Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 767 постов40 подписчиков
Всяко-разно
21
01:41, 20 октября 2016

Мои blond предки.

Современные казаки (казахи, далее - казаки) любят иногда порассуждать, что-де «настоящие казаки» - их предки -  были светловолосые, белокурые и зеленоглазые. При этом непременно добавят, что их "кровь испортили монголы», иногда заменяя их «калмаками» (джунгарами).

По поводу последних: недалекие наши предки и вправду больше брали в жены и наложницы девушек зюнгарских-«калмычек», предпочитая их среднеазиаткам- согдианкам, что, сказать по правде, мне не очень понятно; на мой взгляд, последние  гораздо привлекательнее… или на меня так повлиял Александр Сергеевич: «Твои глаза, конечно, узки, и плосок нос, и лоб широк, ты не лепечешь по-французски, и шелками не сжимаешь ног…».

 «Авторитеты» ведь всякие сильно влияют на нас в делах особенно сердечных... помню, был я влюблен в юности в красавицу-еврейку с подготовительного, но мой горячечный любовный пыл охладило только одно, вскользь брошенное МАМИНО замечание про ее большой нос – «қолағаштай танау»; на этом вся любовь и закончилась. Правда, сейчас, перечитывая любимого Мавра, думаю, что все же он был восхищен «взором и дикой красой» той, с кем не прочь был бы он «забыться праздною душой… в кибитке кочевой».

Blog post image

Русская поэтесса Галина Шкавронская, испытавшая настоящее потрясение от поэзии красавца Сакена Сейфуллина (она так и назвала свое стихотворение «Потрясение. Сакену Сейфуллину»), в общем-то, точно передает отношение казаков эпохи Аблая к «прекрасным и любезным калмычкам»: «И девушка – прекрасная калмычка – Готова нежность, чистоту хранить, И мудрость, и отвагу – жизнью личной Пожертвовать, чтоб честь не уронить. Вот, хан Аблай жестокостью смутился И дал калмычке лучшего коня! И благородством их (калмычки и юноши Адак из поэмы «Кокшетау», Е.М.) народ гордится, Увековечив в скалах имена…». Так было.

Известно, что в эпоху аламана и военных походов на Восток и на Юг, тамошние женщины были порой основной частью военной добычи, а иногда и целью этих самых походов. Что по этому поводу пишет Сергей Кляшторный: «Женщин и детей упоминают как главную военную добычу, их требовали в качестве контрибуции, их отнимали у подвластных племен. Попав в неволю, женщина тем самым оказывалась в системе хозяйственной деятельности, осуществляемой семьей хозяина. При этом не имело решающего значения, оказывалась ли она в положении одной из жен своего владельца или в положении рабыни-служанки». Казаки с XIV века, с начала вражды шибанидов и орусидов, много и часто воевали с ханствами Мауераннахра, со всякими Абдаллахами и Баба Султанами не меньше, чем с Сыбан Раптанами и Шона Дуба, и в плен луноликих согдианок попадало не меньше, чем «прекрасных калмычек». Вспоминаю читанный в детстве роман Тимура Пулатова «Бабур», где дикому северянину Мухаммеду Шайбани совсем не понравилась ночь, проведенная с главной женой эмира одного из взятого им согдийских городов, несмотря, что та старалась - делала «гальвиру»...

Blog post image

Возможно, тут дело в мировоззрении  вольноказакующего номада, где на уровне  подсознания присутствует неприятие «сартства» - «ака-уке» (оседлости) с его приземленностью и жаждой накопления благ. Предопределено это, так сказать, «небесным» нематериальным характером «бытия» всей кочевнической культуры. Когда ты не воспринимаешь культуру, не воспринимаешь и его носителя (носительницу) - это справедливо. Автор знаменитого тезиса-восклицания «Батюшка ты наш, Чингисхан!» истинный евразиец кн. Н. Трубецкой заметил: «Кочевник по самому существу своему гораздо менее привязан к материальным благам, чем оседлый горожанин или земледелец». Так оно и есть, поэтому вечное стремление к «земному», к беспрерывному и постоянному обогащению, приумножению благ (было) непонятно и неприемлемо для кочевника. Для него это - свидетельство «низкой души». Отсюда тот «кочевой снобизм», о котором писал Иштван Қоныр, и который так претил другому Иштвану - Вашари.

