Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
03:31, 07 сентября 2010

Траектории образования

Blog post image

Дорогие друзья! В 2005 году, я принял участие в международной конференции посвященной проблемам в образовании, где принял участие Инженер-механик, доктор технических наук, профессор, академик Международной и Национальной инженерных академий, лауреат Госпремии СССР, почетный профессор ряда зарубежных и казахстанских университетов М. Уркумбаев с интересным на мой взгляд докладом «Траектории образования».

Денис Зиновьев, оргкомитет КИО

Этот доклад заставляет задуматься над тем путем, по которому мы движемся, те «перспективы» которые могут открыться перед нами, и та ситуация в которой мы вдруг оказались... За время выступления зал неоднократно рукоплескал этому выдающемуся человеку, наложившему добрый отпечаток в судьбы многих людей! В частности меня знакомство с этим человеком сподвигло к реальным действиям, направленным на работу в этой по-истенне значимой сфере! Итак, надеюсь и Вам понравится эта интересная и познавательная статья!

Статья «Траектории образования»

Blog post image

Конец ХХ века и начало нового характерны тем, что на карте мира появилось десяток постсоветских государств ворвавшихся в несколько сбалансированную мировую экономику и ускорившие процессы глобализации. Финансовая глобализация, как и информационная, уже прочно вошли в нашу жизнь. Мировая банковская сеть и электронные деньги дошли до всех дальних точек и никого не удивляют. Точно также как TV и интернет ежедневно держат нас в курсе, будь то военные события на Ближнем Востоке, природные катаклизмы в Европе и Юго-Восточной Азии или спортивные события в реальном времени - эта глобализация тоже нас не удивляет. Быстро привыкая, готовы ли мы жить в этом мире. Движение к информационному веку требует и иные подходы к организации образования.

Эксперты ПРООН в глобальном отчете о человеческом развитии за 2004 год пришли к выводу, что содержание образования в Казахстане нуждается в серьезном реформировании. Эксперты считают, что государственная политика в области образования разрабатывается без учета мнения и интересов как учащихся и студентов, так и их родителей и потенциальных работодателей. Тревогу вызывает и финансирование образования. В то время как в казну поступают сверхприбыли от продажи минеральных ресурсов, общие расходы государства на обучение своих граждан на всех уровнях резко сокращаются. Если в 1995 году расходы составляли 4,5 % от ВВП, то в 2003 году - 3,1 %. В то же время, по международным стандартам, для нормального развития образования эта цифра должна быть 6-7 % (в советском 1990 году она равнялась 8,2 % от ВВП).

По данным ЮНЕСКО финансирование образования (без науки!) менее 7 % от общего объема расходной части бюджета государства ведет к деградации общества. Следовательно, все мы деградируем как минимум полтора десятилетия.

Сегодняшние «образованные слои» ограничиваются деликатными выражениями несогласия с происходящим разложением и разрушением образования, науки и культу­ры. Сдача позиций в образовании, науке и культуре несмываемым пятном ложится на душу каждого мыслящего, понимающего, но молчаливого соглядатая нового этапа снижения интеллектуального и культурного уровня казахстанского народа, успешно достигаемого посредством «топорного реформирования».

Фундаментальное образование советской системы было выдающимся, признанным лучшим в мире. А наша казахстанская средняя и высшая школа все ищет «свои» пути в образовании, которые постоянно заводят в тупик. Совершенно не понятно, какой может быть свой путь в физике, математике, химии, механике? Начиная обучение с 5-летнего возраста в дважды «нулевых» или подготовительных классах систему (без ажиотажа) можно подвести под европейскую: к 17-ти годам - 12 классов! Это будет хорошей основой для высшего образования, но не достаточной.

Реформирование системы образования происходит постоянно с конца 50-х годов прошлого столетия. Это официально объяснялось необходимостью преодолеть консерватизм образовательной системы, дать большую творческую инициативу учителям и школьным коллективам, приблизить образование к жизни и т.д. Но нельзя привести ни одного убедительного примера, когда реформы этого периода привели бы к заметному повышению уровня образования в той или иной части образовательной системы.

Еще с середины 70-х годов достойные в научно-образовательном и методическом отношении учебники постепенно стали вытесняться новыми, далеко не лучшими. Замена учебников продолжается посредством официально организуемых конкурсов, а учебник, занявший первое или второе место, по праву вытеснял лучший, но «старый». Замена учебников осуществлялась якобы во имя повышения теоретического уровня образования, при этом полностью игнорировалось мнение специалистов (академик Л. Понтягин назвал школьную реформу «огромной диверсией», а академик А. Логунов указывал на вредоносность новых учебников). Этот косметический этап модернизации завершился заметным снижением уровня знании в средней школе.

