Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
8
02:50, 17 ноября 2016

Диалог с оперным театром. Время наводить мосты

Как я уже рассказывала, 3 ноября в ГАТОБ им. Абая прошел концерт «Вечер дуэтов», после чего состоялся разговор заинтересованных зрителей с режиссером-постановщиком, руководителем оперной труппы Ляйлим Имангазиной,  специалистом по связям с общественностью Екатериной Ченцовой, а также солистами театра. Приглашение к диалогу было озвучено за несколько дней до концерта в соцсетях театра (https://www.facebook.com/gatobAbai/). Было предложено написать свои вопросы к артистам и администрации и обсудить самые важные темы.

Blog post image

После концерта, который очень понравился публике, первый вопрос к  Ляйлим Имангазиной был закономерным.

- Почему такие замечательные концерты, как сегодняшний, в ноябре идут в такое неудобное время – в 17-00?

Ляйлим Имангазина: К сожалению, мы не можем поставить концерты в другое время, потому что утром и вечером у нас идут репетиции к премьере балета «Лебединое озеро». А потом мы будем готовиться к премьере «Енлик-Кебек».  Вечерняя репетиция начинается в 18-30, и поэтому концерты поставили на 17-00.

- Может, тогда сделать эти концерты в выходные дни?

Ляйлим  Имангазина: Вы знаете, мы пробовали проводить концерты в субботу. Начало детских концертов ставили в 11-00, а для взрослых в 14-00. В результате к 11-00 народ еще собирается, а вот в 14-00 зрителей очень мало.

Вообще, эти концерты очень важны, потому что они позволяют артистам держаться в форме. Хотя в ГАТОБ  большой репертуар, у артистов бывают паузы в выступлениях в спектаклях. И эти концерты позволяют им поддерживать «спортивную форму». К тому же, на этих концертах бывают арии и сцены из опер, которых нет в нашем репертуаре. Например, сегодня прозвучал дуэт из оперы «Сила судьбы». Не всегда есть возможность расширить репертуар в концертах с оркестром, так как нет оркестровых партий тех сцен и арий, которые хотел бы исполнить певец или нет просто полного репетиционного времени из-за напряженного графика труппы и оркестра для того, чтобы «впеть» новое произведение.

- Было бы хорошо на такие концерты ввести нумерацию стульев, потому что свободная рассадка предполагает, что надо прийти заранее и занять удобное место. А это не всегда получается, да и хотелось бы заранее знать, какое место покупаешь.

Екатерина Ченцова: Мы подумаем над вашим предложением и постараемся в ближайшее время сделать пробную нумерацию. Так как стулья располагаются полукругом, необходимо точно рассчитать количество  мест в каждом ряду и зафиксировать удобную схему рассадке при электронной продаже билетов.

- Будет ли в этом сезоне снова концерт для  детей «Музыкальная шкатулка»? Он нам очень нравится.

Ляйлим Имангазина: Да, этот концерт планируется на зимних каникулах.

-  Почему в театре так мало спектаклей обновляется в течение года?

Ляйлим Имангазина: Ну, во-первых, у нас - не такие большие ресурсы. В нашем репертуаре более 30 опер и более 30 балетов. Плюс гала-концерты, фестивали и участие труппы во всех мероприятиях республиканского и государственного масштаба. Список наименований расширяется, но труппа остается в том же составе. Министерство культуры выделяет нам финансирование на 3-4 спектакля в год. Наши технические возможности позволяют готовить спектакль 3-4 месяца, вот и получается 3-4 спектакля в год.

- Будет ли в этом сезоне опера «Фауст»?

Ляйлим Имангазина: В нашем театре сейчас некоторые сложности с басами. У нас идет резкая, слишком резкая смена поколений. В этом году у нас появились два новых баса-стажера, и это – очень хорошо. Сейчас молодежь активно приходит  в театр и сразу же с энтузиазмом включается в творческий процесс. Но, тем не менее, нельзя подготовить солиста быстро, на это нужно 2-3 года, а для некоторых партий певец «созревает» много лет. Бывает, что на прослушивании он поет хорошо, а с оркестром - нет. Сейчас мы находим возможность присмотреться, пристроиться к партии, а потом устраиваем «пробу пера» с партнером, прослушивая большие сцены.

- А как насчет приглашенных солистов на эту партию?

Ляйлим Имангазина: Ну, наверное, будем делать так. Нам нужен и  Мефистофель, и еще в «Иоланте» есть небольшая, но важная партия Рене, для нее тоже нужен сильный бас.

- Какие еще оперы из уже существующего репертуара, из тех, что мы давно не слышали, появятся в этом сезоне?

