Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
7
03:32, 20 октября 2016

Образование в Казахстане... по Сэлинджеру: «Над пропастью во ржи»

С учетом того, что в Казахстане образованием, его качеством на всех уровнях, недовольны все участники, связанные с ним, я решила начать серию публикаций с людьми, которые обладают компетенцией или интересными идеями на рынке образования. Надеюсь, что этой серией публикаций у меня получится внести свой «вклад неравнодушия» в наше будущее, в новые поколения, которые должны быть лучше нас.

Сапаргуль Мирсеитова - президент Казахстанской Ассоциации по чтению – одна из ведущих специалистов в Казахстане, которая более 15 лет работает со школьными учителями, в том числе из самых дальних районов, мотивируя их использовать методики, развивающие критическое мышление у школьников.

Методики действительно потрясающие. Это я могу сказать по своему опыту, когда благодаря ним, я смогла в последнем классе школы, всего за 1 месяц научиться писать. Не в смысле «складывания букв», а в смысле уникального выражения своих мыслей. А это возможно только через развитие критического мышления, а не через заучивания или списывания. После 1 месяца учебы по новой методике в далеком 1998 году я заняла первое место в республиканском конкурсе сочинений. Это при том, что все 11 лет учебы в школе, я даже не знала, что способна на это.

На мой взгляд в этом и должна состоять миссия образования – помогать выявлять и развивать таланты, а не пичкать «стандартизированной информацией».

Blog post image

С Сапагуль Мирсеитовой мы поговорили о казахстанских учителях, родителях, школьниках, а также об альтернативе ЕНТ и “одинаковости” школ.

 

- Расскажите, пожалуйста, как вы начали работу в сфере образования и почему решили основать Ассоциацию по развитию критического мышления?

- В школе, примерно с 5 класса знала, что буду учителем -  влияние произведения Сэлинджера «Над пропастью во Ржи». Предметом размышлений был  только предмет преподавания, выбирала между английским и математикой. Всегда любила Историю, но учителем хотела быть только английского языка или математики. Иными словами, привлекало Искусство или языки знаков – буквенных и цифровых. Историю, похоже, тоже люблю потому, что есть возможности «чтения» артефактов.

Проект «Развитие Критического Мышления через Чтение и Письмо» (RWCT) с самого начала (1997) являлся образовательной Программой Фонда Сорос. При отделении проекта нужно было решать как мы будем развиваться с учителями дальше, но долго не думали, ситуация складывалась в пользу создания Ассоциации. Во-первых, в связи со спецификой и для дальнейшего развития нам нужна была теоретически и практически подкованная среда. Вне всякого сомнения, такой средой могла быть Международная Ассоциация Чтения, члены которой и были авторами Проекта и волонтерами внедрения на протяжении первых 3-5 лет. То есть нужна была Ассоциация, чтобы аффилировать с Международной Ассоциацией и иметь право доступа к ее ресурсам и возможностям. В это же время учителя ЗКО прислали решение собрания учителей области о создании Ассоциации на базе Проекта с перечислением всех преимуществ для Учителя, и это послужило окончательным доводом.

- Ваша ассоциация одна из самых больших и влиятельных в Казахстане. Расскажите немного цифр: сколько учителей прошло обучение, сколько учеников охвачено?

- На сегодняшний день сертифицированы в категории «Участник RWCT» 38 000 учителей, в категории «Учитель RWCT» - 5000 участников и тренера RWCT – 109 участников. По ученикам обычно мы подсчитываем приблизительное количество - формально могли бы сказать 1 140 000 учеников. Но, конечно же нет никакой уверенности в том, что все сертифицированные участники регулярно проводят свои занятия в соответствии с философией и методами нашей программы.

- Как вы оцениваете состояние школьного образования в стране? И какие основные проблемы вы видите?

- В целом положительно – для этого надо, наверняка, посетить школы разных стран мира, чтобы сформировать мнение по своей стране. Во-первых, у нас замечательные дети. Они сильно отличаются от других  - есть необходимое для развития любопытство, желание учиться и, главное, вера в нас, педагогов. Это становится очевидным, когда заходишь в наши классы. Во-вторых, в большинстве у нас школьные здания соответствуют своему назначению, даже, если выедешь в далекий аул – здание школы будет выгодно отличаться от всех прочих.

К началу сентября проводятся элементарные побелка и покраска, если не подлежит капитальному ремонту. Можно сослаться и на мнение детей. Почти все школьники РК, участники Международного теста PISA-2015 отметили, что они счастливы в школе и это было только в 2-3 странах из 65. Я полагаю, что ответы на этот вопрос были в большинстве искренними. Если говорить о положительном, то это все, к сожалению.

К сожалению, потому что, когда есть готовая почва и созданы благоприятные условия, почему бы не творить?! Впечатление, что у учительского коллектива в фокусе несколько иные цели.