Но дело могло быть и в другом. Как забавно пишет швед  Johann Gottlieb Georgi, казаки предпочитают калмычек, потому что "они, по их сказкам, к удовлетворению похоти наилучшее имеют телосложение и долее всяких других женщин равняются с молодками, почему и знатные (казаки) на них женятся, когда (те) согласятся принять магометанский закон. Напротив того, персианки, как и персиане, настолько им ненавистны, что выдают их за своих невольников". Последнее замечание все же подтверждает и справедливость нашего output.

Blog post image

Только с переходом  к оседлости, с увлечением и приятием европейских привычек, казаки «возлюбили» светлолицых, городских, ученых, ненашенских женщин, и стали брать в жены татарок и узбечек. Многие женились и на русских. Не надо далеко ходить, можно вспомнить жен незабвенных «алашевцев»: Александру, Сашеньку – жену Ахмета Байтурсынова; жену Чокая – Марию Горину, магжановскую Гульсум, или просто историю "Дударай" Дуйсена. И ведь у многих моих папиных друзей - образованных казахов Восточного Туркестана 40-50-х прошлого века – жены тоже «ногайки» (татарки), узбечки или уйгурки. Это с учетом того, что они были выходцы из среды, где требовалась, чтобы  жены непременно были мусульманками. И не знаю я среди них ни одного, у которого жена была из ханьзу (китаянкой). Видимо, «некомплиментарность» казаков и китайцев Синьцзяна, разность их быта, культуры и мировоззрения оказалась выше китайской стены.

Что касается «прекрасных калмычек» 16-17 веков - они стали прародительницами многих казакских знаковых родов. Вот и одной из «байбише» моего великого прадеда по линии матери (нагашы) знаменитого Бия Кенгирбая была прекрасная калмычка с ласковым именем Коко, Кокы. Поэтому сегодня в роду издавна светлолицых и серо-зеленоглазых тобыктинцев-жигитеков каре-черноглазых столько же....

Blog post image

Возвращаясь к obsession казаков о белокурости их предков... должно быть, это некоторым кажется странным, но вот что пишет выдающийся, но забытый, и забитый, советскими историками тюрколог, один из основателей европейского кыпчаковедения,  профессор Пражского университета d-r Dm. Rasovsky (в советское время имя это было под запретом; но выводами его трудов, ставших ныне классическими, вдоволь попользовались все советские «кипчакисты»): «Уже с давних пор и русским и западноевропейским историкам много хлопот создавали Половцы тем, что в русских, арабских, армянских, византийских, мадьярских и немецких источниках они упоминаются под различными именами: у русских — Половцы, у арабов и вообще в мусульманской письменности — Кипчаки, Кафчаки, у армян — Хардеш, у византийцев — Куманы, у мадьяр — Куны, Куманы, а также Палочи, у немцев — Фалоны, Фальвы или, как и в остальных западноевропейских источниках, — Команы, Куманы. Такие названия как Половцы-Плавцы-Палочи, Фальбы и Хардеш не являются этническими, а служат лишь для объяснения внешнего вида народа; на всех трех языках — русском, немецком и армянском это одинаково означает: бледновато-желтый, соломенно-желтый, названия, служившие для обозначения цвета волос этого народа… Все источники, описывающие внешний вид Половцев, единогласно сходятся в характеристике их как народа рослого, стройного, красивого и светловолосого. У Аль-Омари узнаем, что Половцы были красиво сложенными, с правильными чертами лица; неоднократно слышим о красоте половецких женщин: их воспел персидский поэт Низами, восхищавшийся белизною их кожи; красотой одной половецкой хатуни пленяется Ширван-шах; о красоте другой, дочери хана Отрока и внучке хана Шаруканя, ставшей женой грузинского царя Давида II, говорит грузинская летопись".