Другой этап, уже после перестроечный, взял за основу внедрение инноваций, т.е. постоянное принудительное обновление системы образования. Но всякое плодотворное образование определяется задачей формирования личности, воспринявшей фундаментальные знания и возросшей в русле национальной культуры и ее лучших традиций. Нацеленность образования на непременное обновление (особенно в отношении содержания) означает не только непрерывную смену установок, неоправданные и не нужные эксперименты и нововведения, но и отсечение от традиций, от национального просвещения.

Стратегическим направлением явились идеи свободы и плюрализма в образовании. На первых порах в школах они внедрялись под вывеской «творческого подхода» или «нового педагогического опыта». Однако опыт этот был индивидуальным, годным только для одного педагога. Материально, тем более информационными технологиями, все это не было подкреплено. Установки на постоянные инновации привели к практической неуправляемости системы образования, к широкому распространению педагогической не компетенции и вредных «инициатив» в педагогике.

Результатом стало дробление основополагающей системы знаний. В ущерб фундаментальным дисциплинам школу нагрузили разного рода «мозаичной» информацией: социология, эстетика, право, экология, экономика, ОБЖ, валеология и проч. Из сознания учащихся выдавливается научное мировоззрение, основы целостного восприятия.

Пока будет гигантский разрыв между качеством подготовки в городе и на селе, в казахских и русских школах создать равноценный по вузам и интересам студенческий контингент, т.е. будущую интеллигенцию и будущее страны, будет просто невозможно. Есть тысячи «классических» примеров, когда Эйнштейна исключали за неуспеваемость, Шаляпина за отсутствие слуха, Ландау - за физкультуру, Королева - за резкость и неординарность и т.п. Необходимо проводить больше интересных, глубоко продуманных, достаточно частых, поощряемых и пропагандируемых олимпиад районов, городов, областей, республиканских и международных, с обязательным стимулированием победителей всех рангов - вот на что никогда не следует жалеть денег.

Не верится, что в Правительстве не понимают: чем дешевле образование, тем более примитивным становится оно для основной массы людей. Надо только внимательно прислушаться, приглядеться и увидеть, как дети получают минимальные навыки письма и счета (особенно в аулах), преподавание социально значимых дисциплин - нашей истории, литературы, языков и вообще культуры стало более упрощенным и формальным. При низкой зарплате учителей проблема оглупления народа решится быстро, за два-три полных школьных выпуска (20-30 лет), поскольку работать в школах остаются непрофессионалы и средний культурный уровень учительства снижается быстрее, чем средний культурный уровень населения. Прием 2004 года показал, что ожидать через несколько лет профессионального учительства не следует, т.к. 40 баллов, а именно, в основном, со столькими были набраны «новые» педагогические университеты, является показателем ниже уровня допустимой планки образования и культуры будущих педагогов.

Нельзя забывать, что задачу образованию ставит государство и исключительно через образование возможна неразрывная и надежная связь народа и государства. Управление образованием невозможно, если нет четко сформулированных осознанных целей и не выстроены приоритеты. Эта структура сама по себе, без постоянной и сильной поддержки государства, попросту деградирует.

Совсем недавно на международных, всесоюзных, республиканских, химических, физических и особенно математических конкурсах знаний казахстанские ученики сотнями занимали призовые места. Теперь этого нет, т.к. казахстанское образование реформируют под западный образец.

Между тем, США никогда не нужно было хорошее образование: дешевле выманивать хороших специалистов из других стран. Вот почему в США могут позволить себе учебное время, затрачиваемое на изучение кулинарии, вождения автомобиля, творчества Мика Джагера приравнивать ко времени, отводимому на изучение математики, физики, биологии, химии и т.д.

Наши дети знают, что они идут в школу учиться, пусть плохо, но учиться. Главным и престижным занятием в американской школе, где вся жизнь вращается вокруг футбольной команды и ее звезд, является спорт. Поэтому неудивителен установленный факт, что среди 20 развитых стран мира американские школьники занимают 19 место по знанию естественных наук и 10 по математике. Еще одним доказательством слабой академической подготовки, которую дети получают в школах США, служит то, что американская программа не предусматривает глубокого изучения базовых предметов. С одной стороны, школа предлагает широкий набор разных, довольно специфических спецкурсов, типа фотографии, компьютерного дизайна, но при этом имеет очень сокращенные программы по математике, языку, естественным предметам; так называемый курс «наука» включает в себя все естественные дисциплины одновременно: химию, биологию, начальную физику, географию. Как правило, многие штаты имеют школьные требования, которые содержат обязательное количество часов, полагающиеся на изучение каждого предмета, но при этом не имеют требований к содержанию предметов, а это однозначно сказывается на качестве знаний.

