Yvision.kz
kk
Popcorn
Popcorn
Popcorn
3 932 постов66 подписчиков
Это проект о хорошем, качественном кино
9
00:25, 27 сентября 2016

30 лет «Светлому будущему». Обзор фильмов Джона Ву

Культовый китайский режиссёр Джон Ву появился на свет в 1946 году. Когда он был ещё ребёнком, его семье пришлось бежать от тоталитарного режима Мао Цзедуна в Гонконг. Но и там было не очень безопасно. Поселившись в неблагополучном квартале, как и большинство жителей, Ву с юных лет подвергался избиениям со стороны представителей Триад и видел прямо посреди улицы зверски убитых людей (все это впоследствии нашло отражение в его творчестве). Он искал спасение в кинематографе и начал карьеру в 1970-х с незатейливых комедий и фильмов про кунг-фу, в которых ещё не ощущалось его авторской самобытности (самой примечательной из его ранних работ является "Рука смерти", где во второстепенной роли занят тогда ещё мало кому известный Джеки Чан). Но во второй половине 1980-х Ву резко сменил жанр и снял ряд крайне жестоких, но при этом стильных и зрелищных боевиков, сложив в них свой фирменный узнаваемый почерк, благодаря которому он стал знаменитым на родине, а затем и во всем мире.

Для его произведений, явно вдохновлённых спагетти-вестернами и самурайскими фильмами, а также французской "новой волной", характерна подчёркнутая театральность, выражаемая в драматизме (посредством саундтрека и экспрессивной игры актёров) и неправдоподобности действия, происходящего на экране. Они отмечены хоть и простыми и наивными сюжетными ходами и диалогами, но вместе с тем искусно поставленными изобретательными экшн-сценами. Ву уделяет значительное внимание визуальной составляющей (повлияв на становление таких мастеров, как Люк Бессон, Роберт Родригес и особенно Квентина Тарантино). Он почти всегда использует съёмку в замедленном движении (задолго до выхода "Матрицы" и видеоигр) и кадры, где вначале вступающие в конфликт персонажи стоят, направив друг на друга "стволы", а в финале, объединившись, прижимаются спинами и готовятся к решающей схватке с врагами (кульминацию обычно предваряет показ белых голубей, по иронии символизирующих не мир, а затишье перед бурей).

Но для Ву, принимающего активное участие в написании сценариев, важна не только форма, но и содержание. Главные герои его фильмов свято придерживаются понятий преданности дружбе и чести, борясь за справедливость до последнего и верша её с пистолетом Beretta 92 с нескончаемой обоймой на обеих руках. Они отличаются невероятной меткостью и живучестью в сражениях с многократно превосходящими их по численности противниками (впрочем, не оказывающими должной борьбы и умирающими от пары выстрелов порой без получения ранения), уничтожая их десятками, а то и сотнями (за исключением главного злодея, в сражении с которым приходится не так легко). Самым ярким и запоминающимся олицетворением данного типажа является Чоу Юньфат. До знакомства с Ву он снимался в различных телешоу, но, став одним из нескольких актёров, тесно сотрудничающих с режиссёром, дорос до уровня звезды международного масштаба. Рассмотрим классический период данного дуэта.

Blog post image

Светлое будущее (A Better Tomorrow, 1986)

Blog post image

Фильм с небольшим бюджетом стал суперхитом в Гонконге, побив все кассовые сборы и завоевав множество наград. Он породил массу подражателей, выступив основателем поджанра азиатского кино "героическое кровопролитие". В нем рассказывается история закадычных друзей Марка и Хо, уважаемых мафиози, по воле обстоятельств утративших былые позиции и пытающихся их восстановить. У второго есть младший брат, полицейский Кит, не желающий прощать Хо за то, что тот скрывал от него свою преступную деятельность, и обвиняющий его в гибели их отца. Намереваясь посадить всех членов Триады за решетку, он выходит на след их главаря Шинга, некогда предавшего собирающихся отомстить ему Марка и Хо.

Самый любимый из фильмов Джона Ву. В нём наиболее полно прописана и раскрыта драматургия. Ключевая сюжетная линия Хо (Ти Лун) и Кита (Лесли Чунг) показана душераздирающе и завершается финалом, способным вызвать скупую мужскую слезу. И хотя именно они являются главными героями, огромную популярность снискал персонаж Марк, которому ценой жизни удаётся помирить братьев. Многие подростки после выхода "Светлого будущего" копировали имидж элегантного гангстера в исполнении Чоу Юньфата, сыгравшего забавного и сентиментального, но также хладнокровного и беспощадного воина-одиночку, отчаянно бросающегося под пули и готового на все ради товарищей. Актёр повторит рисунок роли в дальнейших своих фильмах у Ву.