Blog post image

О красоте кыпчакских женщин - французским слогом: «… jeunes beautes dont les jambes le disputaient au lis pour la blancheur. Leurs faces etaient vermeilles comme цп feu ardent, et leurs joues etaient semblables a une eau limpide: elles ataient plus brillantes que l'astre du jour et de la nuit, c'etaient des beauties seduisantes aux yeux retrecis, telles que les esprit celestes meme n'auraient pu a leur aspect, resister aux charmes de l'amour» (extrait de d'Alexandrride au Ikskender-Name de Nizamy, t. I, St. Pet. 1828, p. 15) - и вот "вытяжка" из этого французского перевода Ikskender-Name Nizamy, (Санкт-Пет. 1828, т. 1, стр. 15) (о кыпчачках): "… молодые красавицы, чьи ноги ссорятся с лилиями белизной. Их лица были... как пылающий огонь, и щеки как чистая вода: они ataient ярче, чем солнце днем, а звезды ночью… Небесный дух не смог (бы) противостоять их виду, их чарам любви».

Blog post image

"Наконец, если даже справедливо заподозрить персидского поэта в некоторой риторике при описаниях им красоты половецких женщин, - продолжает master тurkology,- то нельзя этого сказать про беглое, но, очевидно, совершенно правдивое, замечание автора Слова о полку Игореве о „красных девках половецких”. Из русских летописей известен эпизод, когда одна русская княгиня (внучка Владимира Мономаха) бежала из Руси к Половцам, чтобы выйти вторично замуж за язычника, хана Башкорда. Все это говорит за привлекательную наружность Половцев для арийского глаза (Русских и Персов), который совсем иначе воспринимал обычный турецко-монгольский тип „с широким лицом, маленькими глазами, плоским носом и малым количеством волос в бороде”. Но самым для нас существенным в описании внешнего вида Половцев является их белокурость или рыжеватость. Интересно прежде всего отметить удивительную тождественность в наименовании этого народа — Русскими, Армянами и Немцами: Половцы, Хардеш, Фальбы, что выражает один и тот же признак белокурости, о чем я уже говорил выше. Надо признать, что наименование это возникло, по всей вероятности, совершенно самостоятельно у каждого народа, без какого-либо письменного влияния. И уже совершенно независимо от этих известий, находится упоминание китайского источника, что у Кипчаков — голубые глаза и „красные” (по другому переводу — рыжеватые) волосы. Кроме того известно, что один из мамелюкских вождей в Египте Шемс-ад-Дин-Сонкор, Кипчак родом, был рыжеволос. Из современной этнографии добавим, что в обитающей в нын. Румынии (старой Венгрии и румынской Молдавии) народности Чанго венгерские исследователи по определенным фонетическим признакам видят прямых потомков Половцев; и как раз Чанги являются светловолосыми блондинами и „еще в столь слабой степени утратили эту особенность типа, что их антропологической характеристикой и до сих пор могут служить белокурые волосы, иногда светлые, как лен, иногда с рыжеватым оттенком, нередко вьющиеся, и голубые глаза”. С другой стороны, среди некоторых современных орд Кипчаков Средней Азии и Приуралья, которые в большинстве своем теперь черноволосы, встречаются, однако, в некоторых отдельных родах (как напр. Карачай-Кипчаков Оренбургской области) до 50% темно-русых и рыжих». (Расовский Д.А. Половцы. Черные Клобуки: Печенеги, Торки и Берендеи на Руси и в Венгрии. (Работы разных лет) Серия: Материалы и исследования. Том 1. М. ЦИВОИ 2012г.).