- Можно ли говорить о том, что у нас нет единого видения какой должна быть школа?

- Кого включает  «у нас», кто эти заинтересованные группы? Или же мы будем говорить о расхождениях во взглядах среди ученых - педагогов – администрации образования?  Возможно, так и должно быть, хотя бы потому, что у родителей и детей должен быть выбор – в какую школу пойти. Одинаковые школы были в СССР, как отмечает в своей статье зарубежный ученый – «Школы, когда все школьники одного возраста по всей территории советского союза в один день открывают одну и ту же страницу абсолютно одинаковых учебников».

Blog post image

Да, несколько утрированно, но верно и становится от этого жутко. Что должно быть единым? На мой взгляд – миссия, цель: какого гражданина РК мы хотим видеть в ближайшем будущем. В большинстве это будут общечеловеческие ценности, даже, если мы определим их в национальных терминах. Тогда общим руководством для всех образовательных учреждений станут Стандарты. Не столь важно какими материалами мы пользуемся, какие методы используем, важно, что мы достигли своей общей цели. А за это, думаю, должен быть спрос строгий на всех уровнях.

- Родители очень сильно критикуют как сам процесс обучения, так и формат взаимодействия со школами. Как вы считаете, каким должно быть взаимоотношение между учителями, школой, родителями и учениками?

- Я бы сказала кратко – отношения должны быть теплыми. Иными словами – доброжелательность и открытость с обеих сторон. Родители не должны чувствовать себя в роли «исполнителей» требований школы, а частью школьного социума со всеми вытекающими последствиями – участие в принятии важных решений.

Следует более широко вовлекать их в учебный процесс, тогда они не будут пассивными наблюдателями или же, наоборот, диктовать учителям «как над учить детей». К сожалению, у нас все члены общества думают, что они лучше учителей знают обязанности учителя и, всегда готовы вступить в дискуссию. Наверняка, родителям надо быть сдержаннее и дать шанс учителям. Это в целом обоюдный процесс, обе стороны должны дать друг другу шанс. Как родитель, могу только добавить – было бы хорошо, если бы учителя в школах прекратили еженедельные иногда и ежедневные сборы денег, тогда, возможно, у них было бы больше времени думать об эффективности собственных уроков.

- Такое ощущение, что мы хотим по-прежнему бесплатное образование для всех. А нужно ли высшее образование для всех? Я к тому, что в моем понимании высшее образование обесценилось, к примеру, сильно обесценилось.

- Надеюсь возврата к прошлому все-таки не будет. Хорошее образование должно стоить денег. Другой вопрос – система поощрений в виде грантов и фондов, тогда и будет высокая конкуренция. Абсолютно одобряю те шаги, которые предпринимает Министерство Образования сегодня – по отношению к медалистам. Думаю, следует в ближайшем будущем пересмотреть и сельские льготы. Вместо того, чтобы делать исключения какие-либо, лучше было бы подтянуть обеспечение равное в этих школах. Почему сельские школы должны быть оснащены хуже, чем городские? У них должен быть такой же доступ к ресурсам, как и у городских, развитие техники сегодня это позволяет.

Blog post image

Я в курсе и того, как «делаются» медалисты в некоторых регионах и школах – весь учительский коллектив «сдает» ЕНТ вместе с учеником. Как себя должен чувствовать «медалист» после этого и почему у него отняли право гордиться своими достижениями? С другой стороны, как учитель со стажем и человек, грамотный в области Когнитивной психологии, я не верю в то, что человек может демонстрировать одинаково отличные успехи во всех областях.

- Во многих странах учителя -и преподавание -это хорошо оплачиваемая работа. Мы живет в рыночной экономике, как сделать так, чтобы в Преподаватели шли правильные люди?

- Не во всех странах, даже в самых развитых странах сравнительно с другими профессиями, учителя получают меньше. Но факт – в тех странах, где резко повышают системы оплаты труда учителей, уровень образования повышается в разы. Об этом свидетельствуют и результаты Международного теста PISA. Например, Турция – по сравнению с результатами 2000 года, через 5 лет в Отчетах отмечаются существенно положительные результаты.

Возможно, администрация будет приводить много других доводов, но сами учителя и студенты говорят об этом. К сожалению, в наших школах работают единицы, которые пришли в школу, потому что мечтали стать учителями. Это и будет ответом на поставленный вопрос. То есть, надо менять отношение к Педагогическому вузу, повысить требования поступления, делать тщательный отбор и, возможно, работникам ВУЗзов надо начинать работать в школах со старшеклассниками и советовать, приглашать тех, кто может и желает. Следует требовать портфолио выпускника школы и защиту по ним перед комиссией. То есть, будущий учитель уже со школьной скамьи должен определиться и уже иметь очертания «своей школы – мечты» и план того, как он может внести свой вклад в то, чтобы эта школа стала реальной. Пусть будут утопичные идеи, чем больше, тем лучше, главное, что будет цель и мечта.

