Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
11
06:16, 08 ноября 2016

Премьера «Лебединого озера» в ГАТОБ им. Абая

ГАТОБ обновил свой самый хитовый балетный спектакль «Лебединое озеро». Премьеры прошли с успехом, всем всё понравилось, но что-то свербит. От разных людей слышала оценки: «4 из 5», или «есть мелкие недочеты», и прочее. Второй раз переписываю этот пост, при благодушном настрое и желании написать хвалебное, помимо воли лезет критика, неблагодарная по отношению к театру. Если по чесноку – это  очередная эпигонская постановка. Редакция Гульжан Туткибаевой редакции Конст. Сергеева балета Петипа-Иванова «Лебединое озеро». Как и обновлённый «Щелкунчик», «Лебединое озеро» уловимо похож на тот, который сейчас идет в Мариинском театре, декорациями, костюмами, хореографией, идеями. Ни о каких творческих поисках в балетной части нашего театра речи нет, и это все знают. Наша публика желала и ожидала чего-то подобного и получила в полной мере.

Кстати о публике, не перестаю удивляться, что при 100% заполняемости зала в балете по сравнению с 70% в опере (цифры с пресс-конференции), в зале подавляющее большинство – случайные люди, а не любители балета. Такой холодной атмосферы, какая была на премьере, не бывает даже на рутинных четверговых оперных представлениях. А уж на премьере оперы большинство зрителей просто в состоянии эйфории! Странная публика, я в антракте обратилась к двум разным людям с около балетными репликами, в ответ пустой взгляд, молчание и поспешный уход. В опере в таких случаях начинается заинтересованная беседа и обмен мнениями.

Премьера по случайности была 6 ноября, в день смерти П.И. Чайковского 122 года назад. Музыка Чайковского пробирает до мозга костей, особенно музыка «Лебединого озера», с разлитым в ней ощущением трагедии, тревоги и щемящей тоски, она равноценна или даже больше балетного действа. В нашем случае тревога была, тоска была, а красоты собранного оркестрового исполнения – не было, это был аккомпанемент и сырое музицирование. Дирижер Аскар Бурибаев.

Постановка красивая, шикарная и богатая, декорации и реквизит первого и второго действия в стиле работы Игоря Иванова в Мариинском театре, а третье и четвертое, стиль тот же, но у нас круче, продуманнее логистика появления Одетты на балу, и вообще, эффектней, художник-постановщик Вячеслав Окунев.

Blog post image

Чайковский написал музыкального материала на 6 часов балета, поэтому все постановки «Лебединого озера» во всех театрах разные, можно выбирать из имеющегося материала, менять местами сцены, добавлять другие произведения Чайковского, даже дописывать музыку (Дриго). Версия ГАТОБ хорошо собрана, логична, но постоянно отсылает в Петербург. Очень похоже, за исключением того, что в Мариинке акцентирован смысл и нарратив балета, а в ГАТОБ хореографический текст и его презентация приблизительные, все и так знают, о чем этот балет. Что я имею в виду под приблизительностью хореографического текста: недотягивает представление во всех пантомимических моментах, с кубками и церемониймейстером, с владетельной принцессой, со Злым гением и Одиллией в самый драматичный момент. Какое-то стёртое, абортивное, суетливое исполнение, в отличие от акцентированно доходчивого в упомянутом Мариинском.

Начинается балет, на сцене полосами лежит специальное балетное покрытие. Сразу вижу кривые и не симметричные построения кордебалета, сдвинутые шеренги, неравномерные пробелы между корпусом балета. У вас же шпаргалка на полу лежит! Композиции и построения мне показались не достаточно картинными для эталонного произведения Петипа. Очень огорчил танец маленьких лебедей. Я считаю, что его должны танцевать маленькие лебеди, а не большие. Надо занимать лучших учеников хореографического училища, это всемирная практика, хорошая мотивация для детей, приятное, даже умилительное зрелище для зрителей. Если это невозможно из-за организационного бессилия или лени, тогда, по моему мнению, этот танец надо вообще убрать из балета, слишком его затерли за 121 лет существования этой редакции. Это место стало артефактом массовой культуры, превратилось в пошлость и очевидный китч. (А не надо было веселья ради, десятилетиями пародировать танец в капустниках, в пионерских лагерях, вплоть до корпоративов последних лет). Интересно, что само «Лебединое озеро» Сьюзен Зонтаг отнесла к канонным произведения кэмпа, извращенного и изощренного вкуса, эстетики чувствительности, искусственности, из-за простодушной, серьезной, наивной и чрезмерной его мелодраматичности.

Принца Зигфрида исполнил Фархад Буриев. Он был хорош в своей роли, это первый принц театра. Умеет передать образ, но хореографический материал для передачи лиризма нафталинный – хождение с потерянным видом, пристальное всматривание вдаль, приём одухотворенных поз, опять вспоминается пресловутый Kirov-Ballet, 40-годы, сам Константин Сергеев в роли Зигфрида.

Blog post image

Замечательно исполнил партию шут Асет Мурзакулов, он доходчиво донес все задачи своей роли и технично выполнил все кабриоли вперед с заносками, антраша-шесть, гранд-пируэты, все тоже, что и принц, но с комическим эффектом.

Особенное впечатление произвела Динара Есентаева в партии Одетты, нежная и хрупкая, с мягкими и легкими руками. Поэтичностью форм она сильно контрастировала со стаей лебедей из кордебалета. Если публика не умирает от скуки, а впадает в летаргически-медитативное состояние, наблюдая за всеми текучими плавающими изгибами в белом адажио, значит, балерина его хорошо исполнила. Динара Есентаева очень хорошо исполнила. Правда, невысокие крепенькие балерины, звезды 40х-70х годов, намного быстрее выпевали это адажио, раза в полтора, всё есть в ютубе, и это исполнение ближе к Пьерине Леньяни, первой Одетте-Одилии этой постановки. Я так намекаю на разваливающиеся темпы музыки Чайковского. Особенно красиво она уплыла на па-де-бурре, плавно извивая бескостными руками-крыльями. В партии Одиллии она создала другой образ, то есть переключилась, но все то, что было хорошо в Одетте, проявилось плохо в Одиллии, хрупкость и уязвимость превратились в слабосилие и отсутствие энергии. Хотя вряд ли лебедь, птица крупная и злая, так уж уязвима и слаба. Все есть в музыке – чеканность и четкость рисунка Одиллии, мне даже показалось, она не дотянула ступни в фуэте, бросая их расслабленными топориками.

Blog post image

В этой постановке очень хорошо выступили в дивертисментах безымянные солисты. ГАТОБ не считает нужным указывать в программках имена исполнителей, а в Большом театре указывают поименно даже корифеек в лебедях. Но я узнала. Наргиз Мирсеидова и Айгуль Дуйсекова исполнили испанский танец, Баян Бекетаева мазурку, Камилла Омарова венгерский танец, Мадина Кенжебекова неаполитанский танец. Но лучше всех была Алия Сапугова, которая танцевала соло русский танец, без поддержки группой партнеров, глаз не оторвать. Данияр Шманов исполнил важную партию Ротбарта.

Blog post image

Па-де-труа первого действия Динара Кудабаева, Дания Батырханова и Рафаэль Уразов.

Blog post image

Вот такое противоречивое впечатление оставил балет «Лебединое озеро».

Фотографии Елены Петровой. Их у нее очень много, хороших. Позже вставлю еще.

11