Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
12
04:24, 19 августа 2016

Зачем нужен кодекс этики судей?

В начале 2016 года в средствах массовой информации появилась новость, что председатель специализированного межрайонного экономического суда уволился после того, как стало известно о том, что он посетил казино. Данная новость была неоднозначно воспринята общественностью: с одной стороны, пользователи поддерживали данное решение, ведь у судьи в обществе особый статус и он представляет собой целую ветвь власти, которая играет существенную роль в любом правовом государстве, поэтому посещение казино может опорочить судебную власть. С другой стороны, в сети появилось мнение, что судья за пределами суда, как и любой человек, должен иметь право на личную жизнь и увлечения, плюс ко всему законодательство Республики Казахстан прямо не запрещает судьям посещать подобные заведения. В противном случае, получается, что судья даже за пределами суда лишается права на проявление элементарных человеческих слабостей, будь то поход в клуб, караоке и празднование своего дня рождения в кругу друзей.

Blog post image

Кто же прав на самом деле? Если мы обратимся к действующему законодательству Республики Казахстан, то мы не обнаружим прямых запретов и санкций на совершение вышеописанных действий судьями. Однако при более подробном изучении Закона «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» можно сделать вывод, что очень большое внимание уделено вопросом этики. Более того, за нарушение за совершение порочащего проступка, противоречащего судейской этике судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. Все это говорит о том, что судейская этика играет огромную роль при осуществлении деятельности судьи.

18 ноября 2009 года на V съезде судей Республики Казахстан был принят Кодекс судейской этики (далее - Кодекс), который принимался как раз с целью установления морально-этических правил поведения судей. Ныне действующий Кодекс 2009 года был принят вместо Кодекса судейской этики 1996 года, который был принят еще до принятия первых кодифицированных нормативных правовых актов, регулирующих судебное производство. Данный факт во многом объяснял принятие Кодекса в 1996 году, который заложил основные принципы поведения судей.

Однако на момент принятия действующего Кодекса уже были приняты процессуальные законы (кодекс об административных правонарушениях, уголовно-процессуальный кодекс и гражданский процессуальный кодекс), что заставляет задуматься о целесообразности существования Кодекса. Казалось бы, зачем нужен Кодекс этики судей, когда принципы осуществления правосудия и, самое главное, сама процедура уже урегулированы другими актами?

Ответ прост: несмотря на подробное регулирование процедурных аспектов, упомянутые акты оставляют открытыми вопросы морально-этического характера, которые, как было сказано ранее, несомненно, нуждаются в регулировании с учетом постоянной практики и деятельности судей. Кроме того, установление правил поведения судей самими представителями судебной власти (в связи с принципом независимости судебной власти) является международной практикой. В этой связи, в 2009 году и был принят Кодекс, основной целью которого является установление правил поведения судей для «укрепления веры общественности в систему правосудия».

Следует отметить, что установить морально-этические нормы именно в правовых актах в настоящее время проблематично. Право и, следовательно, законы в первую очередь регулируют общественные отношения, оставляя вопросы морали и этики за рамками правового регулирования. Именно этим и определяется большая значимость Кодекса судебной этики, который устанавливает конкретные правила поведения, направленные именно на формирование положительного морально-этического образа судей у общества, что очень важно для любого правового государства.

Одной из особенностей Кодекса являются положения по рассмотрению фактов его нарушения специальной комиссией. В 2013 году было подано около 700 жалоб в Комиссию по судебной этике, но только 39 судей были привлечены к ответственности[1]. Такие показатели говорят о том, что у граждан все-таки есть претензии к поведению судей, несмотря на действие Кодекса и в случае его нарушения принимаются соответствующие меры. К сожалению, на практике нарушения Кодекса действительно до сих пор имеют место, однако наличие таких инцидентов еще раз подчеркивает значимость принятия Кодекса и его дальнейшее развитие.

