Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
11
18:46, 05 августа 2016

Враг Турции — наш враг?

Школы и политика - две вещи несовместные

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в ходе визита в Анкару пообещал президенту Турции Реджепу Тайипу Эрдогану "проверить" казахско-турецкие лицеи по на предмет связи с живущим в США исламским общественным деятелем Фетхуллахем Гюленом, которого Эрдоган  подозревает в попытке военного переворота. Признаюсь, от этого известия повеяло на меня чем-то безысходно сталинским и беспредельным, хотя ветер в этот раз задул совсем с другой стороны.  Эрдоган передал Назарбаеву списки неблагонадежных школ и педагогов, где на первом месте оказались казахско-турецкие лицеи.

"Мы договорились о том, что все эти школы проверим. Если их связь будет доказана, мы заменим учителей," пообещал президент Казахстана своему турецкому коллеге. Как это понимать? Разве у Казахстана нет собственных государственных стандартов образования, неподвластных сиюминутной политической конъюнктуре? Если Эрдоган в болезненном страхе потерять власть - классический диктаторский синдром - разрушает образование в своей стране и в одночасье выбросил с работы несколько десятков тысяч учителей, якобы заговорщиков, то Казахстaн-то тут при чем? Зачем обещать увольнять педагогов, зачем уничтожать образовательные ценности в Казахстане, основу будущего научного потенциала страны?  Да, мы и турки любим друг друга как братья, но любовь какая-то уж больно заразная получается. Если чистки в Турции перебросятся в Казахстан, то прежде всего пострадает подрастающее поколение, которое может лишиться квалифицированных преподавателей и  возможности развернуть свой творческий потенциал. Будущее любой страны зависит от уровня образования и науки.

Враг Турции - наш враг!

Слова президента Казахстана Нурсултана Назаpбаева: "Мы не поддержим никого, кто угрожает Турции" взорвали турецкие социальные сети, турки с восторгом цитируют Назарбаева, как послушного младшего брата, но немного по-другому, чем казахстанские СМИ, как будто Турция приобрела нового союзника в бое против своих врагов: N.Nazarbaev: "Türkiye'ye düşman olan bize de düşman" dedi. Türkiye'ye düşman Türk Dünyasına da düşman! Это можно вольно перевести как "Кто является врагом Турции, тот и наш враг!" Хорошо бы проверить, против кого  собираются поставить команду Казахстана. В числе врагов Турции кроме Гюлена совсем недавно была Россия, после перемирия ее место заняли США. Не слабо.

А не является ли врагом Турции сам Эрдоган, который после неуспешного переворота хочет повернуть вспять историю Турции и искоренить наследие Ататюрка? Но это не нам, а туркам разбираться. Я уверена, что они вернуться на свой истинный путь и не сведут с него Казахстан, который уже не один раз пережил кровопускания - немилосердные чистки в рядах образованной элиты нации.

Казахское образование в советское время - история политических чисток

Советская власть практически всё высшее образование и значительную часть начального и среднего образования Казахской ССР  русифицировала, из-за чего сильно пострадал процесс передачи от поколения к поколению народных традиций, культуры и ценностей. Когда Казахстан был в составе СССР и казахи были частью «новой исторической общности» – советского народа, русский язык и культура были более престижными, потому что давали больше возможностей найти свое место в жизни. Абсолютное большинство казахских детей в городах училось на русском языке (я помню во вторoм классе на улице жара под сорок а мы писали сочинение Зимний лес по картине Ивана Ивановича Шишкина). Сама принадлежу к поколению городских казахов, почти половина которых не знали родного языка и говорили только по-русски, в Алма-Ате была единственная казахская школа номер 12. Когда об этом рассказывала друзьям-туркам, они не верили, что казахский осваиваю во взрослом возрасте и советовали: "А зачем казахский изучать, давай сразу учи турецкий, и информации на турецком гораздо больше, чем на казахском!"

Образование принадлежит не политикам, а будущим поколениям

После приобретения независимости и реформы образования возродился не только казахский язык, но и народная культура, наука и народная гордость, снова формируется казахская национальная идентичность, которая невозможна без настоящего глубокого образования и приобщения к более широким пластам мировой культуры, в том числе мусульманской и тюркской. Большую роль в новом национальном возрождении играют именно казахско-турецкие лицеи. Cнижать  уровень образования политическими чистками в угоду жестокому,  подозрительным и злопамятному правителю Турции, который боится не только военных, но и педагогов - значит резать сук, на котором сидим мы и грядущие поколения. Образование не имеет ничего общего с политическими играми и борьбой за власть и как таковое неприкосновенно, потому что принадлежит не нам, а будущему нашего народа.

Время империй кончилось

Четверть века от обретения независимости -  достаточный срок для того, чтобы избавиться  от комплекса неполноценности и не кланяться диктаторам, как вассалы при дворе царя или султана. Китайцы часто повторяют, что в международных отношениях того, кто все время кланяется, не особенно уважают. Даже если у него - море нефти. У правителя должна оставаться прямая спина и чувство суверенности не только дома, но и за рубежом.

11