Как бы вы прожили собственную жизнь, если бы знали, что в один прекрасный (или ужасный) день кто-то задаст вам подобный вопрос? Сможете ли вы ответить, что действительно любили своих близких, что наслаждались своими увлечениями, что ценили свою работу и что были на самом деле убеждены в том, что делали все верно?
Наверняка у каждого из нас есть в жизни моменты или события, которые мы хотели бы изменить или переживать снова и снова. Книга Бернхарда Шлинка затрагивает тему выбора нашего жизненного пути. Автор снова и снова через главных героев произведения задается вопросами "а так ли ты прожил жизнь, как того хотел?", "есть ли вещи в жизни, которые ты по-настоящему любил?", "есть ли кто-то кто действительно любит тебя?", "что есть этический выбор?"
Признаюсь честно, что "тянула" я эту книгу достаточно долго, при том, что в русском варианте всего 253 страницы текста. И вроде бы Шлинк "говорит" с читателем короткими главами (2-3 страницы) и диалоги главных героев очень просты и жизненны. Но после прочтения парочки таких диалогов или размышлений главного героя хочется "переварить" прочитанное и немного подумать.
Конечно, роман Шлинка прежде всего о любви и в какой-то мере о личном выборе человека. Все действо "приправлено" детективной историей с похищением картины, ставшей в последствии одним из самых дорогих предметов искусства, любовным четырехугольником и смертью.
Пожалуй, несколько цитат помогут прочувствовать атмосферу этой книги.
— Вы еще никогда не любили, верно? Вероятно, вам следует постареть, чтобы стать молодым. Чтобы найти свою женщину, вернуть себе мать, которую вы потеряли, сестру, которой у вас не было, дочь, о которой вы мечтаете. — Она улыбнулась. — Мы, женщины, становимся всем этим, когда нас любят по-настоящему.
Противоположностью добра является не зло, а благое намерение.
— У молодых есть чувство, будто все поправимо — все неудачи, проступки, даже преступления. Если этого чувства нет, а события и поступки оказываются необратимыми, значит мы стареем. У меня такого чувства больше нет.
Книга однозначно не оставит читателя равнодушным - будь это мгновенная любовь, абсолютное неприятие или искреннее удивление романом. Кстати, многие находят сходство описания картины в произведении с реальной картиной "Эма. Обнаженная на лестнице".