«Мозаика» — это латинское слово, его значение расшифровывалось ранее как «произведение, посвященное музам». Техника мозаики заключается в выкладывании какого-либо сюжета или узора, кусочками стекла, камешков, эмали и т.д. разного цвета. Мозаичная техника появилась примерно в III веке до н.э в Древнем Риме. При раскопках древнего города Помпеи, были найдены мозаичные панно, невероятно красивые и мастерски выполненные.
Мозаика Помпеи отображала в сюжетах панно различные ситуации из жизни того времени, животных, рыб, портреты людей. Город Помпеи, по праву считается одним из значимых городов Древнего мира, скрывающий в себе разнообразие примеров мозаичного искусства. Полотна из мозаики, созданные в Помпеях, выполняли и эстетическую роль, и бытовую, к примеру, служили в качестве напольных покрытий.
Образ собаки в мозаике часто применялся при создании мозаичных полотен в Помпеях. Эти картины играли роль некоего талисмана, и считалось, что они сберегут владельца от несчастий и чужаков. Таким образом, мозаика не только украшала дом, но и предупреждала, что он охраняется псом.
«Бойся собаки» — так переводилась фраза «Cave Canem» на одном из таких мозаичных полотен, и теперь стала общим названием для обозначения похожих сюжетов. Большинство собак изображены в черно-белых цветах, а изображение пса, охраняющего дом, состоит из квадратиков черного цвета на белом фоне.
Образ пса, существующий в древних мифах, где Цербер охраняет врата в мир потусторонний, несомненно, повлиял на создание мозаичных картин.
Собаки, изображаемые в мозаичных сюжетах не одинаковы: есть и большие и маленькие, реалистично изображенные и схематично набросанные. Злые псы чаще распространены на сюжетах, но есть мозаики, на которых животное спокойно спит. Изображая собаку на входе, жители Помпеи рассчитывали уберечь себя от бед, вот только, в итоге, мозаика не выполнила своего предназначения.
«Помпейский кот» признан не менее значимой картиной из мозаики. На ней мы видим изображение животного из кошачьего семейства. Кто-то видит кота, кто-то считает, что мастер изобразил леопарда. Особый пятнистый окрас животного выполнен очень реалистично, и позволяет узнать на картине хищника с когтями на лапах.
Оскаленную пасть животного не стоит рассматривать как агрессию, животное, скорее всего, собирается прыгнуть вслед за игрушкой.
На картине «Помпейский кот» прекрасно выражена одна из техник римских мозаик – контур изображения подчеркивается и разноцветными квадратиками, и уложенными в линию частицами фона. Мозаика замечательно подчёркивает объем туловища кота, реализм картины подчеркивается тенью, отбрасываемой лапками кота.
Некоторые из наиболее уникальных мозаик Помпей находятся сейчас на хранении в Неаполе – в Национальном Археологическом Музее.
Но и в Помпеях также можно посмотреть на восхитительные изображения, выложенные из разноцветных камешков.
Такие композиции удивляют тщательной подборкой по цвету и величине частиц мозаики, есть даже частицы размером в несколько миллиметров.
Не менее популярно мозаичное полотно под названием «Битва при Иссе из Дома Фавна». Популярным эту мозаику сделало присутствие на ней образа Александра Македонского, и ярко выраженный драматизм, ощущаемый через века.
Мозаика «Академия Платона», находящаяся в одной из комнат дома Помпеи, как считается показывает нескольких философов периода классицизма. Картина выполнена довольно условными штрихами, и сдержанна в передаче нюансов. По композиции можно судить, что мозаика выложена по картине греческой школы.
Правда, ко времени создания картины, в Помпее царствовал другой стиль и картину художники дополнили превосходной рамой с изображением фруктов, листьев, ленточек, дополнив ее масками с гримасами. Они не повторяются в выражении, и будто изображают насмешку над важностью самого сюжета. Изготовлено панно из мраморных кубиков, со смальтовым добавлением.
Сюжеты помпейской мозаики включали в себя мифологических персонажей, и изображали различные сценки. Порой, трудно различить, где реальность, а где миф.
Жители Помпеи придавали важное значение Фортуне. Изображение на мозаике черепа, весов, мер, колеса, двух миров, двух платьев – означало, примерно следующее: «От сумы не зарекайся».
Животные, рыбы, птицы также часто служили сюжетами для изображения их в мозаичных картинах. Животный мир изображался мастерами в своей естественной среде, играющих между собой, и т.д.
Морские глубины представлены на мозаике «Рыбы», «Морские гады» и «Морское дно». Обитатели моря выложены на картине с удивительной натуральностью и легко узнаваемы. Художник передал и мельчайшие детали – чешуйки рыб, присоски на щупальцах и т.д.
Дома внутри часто украшались узорами в виде растений и мозаичными геометрическими фигурами, выполненные в монохромном отображении. Но встречались и композиции в цвете (как уже упомянутая «Битва при Иссе»).
Происхождение римской мозаики не заканчивается лишь на художественных панно, обнаруженных в Помпее. Но именно погибший город и дает представлении о размахе, с которым мозаика применялась во внешнем и внутреннем убранстве домов и помещений.
Погибнув, Помпея послужила памятником самой себе и той цивилизации, которая уделяла большое внимание в деле эстетики в своей повседневной жизни.
Источник: Мозаика Помпеи