Адлет Табаев, аналитик Казахстанского центра государственно-частного партнерства
Сравнительно недавно Астана была небольшим, уютным городом, с просторными проспектами, и как тогда казалось, полупустыми парковками. Не рай ли? Особенно после перегруженного Алматы. Однако, в последние годы ситуация усугубляется, и происходит это стремительно. С одной стороны, это проблема трафика и заторов на дорогах, с другой – это дефицит парковочного пространства в городе.
Согласно официальным статистическим данным в г. Астана зарегистрировано 275 525 легковых автомобилей, т.е. на 100 человек приходится 31,6 автомобилей, это значит практически у каждого 3-го жителя столицы, независимо от возраста, есть легковой автотранспорт. Если прибегнуть к простой арифметике, и рассмотреть средний двор, состоящий из 7 подъездов, 10 этажного жилого комплекса, получается, что среднее количество автомобилей в этом дворе составляет не менее 210 единиц. Одно парковочное место занимает от 18 до 30 кв. м, т.е. необходимо в среднем 5 040 кв. м только под парковку. Представить себе такой двор, не составит труда, так как большинство из нас живут в этих самых ЖК. В таких условиях страдает, либо инфраструктура двора, либо владельцы автомашин.
Еще более удручающая ситуация в центре города: возле бизнес-центров и правительственных учреждений приходится, буквально, нарезать километровые круги, чтобы найти подходящее место для парковки, либо как поступают особо наглые товарищи, оставлять своего железного коня прямо на проезжей части, в связи с чем проезжая часть большинства улиц в центральной части города используется для движения только на 30 – 50%, а это в свою очередь приводит к соответствующему снижению пропускной способности улично-дорожной сети. Такое положение дел, влияет не только на эмоциональную составляющую горожан и гостей столицы, но и возможно, увеличивает криминальную статистику и статистику административных правонарушений нашего города.
Следует отметить, что эта ситуация не уникальна. Многие мегаполисы мира решают данную проблему по-своему. Тут нашим градоначальникам следует обратиться к мировому опыту, и подобрать оптимальное решение.В противном случае, ситуация грозит выйти из-под контроля.
В данной статье хочу отметить несколько таких примеров, которые могли бы значительно снять напряжение с улиц, и возможно даже приносить регулярный доход в городской бюджет.
Один из наиболее эффективных способов решения этой проблемы - строительство многоуровневых паркингов, т.к. они позволяют значительно сократить площадь застройки и при этом обеспечивают большое количество парковочных мест. Они могут быть как подземными, наземными и комбинированными. Подземные паркинги позволяют не загружать пространство, так как решают проблему хранения автотранспорта на внеуличных территориях. Подземные паркинги могут быть частью какого-либо здания или сооружения, что уже очень распространено в Астане, а могут также быть самостоятельным объектом и располагаться прямо под проезжей частью улицы.
В мировой практике подземные паркинги весьма популярны. Их существует множество видов и форм. Так, например, существуют классические рамповые паркинги, автоматизированные паркинги в виде боксов и цилиндров, а также карусельного типа. Основное преимущество подобных сооружений - максимальное количество автомобилей при минимальном строительном объеме.
Несомненно, строительство подземных паркингов может быть весьма трудо- и ресурсоемким процессом, так как может потребовать переноса подземных коммуникаций, инженерных сетей, закрытие уличного движения и усиление окружающей застройки. Однако, вопрос требует решения. И решение должно быть однозначным. Многие крупные мировые мегаполисы приняли такое решение. И уже давно активно осваивают подземное пространство.
Наземные паркинги аналогичны подземным, кроме того, что они требуют площади для застройки на поверхности. Они также могут быть рамповыми и автоматизированными, могут быть оснащены грузовыми лифтами и отдельными боксами, как говорится «на любой вкус и цвет».
Бывают также паркинги на крышах домов, бывают такие инженерные решения, которые позволяют подниматься на автомобиле до квартиры и хранить его там же. Решений много, но как ни крути, а все упирается в финансы.
Финансы – в условиях отсутствия экономического роста, стагнации, и местами даже кризиса, вопрос весьма и весьма щепетильный. Однако, как уже говорилось, время не ждет, а проблема зреет. Есть проблема – есть решение, а точнее их несколько:
- взять за основу статистику, и обязать застройщиков помимо коммерческих и жилых площадей, предоставлять также площади и для парковки. Это в случае строительства новых объектов;
- в случае уже застроенных районов строительство паркингов возможно, как усилиями частного инвестора, так и из бюджета городского акимата.
- Однако, есть еще один вариант, гораздо более интересный и без нагрузки на городской бюджет. Это проект ГЧП (государственно-частного партнерство). Это отличный инструмент, который способствует достижению такой цели, как развитие инфраструктуры в интересах общества, объединяя ресурсы и опыт государства и бизнеса, тем самым реализуются общественно значимые проекты, такие как организация дорожно-транспортной инфраструктуры в крупных и густонаселенных городах. В качестве частного партера можно привлечь иностранного инвестора, у которого могут быть возможности и опыт в реализации подобных проектов, который, возможно, сможет даже воплотить смелые инновационные идеи.
Более того, в этом направлении уже запущен проект ГЧП, а точнее в Астане уже планируется строительство двух 6-этажных и одного 3-этажного паркинга до конца 2018 года в рамках ГЧП. Вашему вниманию приведу основные индикативные показатели проектов:
Заявитель – ГУ «Управление пассажирского транспорта г. Астана»
Цель проекта – снижение дефицита парковочных мест
Месторасположение:
пр. Кабанбай батыр, 32/1 (перед зданием МТК) на 568 машино-мест
ул. Орынбор, 8 (район Верховного суда) на 472 машино-мест
ул. Достык (район БЦ Москва) на 300 машино-мест
Срок договора:
Срок строительства – 14 мес. (2017-2018 гг.)
Срок эксплуатации – 28 лет (2018-2045 гг.)
Источники возмещения затрат:
Компенсация инвестиционных затрат – 97% от стоимости проекта
Доходы проекта:
Аренда паркинг мест: 100 тг/час в дневное время, 600 тенге за ночь
Финансовые показатели:
NPV проекта - 47 млн., 34,3 млн. и 39 млн. тенге соответственно по каждому проекту
IRR проекта – 10%
Срок окупаемости – 12 лет
Считаю, что подобные проекты должны получить государственную и общественную поддержку. А общество – это мы.
Кроме всех прочих очевидных преимуществ строительства паркингов, можно также отметить, что в мировой практике бывает так, что парковки становятся не только городским объектом инфраструктуры, но и архитектурным достоянием, как например авангардный паркинг в Майами на Линкольн роуд 111. Он по праву признан шедевром современной архитектуры.
Таким образом, необходимость решения проблемы с дефицитом парковочных площадей очевидна, и как уже было сказано ранее, проблема эта решаема.
http://newtimes.kz/obshchestvo/item/41334-v-astane-planiruyut-reshit-problemu-defitsita-parkovok-v-tsentre-goroda