Основная цель принятия Кодекса – это формирование у казахстанского общества исключительно положительного мнения о судьях как о представителях судебной ветви власти. При этом положительный образ любого человека формирует не только его профессиональные качества, но и поведение в повседневной жизни, в том числе в семье, в отношениях с друзьями, коллегами и другими людьми, что также регулируется Кодексом судейской этики. Например, согласно статье 4 Кодекса «судья должен избегать посещения любых мест, компрометирующих его репутацию». Это означает, что судья должен избегать посещения так называемых увеселительных заведений, поскольку посещение таких мест несовместимо с моральным обликом судьи. Данное ограничение как раз подпадает под вышеуказанный пример посещения судьей казино.

Интересно и следующее ограничение: «Вне работы судья должен вести себя так, чтобы не было оснований для сомнений в его порядочности и честности. Его действия и поступки не должны порочить звание судьи и умалять авторитет судебной власти.». Следовательно, и за пределами суда судья находится в определенных рамках, что распространяется на его отношениях с друзьями и в семье. Недопустимо, например, когда судья каким-либо образом обманывает свое окружение (те же супружеские измены) или иным образом дискредитирует образ судьи (агрессивное или заносчивое поведение в обществе, в том числе обусловленное занимаемой должностью).

Кодексом предусмотрена и обязанность по саморазвитию судей: «судья обязан предпринимать меры для укрепления и расширения знаний в области национального и международного права, совершенствования практического опыта и личных качеств, необходимых для надлежащего исполнения им своих обязанностей». То есть Кодексом предусмотренная обязанность по повышению образования судей и, формально, за нарушение данного пункта можно привлечь судью к ответственности.

С момента принятия действующего Кодекса прошло уже 7 лет. В это время происходили различные изменения в судебной системе, включая ее модернизацию. Кроме того, были приняты новые нормативные правовые акты, регулирующие деятельность судов. Новые реалии и ориентиры в правовой и общественно-политической жизни Казахстана требуют формирования у общества исключительно положительного отношения к судебной власти. По этой причине началась разработка нового Кодекса судебной этики, необходимость принятия которого была закреплена в 19 пункте Плана нации - 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ Главы государства Нурсултана Назарбаева.

Новый Кодекс теперь имеет название «Кодекс этических принципов и правил поведения судей (Этический кодекс судей)». Первое что бросается в глаза при изучении проекта нового Кодекса – это его структурность и увеличение объема по сравнению с действующей редакцией. Проект нового Кодекса содержит уже 41 статью (в действующей редакции их всего 9) и структурно разбит на 4 главы. Также в новой редакции, вероятнее всего, будет больше конкретно определенных ограничений и требований к поведению судей. Например, в проекте нового Кодекса предусмотрена отдельная глава, посвященная правилам поведения судьи в семье и быту. Так появились требования по надлежащему воспитанию детей, информированию о совершении преступления родственниками, запреты на злоупотребление спиртными напитками. Сейчас проект нового Кодекса размещен на сайте Верховного Суда и каждый может принять участие в его общественном обсуждении (http://sud.gov.kz/rus/node/92822).

Таким образом, Кодекс этики судей, несомненно, необходим: помимо формирования положительного образа судебной системы у граждан и установления конкретных правил поведения, в том числе не закрепленных в других правовых актах, Кодекс предусматривает необходимые защитные механизмы в случаях неподобающего поведения судей. Поэтому большое значение имеют и планируемые изменения Кодекса, которые уже были положительно оценены на международном уровне (проект нового Кодекса был представлен на заседании Европейской Комиссии за демократию через право в Венеции и получил положительные отзывы). В этой связи, призываю всех неравнодушных граждан поучаствовать в обсуждении нового проекта Кодекса, для того чтобы проявить свою гражданскую позицию и принять участие в дальнейшем развитии судебной системы Казахстана.

 


[1] http://sud.gov.kz/rus/content/v-kazahstane-ezhegodno-na-10-rastet-kolichestvo-obrashcheniy-v-sud-materialy-v-smi

 

12