Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 772 постов41 подписчиков
Всяко-разно
1
06:51, 30 июля 2016

Как вернуть купленный товар продавцу. Советы юриста.

Blog post image

Погоня покупателей за дешевыми вещами привела к тому, что продавцы в желании снизить цену, стараются уклониться от уплаты налогов либо продавать откровенно некачественный товар, приобретенный по бросовым ценам. Тем самым, создан некий «замкнутый и порочный круг», где каждый преследует свои цели и желание получить максимальную выгоду с минимальными потерями.

Как обезопасить покупателя и продавца от взаимных претензий.

За ответами я обратился к адвокату Алматинской городской коллегии адвокатов Жумагалиеву Кайсару Айдаровичу по совместительству председателю Лиги ювелиров Казахстана.

Федор: здравствуйте Кайсар Айдарович. Как вы уже поняли, тема нашего разговора это защита прав потребителей. Вам, как юристу и в то же время представителю ювелиров, эта тема более понятна. Можете ли вы рассказать нашим читателям, как обезопасить себя при покупке вещей?

Кайсар Айдарович: здравствуйте Федор. Тема, которые вы затронули действительно интересна, мы все, в повседневной жизни что-то продаем и что-то покупаем. И одним из законов, которым регулируются эти взаимоотношения, является Закон Республики Казахстан «О защите прав потребителей».

Ф.: Можно начать с главного вопроса? Если тебе не дали фискальный чек, теряю ли я право на возврат товара?

К.А.: обязанность продавца выдать вам фискальный чек либо иной документ, к примеру, приходный ордер, подтверждающий факт получения от вас денег за товар. Если, по каким-то причинам, у вас нет такого документа, вы можете доказать факт покупки свидетельскими показаниями, фото-видео фиксацией и любыми другими доказательствами, подтверждающими факт покупки. Но, конечно же, лучше иметь чек или иной документ, с подписью, печатью продавца, что снимет в дальнейшем все вопросы.

Ф.: а вот, что делать в случае, когда я в супермаркете увидел цену, которая меня устраивает, подошел к кассе, а мне говорят: «Извините, этот товар стоит дороже, мы не успели ценник поменять». Как поступить в таком случае?

К.А.: согласно Закона «О защите прав потребителей» продавец обязан вам продать товар по цене, указанной на ярлыке, если он с ним выставлен на витрине. Поэтому, вы будете абсолютно правы, если потребуете продать товар по указанной на ярлыке цене. Продавец обязан будет продать вам товар именно по этой цене.

Ф.: хорошо, тогда такой вопрос. Во всех супермаркетах, бутиках запрещено производить фотографирование и съемку на видео. Как я докажу, что именно этот товар по указанной цене находился на витрине? Пока я буду спорить, они попросту поменяют ярлыки на товаре, а на моем, скажут, что я сам исправил или переклеил?

К.А.: статья 24 Закона гласит: продавцу запрещается ограничивать права потребителя в отношении фото и видеофиксации. Смело фотографируйте и ничего не бойтесь. Закон на вашей стороне.

Ф.: в каких случаях, я имею право вернуть товар и получить деньги?

К.А.: здесь нужно четкое понимание для покупателя и продавца.

Возврат денег осуществляется в двух случаях. Первый: если продавец не смог обменять товар на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки, комплектации и тому подобное. К примеру, если вы купили туфли одного размера, дома примерили, а они оказались вам маленькие или большие. Вы возвращаетесь в магазин и продавец может вам заменить его на подходящий. И только в случае отсутствия нужного размера, продавец возвращает вам деньги.

Второй, когда товар оказался ненадлежащего качества, о чем вам при покупке известно не было. Здесь также вы имеете право, по своему выбору, получить деньги обратно или заменить товар на надлежащего качества, потребовать уменьшения покупной цены или устранить недостатки за счет продавца.

Ф.: всем известно, что срок возврата 14 дней, а если недостатки были выявлены после этого срока, к примеру, через месяц?

К.А.: есть такое понятие как гарантийный срок или срок годности. Он как, как правило, указывается изготовителем или самим продавцом. Если в течение гарантийного срока были обнаружены недостатки, и вы докажете, что они возникли до покупки товара, проще говоря, по вине продавца или изготовителя, вы имеете право на обмен товара или возврата уплаченной суммы. Можете заменить товар если у него истек срок годности.

Ф.: а если срок не указан?

К.А.: тогда в течение 2-х лет с момента передачи товара потребителю.

Ф.: хорошо, кому предъявлять претензии, если продавец и изготовитель - это разные лица?

К.А.: здесь закон дает право потребителю предъявлять претензии к продавцу или изготовителю, по-своему выбору.

Ф.: а в случае, если я уже использовал товар, к примеру, какое – то время, носил туфли, а подошва отклеилась.

К.А.: в течение 30 дней с даты покупки, вы имеете право обменять товар или потребовать возврата денег, если у товара истек срок годности, он не соответствовал техническим регламентам, выпущен с нарушением прав интеллектуальной собственности независимо от его употребления, сохранения товарного вида, потребительских свойств, наличия пломб или ярлыков.

Ф.: тогда требование продавцов сохранять ярлыки и пломбы неправомерно?

К.А.: только в случаях, о которых я сказал выше. Если вы требуете обмена или возврата денег по иным причинам, вы должны возвратить товар надлежащего качества, если он не был в употреблении, сохранен его товарный вид, пломбы и ярлыки, а также при наличии документа, подтверждающего оплату.

Ф.: а какие товары не подлежат возврату?

К.А.: здесь определен исчерпывающий перечень: это лекарства, изделия медицинского назначения, чулочно-носочные изделия, животные, растения, метражный товар, в частности, ткани, меха, ковры, линолеум, клеенки и тому подобное.

Ф.: я смотрю, этот закон довольно хорошо защищает права потребителя.

К.А.: да, с учетом последних изменений, продавцы находятся довольно в жестких рамках, которые они обязаны соблюдать.

Ф.: что бы вы могли посоветовать нашим читателям?

Blog post image

К.А.: в первую очередь, хотелось бы посоветовать, покупать дорогостоящий товар в специализированных магазинах, бутиках, супермаркетах. Здесь продавцы дорожат своей репутацией. На рынках не стоит, особенно если это касается ювелирных изделий из драгоценных металлов. Как правило, проба никогда не соответствует той, что указана на ценнике. Подделку золота, драгоценных камней, с учетом нынешних технологий их изготовления, выявить очень сложно. Я лично могу поручиться за ювелиров, входящих в состав Лиги ювелиров Казахстана. Если хотите, купить действительно стоящее ювелирное изделие, которое будет передаваться по наследству или как инвестицию, обратитесь к ним, список ювелиров можете посмотреть здесь.

И еще, продавцы на рынках не обязаны иметь кассовый аппарат, какие-либо документы, подтверждающие покупку, они дают очень редко, и то если быть настойчивым. Когда выяснится, что товар некачественный, самого продавца на рынке уже может и не быть.

Ф.: спасибо вам за обстоятельное интервью.

К.А.: не за что, вам спасибо, но хочу отметить, что я привел лишь отдельные требования закона. Он довольно большой и охватывает различные аспекты защиты прав потребителей. Так, что о нем можно говорить и говорить :)

   
1
5871
0