Blog post image

Вот так повернулись к нам наши предки «своей белой азиатской рожей»…

И рожа эта, видимо, изначальна была белокурой. Всемирно известный антрополог академик Оразак Исмагулов считает исходным антропологического типа современных казаков – европоидный андроновский, который он  и называет «древнеказакским». Во времена Колбина за это заявление его подвергли обструкции, едва не посадили, хотя всем известно, что только 10% всех тюрков относятся к т.н. южносибирскому типу т.н. монголоидной расы, а 60% – это европеоиды, 30% относятся к т.н. смешанному, или как его еще называют,  туранскому типу. Среди них и мы, казаки.

Российский «альтернативный» историк  Константин Пензев, называющий себя последователем Льва Гумилёва, занимающийся уже немало лет «соскребыванием русского, чтобы найти под ним татарина», в своей книге "За китайской стеной" пишет: «Можно считать доказанным существование в былые времена в Центральной и Северной Азии расы с зелеными глазами и рыжими волосами. Но что же стало с ней?». Речь идет, по-видимому, о пресловутых загадочных динлинах, «народа повозок» (передвигающихся на повозках, народа-всадника), впервые упомянутых в китайском описании завоеваний гуннского шаньюя Модэ около 202 г. до н. э. Известнейший французский синолог Поль Пелльо «установил связь половцев с загадочной белой азиатской расой, опровергаемой Марквартом, не высказавшим каких-либо определенных соображений, кроме голого отрицания». Даже латентный расист  Г.Е. Грум-Гржимайло признает, что кыпчаки и есть те самые «Ди-ли, Динлины - белая раса Азии», жившие в IV веке до Р.Х. севернее  Китая, «характерными признаками  коих были: высокий рост, прямые носы, светлая кожа, голубые глаза и светлые волосы». «Светловолосость половцев, - заключает он, - указывает, если не на то, что они были отуреченными динлинами, то во всяком случае на значительную в них примесь динлинской крови…» ("Почему китайцы рисуют демонов рыжеволосыми?" К вопросу о народах белокурой расы расы в Средней Азии. СПб, 1889, с. 60).

Blog post image

Покойный поразительный Бекен-ага Нурмагамбетов, к которому я как-то привез в своих сыновей, чтобы они тоже поразились его рассказам, увлеченно рассказывая про сақ бабалар, вдруг сказал, смешливо глядя на моего младшего: "Золотого человека звали Шуақ, и глаза у него были зеленые... Я это знаю". И он это знал.

Blog post image

И все знают, что Hak Han - Истинный Хан казаков - Чингис тоже был рыжеволос и зеленоглаз. И отец его дородный Есукай, и дети его, особенно Жошы, были такие же ala. И весь его народ,  «согласно свидетельствам летописцев и находкам фресок в Маньчжурии, (был) народом высокорослым, бородатым, светловолосым и голубоглазым». (Л, Н. Гумилев, «Древняя Русь и Великая степь»). И уж точно, все борджигины из рода Чингиса имели глаза «сине-зеленые …» или «темно-синие, где зрачок окружен бурым ободком» (из комментариев барона Demaison "Истории могольского Эля татар» Абул Гази Хана Бахадура, СПб.., 1874. 11. П. Т. 72, Л. Каон.  "История Азии". Париж , 1896. P. 201 - "Histoire de Mogols el des Tatares par Aboul Ghazi Bahadour Khan, publiee, traduite el annotee par Baron Demaison". SPb., 1874. Т. 11. P. 72, Cahun L. Introduclion a l'histoire de l'Asie. Paris, 1896. P. 201).

Сейчас не помню в каком, но в одном из легенд о Чингисе рассказывается, что ездил он "зеленоглазый, в белом кафтане на сером коне", что адекватно казакской идиоме: "көк көз - аты боз".  Вообще, казаки всех рыжих называют  "сары", а зеленоглазых - "көк көз", что буквально должно переводиться как "синеглазый". Впрочем, лошадь белой масти у казаков - "көк ат", а традиционный зеленый чай - "синий" (о сложностях цветообозначения у казаков - в моем посте "Цветные мысли маргинала").