Ляйлим Имангазина: Мы планируем вернуть в репертуар «Пиковую даму». А для того, чтобы восстановить спектакль, требуется очень много сил.  В таком же состоянии у нас и «Бал-маскарад». Скоро, 17 ноября,  будет опера «Турандот», которую мы с большим трудом восстановили. А вот «Дон Жуан», скорее всего, будет уже в следующем сезоне. Когда меняется состав солистов, то энергозатраты на подготовку спектакля - такие же, как и на новую постановку. На «Дон Жуана» мы еще недавно меняли декорации, облегчили их, и в итоге этот спектакль  у нас отодвинулся уже на следующий сезон, в 2017 году.

- Почему в «Севильском цирюльнике» вместо меццо-сопрано - сопрано и вместо баса Фиорелло - баритон?

Ляйлим Имангазина: В истории музыкального театра существуют подобные нюансы, у каждого театра есть свои резоны. Так появляются традиции не оправданных купюр или вставных нот, арий и каденций. Очень часто происходит, что во время постановки спектакля нет соответствующего исполнительского состава, тогда делаются замены. Вы знаете, что в «Любовном напитке» Дулькамара и Белокоре – это басы, а у нас их поют баритоны. И очень успешно поют. В опере «Енлик-Кебек» должны петь баритоны, но баритоны все задействованы, ведь мы должны готовить минимум два состава исполнителей, и мы подкрепили баритонов басами. До недавнего времени существовали незыблемые традиции в вокальной школе, где, к примеру, певица исполняющая Аиду,Тоску или Леонору, не может петь Адину или Виолетту. Сейчас, когда опера в Европе превратилась в индустрию, границы градаций размыты.

- Будет ли обновляться опера «Аида», особенно костюмы?

Ляйлим Имангазина: В опере «Аида» автор декораций и костюмов - народный художник  Казахстана Гульфайрус Мансуровна Исмаилова. Это - особая страница в истории нашего театра. Как вы знаете, у нас не так много имен, которые известны в искусстве сценографии. Кроме «Аиды», сохранились её костюмы и декорации в «Мадам Баттефляй» и «Иоланте». Об обновлении костюмов вопрос поставлен на заметку. Будем надеяться, что у нас появятся возможности.

-  Нам известно, какой репертуар будет в ГАТОБ только на месяц. Возможно ли знать афишу театра, скажем, на полгода вперед?

Ляйлим Имангазина: Наше рабочее планирование строится на полгода вперед, но у нас существует много объективных обстоятельств, когда планы приходится менять. В нашем театре проходят творческие вечера и юбилеи именитых и прославленных людей, социально и политически значимые мероприятия. И они часто происходят неожиданно для нас, и поэтому приходится менять расписание.

- Планирует ли кто-то из солистов участвовать в конкурсах на канале «Культура», или на первом, в «Большой опере»? Мы бы болели за них изо всех сил.

Ляйлим Имангазина: Понимаете, чаще всего солисты, попадая в театр, так сказать, «заболевают театром», а это – всегда очень большие усилия. Это постоянное «Иди, репетируй!». Бесконечный марафон. И часто артисты встают перед выбором –  ехать им на конкурс или петь в спектакле, в котором они очень хотели спеть.  Если, скажем, какая-то опера идет один раз в год, и выпадает на то же самое время, что и конкурс, то артист чаще всего делает выбор не ехать на конкурс, а спеть спектакль. У нас есть лауреаты международных и республиканских конкурсов. И серьезных конкурсов. А формат «Большой оперы» имеет свой сценарий, режиссуру и менеджмент, где есть свои законы. Но это интересный вопрос. Будем думать.

- Все-таки у вашего театра очень мало рекламы. А телевидение – это хороший способ привлечь массового зрителя. Планируете ли вы «пробиваться» на телевидение?

Екатерина Ченцова: Мы, по мере возможностей,  рекламируем наш театр. Выходят публикации, интервью, артисты участвуют в передачах на ТВ, проводим промо-акции. В прошлом театральном сезоне активно сотрудничали с МЕГОЙ и скоро продолжим это сотрудничество. На пресс-конференции, проводимые театром, приходят корреспонденты телеканалов: Алматы, МИР, Хабар, Казахстан, 31. Так же на Хабаре существует ряд программ таких как «Культ. поход», «Легенды оперы» и другие, которые тоже способствуют привлечению зрителей.

Хотелось бы, что бы таких программ открывалось больше, чтобы на театр обратили внимание такие каналы, как КТК,  Астана, 7 канал, НТК, МУЗОН и другие. Мы открыты для сотрудничества на партнерской основе.  Хорошим подспорьем в информировании населения являются социальные сети. Нас поддерживает ряд казахстанских и российских электронных порталов, СМИ. К счастью, находятся и другие рекламные проекты, а так же люди, готовые помочь театру безвозмездно.