Ликвидируя качественное образование, мы попросту готовим людей, которые окажутся не в состоянии адекватно оценивать происходящее в стране и мире, без колебаний примут чуждые ценности, согласятся на потерю суверенитета. При образованном, грамотном населении переход страны в подчиненное состояние требует прикладывания очень больших усилий и траты больших средств.

Сегодня образование такое, какие мы есть. Среднее образование - очень среднее. При оценке образования спутали все - и симптомы болезни, и диагноз, а путать это нельзя. Свою «лепту» вносит и средства массовой информации, особенно ТВ. Молодежь впитывает эту одностороннюю информацию некритично, она этими зарядами настолько отравлена, что не может противостоять, у нее нет собственных зрелых суждений, умения самостоятельно сопоставить и оценивать факты. Эта однобокая информация, полная передержек, подмен, прямой клеветы и лжи, становится «новой идеологией».

Необходимо приостановить внедрение разрушительных «инноваций» и проведение надуманных экспериментов в средней и высшей школах. В течение ряда лет руководителей занимали экономические и административно-политические функции, в то же время они устранились от содержания и научно-образовательного уровня средней (да и высшей) школы. Целесообразно создать ВиСШ при МОН РК, где с привлечением ученых АН РК и ведущих ученых вузов и педагогов страны, рассмотреть современное состояние школьного образования, проанализировать "перестроечные" документы в области образования и гласно признать ошибочность ряда заявленных принципов, положенных в основание проводимых реформ, принять за основу богатейший потенциал отечественного просвещения и самобытной культуры и принципы фундаментальности, научности и единства образовательных и воспитательных целей школы. Реформы высшей школы не будут иметь успеха пока среднюю школу не «подтянуть» к вузу. Сто лет назад великий ученый Д.И.Менделеев утверждал, что «главную цель образования должно видеть в высшем образовании, и все лица, прошедшие среднее образование, должны удовлетворять норме подготовки, которое принимается во внимание при составлении программ высших учебных заведений».

Сегодня в вузах многопредметность привела к реальному ослаблению профилирующих дисциплин, на изучение которых отводится совершенно недостаточно времени. Снижение уровня знаний поступающих в вузы не компенсируется никакими дополнительными «транзисторными» курсами или этапами. Реет неподготовленных к сдаче экзаменов и зачетов неуклонно приводит к общему снижению требовательности и дальнейшему падению уровня знаний выпускников.

Основная функция и цель образования - подготовка молодых людей к полноценному существованию в жизни, а для этого внутри сложнейшего процесса обучения надо от формирования знания умения, навыков переходить к формированию способностей к принятию и реализации решений любых типах сред - жизнедеятельностной, социальной, экономической, культурной, духовной и т.д.

Сегодня деньги, вкладываемые государством в виде грантов и кредитов в подготовку специалистов никогда не принесут прибыль и никогда не вернутся. Для «возврата» этих замороженных денег государство должно создать механизм «продажи» по реальной, а не той, что определили чиновники от бюджета, стоимости специалиста. За разработку механизма распределения и прибытия клонированных специалистов свидетельствует и такой факт: из 14400 подготовленных учителей 2003 году только около 6800 прибыло в школы, в том числе всего около 4800 с высшим образованием. Стоило ли организовывать еще пять педагогических университетов и увеличивать прием? Может, следовало бы эти средства предусмотреть для других целей, например, для повышения качества обучения путем внедрения информационных технологий. По данным на январь 2004 года каждый четвертый учитель средней школы Астаны не имеет высшего образования (24,6%).

Излишняя коммерциализация образования привела к тому, что практически невозможно отчислить студента за неуспеваемость, если он учится на коммерческой основе. Вывод - получаем поколение бездарей с дипломами.

Так, что же делать? Наш традиционный и вечный вопрос. Нам думается, нужны конкретные шаги. Путь к экономическому развитию, промышленному и аграрному успеху является длинным и трудным. Прежде чем страна сможет существовать, как международно-признанное целое потребуется совершить большое количество шагов и выполнить ряд условий. Но они всегда основываются на образовании, адаптации традиций, семейном и личном поведении, ценностях. Не все страны имеют интеллектуальную комплексную и социальную среду, которая была бы благоприятной для экономического расцвета и для создания так называемого среднего класса. В долгосрочном плане жизнеспособную основу в виде среднего класса можно и нужно создать за счет образования, обучения и широких процессов адаптации к создаваемому обществу индивидов. Задачей вузов является подготовка специалистов для создания и развития экономических агентов - предпринимателей и предприятий.

источник статьи

0
353
0