Случайности не случайны, как и совпадения.
Только я начала вспоминать прожитое и заполнять характеристику на себя в Маслихат нашего города, как раздался звонок от человека, о котором я вспоминала, видя её лишь на фейсбуке в ее добрый делах.
И уже через минуту после разговора в ежедневник я записывала место встречи для интервью с Рашидом Нугмановым, который не просто режиссер, снявший “Иглу” и покоривший ей весь мир, а кластер в истории постсоветского кино-пространства. В ссылке подробно рассказано, что скрывается за этой метафорой “весь мир” .
После интервью выброс эндорфинов был так высок, что мир, в котором я когда-то жила через мои сценарии и книги – “мир кино” уже не казался мне таким далеким и нереальным, как говорили окружающие.
К слову о реальности мира нашего кино. До 31 августа этого года Общественное объединение «Национальная академия кинематографических искусств и наук» под предводительством Рашида Нугманова объявляет о приеме заявок на соискание премии «Тулпар» картин, которые публично дебютировали с 1 сентября 2015 года до 31 августа 2016. Все подробности на сайте http://filmacademy.kz/
Все интервью прошло легко и непринужденно. Гениальность в простоте. Именно таким и был мой Гость в рамках авторского проекта “Persona Grata” – Рашид Нугманов. Времени как всегда не хватало, дела поглощали, поэтому мы сразу перешли к диалогу.
-Какой вы сегодня Рашид Мусаевич?
- Я пытаюсь работать и следить за собой.
-Как вы работаете над собой?
- Делаю выводы, не повторяю ошибок, не допускаю растраты опыта. А может ошибки и есть жизнь. У каждого есть такие ситуации, в которых нужно было поступить по-другому. У нас ведь как в мире есть те, кто всегда правы, а есть те, кто делают выводы.
- Какова сверхзадача Киноакадемии? Перспективы? Планы?
- Первая Академия была создана в США, это из истории, позже во Франции, других европейских странах, где более-менее развито кино. Далее в России, причем в ней кино-события происходят парно.
Как и любое объединение профессионалов, оно направлено на развитие профессии и отрасли в целом, защиту интересов своих членов, поддержку Гильдий. Миссия Академии – охватить два важнейших сегмента: кино как искусство и кино как бизнес. Все это будет поддержано ежегодными премиями лучшим достижениям отечественного и центрально-азиатского кинематографа.
Независимому Казахстану уже 25 лет, а Академии все эти годы не было создано. Нам приходится стартовать с места в карьер. В феврале мы получили регистрацию, а в мае уже свозили делегацию наших студентов в Канны. Сейчас выиграли тендер и ведем фестиваль Евразия. Естественно, поддержка образования тоже входит в круг наших задач. И здесь нужны гранты. Как вы знаете, образование вещь дорогая, и бесплатного преподавания не существует. Но организовать бесплатное обучение за счет грантов и стипендий – вещь осуществимая при наличии государственной и частной поддержки.
- Какие сложности возникли при открытии Академии?
- Работы так много, что даже о сложностях некогда думать. Возникает проблема – мы ее просто оперативно решаем, в рабочем порядке.
На конец августа в наших рядах уже более 100 членов, а с 1 сентября начнется тайное голосование для вручения премий "Тулпар" лучшим достижениям отечественной и центрально-азиатской кинематографии по результатам минувшего сезона. Киносезон мы отсчитываем не по календарному году с 1 января, а с 1 сентября, вместе со школьниками. Как, впрочем, и кинопрокатчики.
Киноакадемия - это общественная платформа для кинематографистов, некоммерческая организация с горизонтальной, а не вертикальной структурой. Мы активно сотрудничаем с Министерством культуры и спорта РК, которое инициировало разработку Закона "О кинематографии", новую концепцию развитии кино в Казахстане до 2050 года. Мы как профессионалы, опираясь на свой опыт, даем рекомендации, какие нормы могут быть приняты, а какие не будут работать. Предложения аккумулирует Научно-исследовательский институт культуры при Министерстве. Он ставит точки.
- На какой школе, веяниях построен ее образовательный фундамент?
- Школы могут быть самыми разными. Любой член Академии вправе на ее платформе открыть свои курсы. Например, моя студия практической режиссуры, драматургии и актерского мастерства взяла за отправную точку высказывание Джима Джармуша о том, что учеба – это 95 процентов выброшенного времени и 5 процентов чего-то "по-настоящему важного". Вот этим пяти процентам "по-настоящему важного" и будет посвящено 100 процентов учебного времени. Уже с первого урока ученики начнут заниматься собственными кинопроектами.
Не будет никаких общеобразовательных предметов и теоретических занятий, самообразование – личное дело каждого. На наших уроках мы оставим за бортом то, что можно получить из общедоступных источников, и теория будет даваться только в ее практическом применении. В нашей школе, в нашей системе кино - это акт творения, а фильм - это мир, который ждет своего творца.