К сожалению, в городе убрали все тумбы для афиш. А это – важная для театров часть рекламы. Так как наш зритель привык ходить не только на спектакли, но, прежде всего,  на исполнителей. Да наружная реклама по городу стала современной, красивой...но - увы! - на скроллерах, ЛЭДАХ и остановочных комплексах невозможно дать полной информации, необходимой театральному зрителю,  только – репертуар. Надеемся, что найдется экономически выгодная альтернатива, возможно, электронные тумбы.

На телевидении мы по возможности освещаем премьерные спектакли. Но реклама на ТВ слишком дорогостоящая для того, чтобы освещать весь репертуар. К тому же мы, как государственное учреждение, осуществляем закуп услуг путем Государственных закупок, в соответствии с этим не можем произвольно выбирать, с кем работать, в частности, с каким каналом. Ограничены бюджетом.  Надеемся, что откликнуться спонсоры.

Наши спектакли снимает телеканал Хабар.

- Можно ли тогда хотя бы с этих записей телеканала «Хабар» вырезать и выкладывать кусочки спектаклей в интернет?

Ляйлим Имангазина: К сожалению, нет. У них – свои права на эти записи. А наша камера не предназначена для просмотра зрителей. У нас это – чисто технические съемки, для работы над ошибками и запоминания мизансцен. Их выкладывать точно нельзя.

Екатерина Ченцова: Сейчас еще один оператор снимает наши спектакли, и мы скоро будем выкладывать отдельные маленькие сцены.

- Планируется ли форум на  сайте театра?

Ляйлим Имангазина: У нас был такой форум на прошлом варианте сайта. Но, как показал опыт, на нем часто начинаются деструктивные  разговоры. Я сама выпускница нашей консерватории, и я знаю, что такое «коридорная кафедра».

В частности, высказывается негатив о молодых исполнителях. Опытный солист знает о себе все, он уверен в себе. А молодые солисты очень ранимые, они переживают из-за каждого слова. Солистов нужно подстёгивать, но делать это надо разумно, объективно и профессионально.

- Ну, можно сделать не форум, а вопрос-ответ, как на сайте «Астана-опера».

Ляйлим Имангазина: Надо будет подумать на этот счет.

- Нам бы хотелось больше узнавать о творческих процессах подготовки к спектаклям.

Ляйлим Имангазина: Знаете, не стоит очень активно внедряться в процесс, чтобы не мешать артистам и постановщикам. Да и должно же оставаться какое-то таинство сцены.

- А нам и не надо показывать все, достаточно приоткрывать завесу.

Екатерина Ченцова: В данный момент готовиться интересный проект. Мы будем делать такие небольшие фрагменты подготовки и выкладывать в наши соцсети. Понемногу, в меру. И чаще брать интервью с артистами и теми, кто готовит спектакль.

И, в заключение разговора, Ляйлим Имангазина добавила:

Мосты надо наводить и прививать умение вести диалог, по возможности, творческий. Иначе часто я вижу, что зритель, как диверсант, выбрасывает гранату из-за угла и радостно потирает ручки, любуясь своей эрудицией и всезнайством. А артист пожимает плечами, говоря: «А судьи кто?» И тоже продолжает заниматься самолюбованием. Конечная остановка. Тупик. И еще мне хотелось бы, чтобы блогеры определились в амплуа. Блогер. Критик. Цензор. Сподвижник. Просветитель. Это 5 разных ролей. 5 разных предназначений. И, более того, разные уровни границы дозволенного. Для критики нужно знать критерии, а не устанавливать их самому.

И еще один комментарий. Я читаю и анализирую мнение меломанов, но просто физически нет возможности отвечать лично, и потом, как представитель театра, не имею права входить в полемику. Из всего, что я читаю, я выуживаю вопросы, требующие внимания и решения. Кстати, пользуясь случаем я хотела бы озвучить следующее. Часто я вижу реплики о подзвучке на нашей сцене. Хочу раз и навсегда разъяснить. На сцене ГАТОБ певцы не подзвучиваются никогда. Это – нонсенс! Дело в том, что при реконструкции в оркестровой яме были допущены ошибки, в результате – солисты иногда не слышат оркестр и теряют контакт. Поэтому за кулисами есть подзвучка оркестра. Микрофоны используются для принятия звука в оркестровой яме, а не воспроизведения на сцене. Эти реплики оскорбляют оперных певцов, которые завоевали право быть на нашей сцене своими голосами, своим трудом и мастерством.

В статье использованы фотографии Елены Петровой

 
8