- Сейчас мы смотрим на разные модели развития образования: западную, в Финляндии, юго-восточную Азию. Рядом с нами Китай, который делает интересные вещи в сфере образования также. Как бы считаете, какое направление нам ближе?

- Я считаю у нас должно быть свое направление, для этого есть хороший фундамент. Если мы даже будем исходить или опираться на идеи Абая, Аль Фараби – уже выработается достаточно емкое направление. Только, если бы мы научились «читать» их, а не переписывать и дословно копировать, то есть интерпретация, видение в современном контексте остаются вызовом.

Возможно, у нас и не получится так, как в вышеперечисленных странах – у каждой своя предыстория. В Финляндии каждый член социума заинтересован в эффективности школы и готов всегда сделать свой вклад. У нас мы все больше являемся посторонними наблюдателями. Там разные школы, работают по-разному и все делают удивительно разные, интересные вещи. Китай – надо уточнять, это только Шанхай, в остальных же регионах Китая, полагаю, имеют место школы разного уровня. Шанхай остается загадкой, для меня во всяком случае. По своему развитию этот регион опережает не только другие регионы страны, но и целые развитые страны, почему один регион?

И, что было – в начале свободное экономическое развитие и затем школы подтянулись, потому что появился спрос на технически высокообразованных молодых людей? По результатам PISA – у них показатели выше при выполнении заданий на более высоком мыслительном уровне, чем при выполнении заданий для более низкого мыслительного уровня. И это единственная страна с таким соотношением. Мои знакомые преподаватели из Кореи, отмечают, что у них жесткий отбор происходит до 15 лет на всех уровнях (PISA проверяет 15-летних) – остаются в учебных заведениях только те, которые могут на этом уровне, остальные идут работать.

 

- Основная проблема которую я вижу в университетах - это отсутствие мотивации у учащихся. Они скучны, они скучают. Но ведь до 4 класса школы мы все потенциальные гении. Что же происходит с нашими детьми в школе с 4 класса?

- Здесь каждый неравнодушный человек приведет свои доводы и будет прав. По большому счету та же проблема, что и в «Над пропастью во ржи», хотя разные страны, время другое. Это - равнодушие взрослых. Мы, взрослые, считаем, что они уже старше и более самостоятельны. А они не готовы, так как в начальных классах их сильно опекали, то есть нет переходного периода и плавного вступления на другую ступень.

Возможно, следует что-то существенно менять в 4м и 5-х классах. И, затем в старших классах больший упор делать на самообразование, чтобы каждый на своем уровне мог далее развивать свои умения и навыки – опять же техника это позволяет, да и учащиеся будут делать это с большим удовольствием. Индивидуальный подход, не на словах, а на деле, когда у каждого ребенка свое задание по каждой теме в собственном компьютере. Тогда они будут готовы к самостоятельной работе в Университетах, отпадет необходимость в новшестве наших вузов как СРСП (Самостоятельная Работа Студента с Преподавателем – надо ли говорить о нелепости такого словосочетания). Студенты будут больше работать над созданием своих проектов и предложений – и это будет иметь смысл. Ведь только бессмысленная деятельность убивает мотивацию.

 

- Многие критикуют ЕНТ, какая альтернатива этому экзамену может быть найдена? Можно вообще его отменить, если отменить бесплатные государственные гранты. Можно ли внедрить в тестовые вопросы или задания, которые могут оценить уровень критического мышления?

- Тесты критикуют все во всем мире, но никто не отменяет, потому что нет другой альтернативы, еще не придумали. Преимущества тестов неоспоримы – быстро, охват большой, они менее затратны. Хотя в начале 90-х была привнесена идея с Портфолио,  и многие сторонники тогда были уверены, что это является заменой Тесту. Я не сторонник замены, но, если совместить то, думаю, были бы решены многие вопросы. Про гранты я говорила выше – это хорошее подспорье для конкуренции.  Были и те среди тестологов, которые решили расширить возможности теста через изменение форм заданий. И сегодня, да и вчера, когда я еще проходила курс «Тесты и измерения» (обязательный курс бакалавриата на Западе) были видоизменены формы преподнесения заданий. Помню на этом курсе, в начале 90-х, мы создавали ряд собственных тестов (компьютерных) после каждой темы. При проверке бумажного варианта профессор в каждом задании отмечала тот или иной уровень мыслительного процесса. Для высокой оценки было обязательным присутствие составляющих критического мышления – анализ, синтез и оценка. Так что, если очень постараться, то это возможно. Воодушевляет и пример разработчиков заданий PISA.

 

Если у вас есть интересные спикеры или компетентные специалисты, которые хотят поделиться своими мыслями и предложениями из сферы образования, буду рада, если вы напишите мне о них в комментариях.

Только давайте меньше критики, больше конструктивности.

7
1579
4