Blog post image

Слева, с короной на голове, впереди ряда светлоликих, рыжий и усатый "Батько казаков" Саин Бату Хан, прародитель казакских ханов.

А таким помнят Бату Хана потомки тюрков-сельджуков (бюст в г. Сегют, Турция):

Blog post image

Тут хочется ответить на совсем не риторический вопрос Пензева о том, что же стало с зеленоглазыми-то. Есть ответ такой: виноваты во всем, как всегда, китайцы, вернее, китаянки. Американский тюрколог Анатолий Хазанов как-то назвал Китай «большой дойной коровой» северных соседей – тюрков. Эти «цветноглазые варвары», «рыжеволосые демоны», «рыжие обезьяны» «вывозили», по выражению Л. Гумилева, пленниц из Китая тысячами.  Только в ходе одного похода в Шэньси, как утверждает  китайская летопись, гунны (сюнну) увели пятнадцать тысяч женщин. В летописи «Цзю Тан Шу» (Старая история династии Тан)  говорится, что во времена правлении (Силиг-бег-шад) Чуло-хана, правителя Восточного Тюрк Эля, его младший брат Балашы («Були-Ше») всего с двумя тысячами всадников за три дня разграбил город Бинчжоу и увел из него «всех женщин и девиц». Произошло это в 619 году. Вступивший на престол через год и правивший десять лет Эль-каган (в кит. источниках «Хели») повадился едва ли не через каждые три месяца совершать набеги в Поднебесную под правлением окитаившихся тюрков династий Тан (всего за десять лет своего правления он совершил 67 крупных набегов в Китай) и «уводил» оттуда массово китаянок. Если император западных гуннов Атилла имел 200 сыновей, всех от западных женщин,то у тюрков Востока выбор был иной.

Пребывавший все время в воздержании монах Плано Карпини в белой зависти написал: «Жен же каждый имеет столько, сколько сможет содержать; иной сто, иной пятьдесят, иной десять, иной больше, иной меньше». Казакский исследователь Жумажан Байжумин считает, что во все времена «едва ли не у каждого кочевника существовал свой более или менее обширный гарем»; у казаков и их прямых предков он состоял в основном из китаянок и, позже, джунгарок-калмычек.

Позднейшие казакские ханы не уступали в любвеобильности своим предкам-гуннам. Великий Хан   Аблай имел 71 одних только сыновей от множества жен, первой и старшей женой среди которых стала сосватанная для него еще во время бурной  боевой молодости самим хонтайджи Галдан Цереном длинноглазая красавица (произошло это во время известного "мырза қамақ" - "почетного пленства" Абульмансура у джунгар). Другие жены- ойратки были взяты султаном во время его славных походов на джунгар  в 1755–1759 гг. Как славно воскликнул один из его воителей, не слезавший с седла до девяноста лет,  жырау-найман Ахтамберды: "Атасы басқа қалмақты, / Жұртынан шауып бостырып, / Түйедегі наршасын, / Әлпештеген ханшасын / Ат артына мінгізіп, / Тегін бір олжа қылар ма екеміз?" - "Как славно лелеемую (чуждым по крови) калмаком (изгнав его из его же юрта) его сладкую ханшу умыкнуть, посадив (за спиной) на спине коня (как добычу - олжа)...". И так поступали все казаки-воины эпохи аламана.  У самого же Кан Ичера джунгар Аблая жены были как и из царского рода чорос, так и просто знатные женщины, просто красивые простолюдинки из родов хойт, дэрбет, торгут.

В эпоху Заката Ханства у Хана Младшего Жуза Нурали, по сообщению побывавшего в его ставке в 1771 немецкого этнографа Йоханна Готтлиб Георги, было 4 жены и 8 наложниц, которые родили ему 75 детей, из коих сыновей - сорок. Сколько из них было калмычками, сколько ногайками, можно только догадываться.

