Да! Я уже видела этот фильм, хотя он будет в прокате только через неделю! Все благодарности - в конце статьи, а пока мне хочется поделиться своими впечатлениями.
Насладиться фильмом Павла Лунгина "Пиковая дама" в полной степени смогут те, кто знает одноименную оперу Чайковского. Для них – это множество новых тонких и грубых мазков к привычной картине, возможность найти новые смыслы в том, что уже и так неоднократно обсуждалось.
И, конечно, мне немного жаль, что я не могу еще раз увидеть этот фильм глазами тех, кто далек от классики и понять, что с этой позиции открывается в картине.
Знаете, чем меня завораживает опера Чайковского «Пиковая дама»? Своей фатальностью. У каждого из героев не было возможности «переписать» свою судьбу, на всех "висело" неумолимое проклятье. Графиня из-за своей страсти к азартным играм должна была погибнуть «от рук молодого любовника», согласно пророчеству, а Герман слишком плохо владел собой, чтобы этому не следовать. Не было никакой свободы выбора, было лишь слепое подчинение неумолимому року.
Фильм Павла Лунгина, на мой взгляд, гениально раскрыл тонкости сюжета и добавил именно то, что в опере было лишь намеками. Например, персонаж Лизы, возлюбленной Германа. В опере она традиционно вызывает жалость: «Ах, она его так любила, а он с ней так поступил» и недоумение: «Что ж ты, девушка, такого странного выбрала? Любил же тебя порядочный жених!» В фильме же Лиза открывается нам с новой стороны. Если ее тянет к сумасшедшему главному герою с манией величия, то что внутри нее самой? Какие демоны обитают за этой невинной внешностью?
Опять-таки, в опере Чайковского та самая графиня, с которой все и началось – любительница азартных игр, промотавшая все свое состояние и, по сути, «заложившая душу дьяволу», мелькает у нас только в образе скрюченной ворчливой старухи. Между тем, мы знаем, что в молодости она была красива и привлекательна. София Майер (актриса Ксения Раппопорт), героиня фильма, оперная дива, показала нам графиню как раз в расцвете и ее привлекательности, и ее порочных пристрастий.
При том, что София имеет все, что нужно для счастья – всемирную славу, деньги и внимание мужчин, ее все равно тянет к еще более сильным ощущениям. Помните страдания Калигулы, у которого было все, что он только мог пожелать на земле? «Я хочу только луну, Геликон. Я с самого начала знал, что меня убьет. Но я не исчерпал еще того, что вынуждает меня жить. И поэтому я хочу луну» (А. Камю «Калигула»). Неутолимая жажда чего-то бОльшего, новых ощущений, адреналина, «луны», в конце концов, заставляет героиню уходить с головой в азартные игры, причем, некоторые из них - гораздо опасней, чем только карты.
Но обвинение Андрея-Германа, кинутое ей в лицо: «Это ты меня свела с ума своей постановкой!» - неправда, ведь он сам в потенциале – та же София. В фильме он хочет сначала славы, потом денег. Но он еще и не догадывается, что это - только "начало конца". После быстрого пресыщения славой и деньгами, его игра в острые ощущения стала бы намного страшнее. И в роли зрителя в последней сцене оказался бы он сам.
Ну, а как сложится жизнь у Лизы, которая только ступает на этот порочный путь, остается только догадываться. Первая магическая кукла уже готова, подъем на вершину Олимпа начался.
С точки зрения вокалистов и знатоков классики, в фильме есть огрехи и изъяны – и в том, как главные герои поют, при этом совершенно неправильно дыша, и сомнительный эпизод с разбивающейся от голоса лампочкой, и даже в том, что ударение в фамилии великой Марии Каллас было сделано неправильно. Но, конечно, тут можно посмотреть и с другой стороны. Ведь мы не знаем всех задумок автора. Может, в этом была шутка-издевка типа «Кто знает, тот поймет, а остальные не догадаются», а, может, и правда – просто не было грамотных консультантов по всем этим «оперным нюансам». Но главное остается - фильм интересен, он создает мир, в котором страшно находиться, но при это тянет заглянуть в него снова.
Для меня эта картина принесла много подарков.
Я получила поистине гурманское наслаждение, окунувшись в мир персонажей оперы «Пиковая дама», узнав их получше. А как мне понравилась постановка «Пиковой дамы», которую я увидела в фильме, и как мне хочется на ней побывать! От всех этих игр на сцене с цветом, с формой, с движением просто захватывало дух. Ну, а Герман теперь будет ассоциироваться у меня не только со гениальным Стриженовым из советского фильма «Пиковая дама», но и еще с Иваном Янковским, прекрасно сыгравшим эту роль в "Даме Пик".
А еще меня радует, что благодаря этой картине часть людей начнет интересоваться оперным жанром (а кто-то в него даже влюбится). Ведь то количество «мурашек» и захватывающих дух эмоций, которое опероманы получают в театре, порой не сравнимо с самым навороченным «экшн».
Ну, а если делать какие-то глубокие философские выводы из фильма, то, скорее всего, это вопрос к самому себе: «А так ли мне нужна эта гонка за адреналином и, может, лучше вовремя остановиться?»
Спасибо кинокомпании «Двадцатый Век Фокс СНГ», Мастерской Павла Лунгина, ART PICTURES STUDIO, «Bekmambetov Cinema» и лично Адели Амраевой за возможность увидеть этот фильм на неделю до его показа, за настроение, которое было создано перед началом фильма, за смелые идеи с картами на сиденьях кинозала, за интригу и азарт.
А солисту ГАТОБ им. Абая Балуану Беркенову – за блестяще исполненную перед показом арию Германа «Что наша жизнь? Игра!»
И всем вместе – за сильные и яркие впечатления.
В статье использованы фотографии Елены Петровой и из открытого доступа.