Blog post image

Светлое будущее 2 (A Better Tomorrow II, 1987)

Blog post image

Тот случай, когда продолжение ничуть не хуже оригинала. Хо выпускают из тюрьмы, когда он соглашается помочь полиции, узнав, что Кит внедрился в банду фальшивомонетчиков, возглавляемую его бывшим боссом Лунгом. Того вскоре подставляют и братья отправляют его в Нью-Йорк, где ему обеспечена надежная защита. Но положение усугубляется тем, что Лунг лишается рассудка после того, как на него и его родных совершается покушение, а Кит заходит слишком далеко в своём расследовании. Фильм прославился чрезмерной жестокостью. В нём погибает около ста человек (большинство из которых в грандиозной заключительной перестрелке).

Во время съёмок у Ву возникли разногласия с продюсером Цуй Харком, считавшим, что сюжет необходимо сосредоточить на Лунге (Сэк Тинь). Также нужно было логически обосновать присутствие Чоу Юньфата, чей герой погиб в предыдущей части. Тогда было решено придумать персонажа Кена, связанного с Марком (во втором фильме есть комические отсылки на эту тему), но более жёсткого и лучше умеющего обращаться с оружием. Марк возвращается в приквеле "Светлое будущее 3" (1989), целиком снятом Цуй Харком и не имевшим такого успеха, как его предшественники. Чоу Юньфат стал единственным актёром, участвовавшим во всех фильмах серии.

Blog post image

Наёмный убийца (The Killer, 1989)

Blog post image

Вольная интерпретация "Самурая" (1967), фильма Жан-Пьера Мельвилля с Аленом Делоном. Методичный и неприметный киллер Джеффри без проблем выполняет задание, но случайно лишает зрения находившую в момент стрельбы рядом певицу Дженни. Спустя некоторое время они снова сталкиваются и он, чувствуя вину за то, что она стала слепой, начинает заботиться о ней, постепенно влюбляясь в нее. Узнав, что глаза Дженни можно спасти, он решает провернуть последнее дело, чтобы добыть ей денег на дорогостоящую операцию. Но, как это бывает, все пошло не так и теперь за Джеффри охотятся не только могущественные заказчики, но и настойчивый полицейский Ли.

"Наёмный убийца" интересен сюжетом о дружбе между людьми, стоящими по разные стороны закона. Во многом его можно сравнить с "Без лица" (1997), лучшим из голливудских проектов Ву. Оба фильма повествуют о противостоянии ведущих внутреннюю борьбу сильных личностей, инстинктивно понимающих, каково пребывать в чужой шкуре и словно исповедующихся друг другу. Символично, что кульминация в них разворачивается в церкви. Исполнители главных ролей Чоу Юньфат и Дэнни Ли ранее снимались вместе в "Городе в огне" (1987), фильме Ринго Лама, предвосхитившем вышедших спустя пять лет эпохальных "Бешеных псов".

Blog post image

Рождённый вором (Once A Thief, 1991)

Blog post image

Наименее удачная совместная работа Чоу Юньфата и Джона Ву, хотевшего создать нечто более лёгкое и позитивное на фоне его предыдущих фильмов. Перед этим он успел снять прошедший почти незамеченным "Просто герои" (на пару с режиссёром Ву Ма) и тяжёлый и трагичный, но мощный и признаваемый лучшим в его карьере "Пуля в голове", схожий с легендарным "Охотником на оленей" (1979). Новый фильм Ву не имел аналогов, но получился несбалансированным и причудливым. В нём почти отсутствует динамика и экшн, а сюжет и сцены ограбления настолько нереалистичны, что вызывают неловкий смех (как и юморные потуги Чоу Юньфата). "Рождённый вором" разочарует почитателей Ву, потому его можно смело пропускать.

Blog post image

Круто сваренные (Hard Boiled, 1992)

Blog post image

Критики упрекали Ву в эстетизации насилия и романтизации криминала из-за того, что главными героями у него являются пусть и благородные и обаятельные, но все же преступники, после чего он снял фильм о полицейском. Бескомпромиссный и идущий напролом подобно Грязному Гарри инспектор по прозвищу Текила за свои методы, приводящие к большому количеству жертв, отстранён от службы. Но он намерен в одиночку поквитаться с контрабандистами за смерть своего напарника. На выручку ему неожиданно приходит один из них Тони, являющийся не тем, за кого он себя выдаёт (исполнивший роль Тони Люн Чун Вай, игравший у Ву в "Пуле в голове", в 2000-х ещё раз воплотил образ полицейского под прикрытием в трилогии "Двойная рокировка").

"Круто сваренные" можно считать наивысшим достижением Ву во всех отношениях. Он почти полностью состоит из экшн-сцен (одна из которых, трехминутная перестрелка в больнице, снята непрерывным планом) и бьет рекорды по трупам в кадре (почти 300 за весь фильм). Хотя в Гонконге его приняли не столь тепло, в США он был встречен крайне восторженно. В результате Ву, а позже Чоу Юньфата пригласили в Голливуд. Ни у того, ни другого на Западе особо не заладилось, возможно, из-за принятых там ограничений творческой свободы. В конце 2000-х оба вернулись на Восток, но с начала 1990-х так больше не сотрудничали по непонятным причинам. Но и того, что есть, хватает с лихвой. Хоть фильмы Джона Ву с Чоу Юньфатом по сути одинаковые, но каждый из них по-своему выделяется и остаётся в памяти после просмотра.

9
2144
1