А таким вот запомнили современники Аблая  его внука - неистового Хана Кене – Сары (Рыжего "Клеща"): «… сверкающее живое лицо, орлиные красноватые глаза,  раздувающиеся ноздри; небольшие усы и густая заостренная клином бородка желто-бурого цвета». Он и его брат Наурызбай  «появлялись всегда на белом коне со светло-рыжим отливом шерсти»...

Blog post image

27-ой потомок хана Чингиса, внук Аблая, последний казакский хан Кенесары...

Был в нашей истории хан-шахид с девятью сыновьями-шахидами. Внук Аз-Жанибека, звали его Тогум Хан, а сыновей его – «Тоғыз Сары» - «Девять Рыжих». Погибли все 18 числа жаркого месяца сафар 944 года хиджры (27 июля 1537 года) во главе казак-кыргызского ополчения на восточном побережье Иссык Куля в местечке Сан Таш в неравной битве, длившейся от розового восхода до  черного заката, с превосходящими силами узбеко-могульского войска. «Мәлік ұлы Башибек сұлтанмен, тоғыз сары ұлдарымен Жағат уалаяты маңында шаһид болды. Отыз жеті сұлтан мәлім-мәшһүр еді» - «Вместе с сыном Малика Башибек султаном Девять Рыжих погибли (стали шахидами) (в битве) в уалаяте Жагат. Тридцать семь султанов - (стали) малим-машхур – пали во славу», - пишет Кадыргали Бек Жалаири сын Касыма по прозванию Карачи из Московии в своей хронике «Жами ат-таварих». Вместе с ханом Тогумом и его сыновьями погибли цвет казакского аксуекства-рыцарства - тридцать семь казакских султанов и огланов из рода «синеоких бурджигинов» (Рашид-ад-Дин) - казакского племени Тюре...

Blog post image

... "Мне люб твой сын, - молвил (конырат) Дай шешен (мудрец), - У отрока в глазах огонь, И ликом светел он..." ("Тайная история мангул"):

Blog post image

Қосымша.

ТОҒЫМ ХАН МЕН ТОҒЫЗ САРЫ ҰЛ, ОТЫЗ ЖЕТІ СҰЛТАН

(1537 жыл, 27 шілде)

Ай, ақ отауға келін / болып түскенше, // Аузынан еркек сүймеген, / Бетіне жел тимеген, // Аруын айт, үкілі! // Ерлерін айт, елден /ерек бітімі; // Ат үстінде арыған, / Атадан қасиет дарыған, // Жеті атадан жілік / майы үзілмей, //Уызына жарыған, / Қара үзген бір // Қаракөктің тұқымы – / Әз Жәнібектің тұяғы хан Тоғым-ды, // Оның-дағы маңдайы / тасқа соғылды; // «Өзбекті – өз ағам» деп жүрсің ғой, / О да бізге ойран салған //соғынды! / Құрбақа ойнап // құдықта, / Құлағанда құлан кеп, // Қырам деп, билік / құрам деп, // Өз ағасы – өзбек- / сарттан ылаң кеп; // Сол соғыста Тоғыз сары / ұлыменен Тоғым хан, // (Отыз жеті сұлтаны мен қоса өлді!) / … Шаһит кешкен // бұл әулет! / Күллі жесір көзден // жасын бұлаған, / Аза жырын айтар едім, // Жетпейді ғой тіл оған; / «Тігерге тұяқ қалмады-ау деп – // тұқымнан?!»-/ Көкке жайып шашын, // зарлап жылаған! / О, сұм заман – // сұр тұман, / Ұлысына қан бүріккен // ұртынан! / Мың құланды ертіп кеткен бір құлан, // Мың қыранмен ұшып кеткен бір қыран; //…. Қу басынан / аспайтұғын / қайыры, // Қу тобырға несін оның / жыр қылам… Серік Ақсұнқарұлы.

21
10828
9