­нарушений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, неустановленные лица, биологический материал которых обнаружен и изъят с мест происшествий по нераскрытым тяжким и особо тяжким преступлениям, а также всем категориям уголовных правонарушений против половой неприкосновенности и половой свободы личности. Вполне логично, что в круг геномной регистрации подпадают неопознанные трупы. Сюда же по объективным причинам проект относит биологических родственников без вести пропавших лиц, но с их согласия, в том числе в отдельных случаях с учетом право-, дееспособности лица в присутствии его законного представителя либо опекуна.

По нашему мнению, геномной регистрации следует подвергать всех лиц, совершивших уголовные правонарушения, независимо от их категории, то есть из проекта выпали лица, осуж­денные за совершение уголовных проступков, преступлений небольшой и средней тяжести.

Также следует вернуться к вопросу о том, что этому виду обязательной регистрации следует непременно подвергать лиц, имеющих опасные профессии: военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и судей, сотрудников ЧС, моряков, летчиков и так далее.

Проект устанавливает круг уполномоченных государственных органов, ответственных за отбор и использование биологического материала, с целью получения геномной информации, что зависит от обязательных случаев такой регистрации: органы внутренних дел, в том числе с привлечением специалистов в области криминалистики и судебной медицины.

Кроме вышеизложенного, проект регулирует порядок получения геномной информации и проведения ее регистрации, сроки хранения, уничтожения биологического материала, отобранного для данной регистрации, и собственно геномной информации.

Важно, что проект содержит систему норм касательно право­субъектности граждан Казахстана, иностранцев и лиц без гражданства при осуществлении этих видов регистрации. 

Более того, отдельно прописаны основные требования к сбору, обработке, защите данной информации. К примеру, согласно проекту, государство гарантирует защиту дактилоскопической и геномной информации, которая осуществляется в соответствии с законодательством РК в области информатизации, персональных данных и их защиты, защиты государственных секретов. Безусловной сохраняется ответственность должностных лиц государственных органов за нарушение законодательства в указанной области и в сфере персональных данных и их защите.

Касательно государственного регулирования в сфере данных видов регистрации проект выделяет компетенцию Правительства, МВД, МИД, КНБ. Так, если Правительство утверждает Правила проведения дактилоскопической и геномной регистрации, то за МВД остается их разработка, а также разработка и утверждение Правил формирования, ведения баз данных такой регистрации.

Наконец, в развитие основного проекта закона сопутствующий ему проект закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам дактилоско­пической и геномной регистрации» содержит перечень кодексов и законов, в которые планируется внести новые нормы либо изменить редакцию существующих.

Источник: kazpravda.kz

0
202
0