- Познавший это и снимет новую “Иглу”?
- Свою. Я ни в коем случае не ставлю задачи клонировать в студентах самого себя. Найти в каждом студенте уникального режиссера, драматурга, актера – вот цель.
- Хотели ли Вы сами учиться в данном заведении? Почему?
-В общем-то, я в такой школе и учился. Это была комплексная мастерская во ВГИКе. Соловьев тогда набрал ребят с высшим образованием. Ненужные обязательные предметы все еще были, хотя и в ограниченном количестве, но приоритетом стала практика и еще раз практика. Легендарный театральный режиссер Анатолий Васильев взращивал в нас понимание актерского мастерства. Режиссура, актерство чередовались. Каждую неделю мы выдавали по этюду. Так Соловьев с Васильевым нещадно и обрабатывали нас в две руки все два года укороченного обучения.
Кульминационным моментом, по мнению Соловьева, стало осознание, что каждый ученик уже может что-то снимать, учить его далее бесполезно. Он так и говорил: если вы поняли, что что-то можете, вам здесь делать нечего, это бессмысленная трата времени.
Я ВГИК так и не закончил. Снял “Иглу” после двух лет учебы и понял, что возвращаться незачем.
- Как вырастить режиссера, и учителей, которые вырастят режиссера?
-От учителя в данном случае требуется способность не учить, а открыть режиссера в человеке. Режиссером, как и Буддой, невозможно стать, им можно только быть. Учитель же - проводник, искатель таланта с фонарем в руке. Его сверхзадача – найти талант в потемках человеческой души и вывести его на свет. При этом режиссера там может и не оказаться, но еще досаднее его не открыть, если он там все-таки есть. В том и заключается искусство педагогики.
По сути, кто такой режиссер, что это за профессия? Нет таковой. Существуют оператор, сценарист, композитор, художник, актер. А режиссёр синтезирует коллективное творчество отдельных людей в единое целое, в законченный фильм. Он умеет всего по чуть-чуть и ничего по большому счету. И такую синтезирующую личность нужно искать. Взрастить её нереально какими-то подручными инструментами и вызубренными приемами. Симуляторов много. Но это не режиссура.
Режиссура - это некий магический акт. Порой даже и сам режиссер может не понимать всех глубин своего акта творения. Но если режиссер истинный, он чувствует ткань фильма нутром.
- Нам нужно кино в эру техногенного прогресса?
-Конечно. Человеку нужны сны. А иначе и отдых в горизонтальном положении не нужен. Человек ведь не робот, чтобы просто работать без устали, ему еще потребны иллюзии. Кино, как сновидение - самое древнее из искусств. Причем это искусство присуще не только человеку, но и миру животных, достаточно посмотреть на спящую собаку или кошку. Кино - это возможность генерировать аудиовизуальные образы в своей голове.
В начале 19 века было лишь создано устройство способное запечатлевать движущиеся образы на целлулоидной пленке. В конце 21-го изобретут устройство для прямой записи и воспроизведения сновидений. Вот там-то и выяснится, кто настоящий режиссер, а кто так … распашонка. Либо ты снимешь расплывающиеся круги, либо серьезное кино. Либо создашь целый мир, способный погрузить в себя зрителя, либо сгенерируешь бессвязные осколки случайных воспоминаний.
- Сегодня много хорошего кино не выходит на экраны. Вся государственность подчиняется политике. Кино и политика. Что у них общего?
-Кино - это воздействие на массы. Политика - тоже воздействие на массы, но они не близнецы. Разница в средствах, целях и результатах, хотя общего много. И политик, и режиссер погружают потребителя в новый мир. Политик тот же режиссер - тут и драматургия, и манипуляция аудиторией, и актерское мастерство, и сила убеждения.
Актерское мастерство - это что вообще? В чем соль системы Станиславского? В создании иллюзии реальности. Заставить зрителя поверить в нее. Иными словами, обмануть.
Театр близок к кино, но главное отличие в том, что театр - это бесконечный “день Сурка”. Каждый вечер на сцене одна и та же нереальность, отрепетированная и воссоздаваемая труппой. Кино тоже нереально – но это не живая игра актеров на сцене здесь и сейчас, а монтаж, воспроизведение ненастоящих чувств, разбитых на кадры, отобранных из разных дублей и записанных на пленку или цифровой носитель.
Иными словами, иллюзия, зафиксированное сновидение. Даже если в реальной жизни имеется что-то общее с картиной, актеры играют воображаемую, несуществующую, параллельную реальность. Точно так же эти иллюзорные реальности играют своими иллюзорными персонажами.
-Неужели все так жестоко?
-Нет, это называется искусством.