Yvision.kz
kk
Popcorn
Popcorn
Popcorn
3 932 постов66 подписчиков
Это проект о хорошем, качественном кино
9
08:23, 23 июля 2016

Лукавая серьезность. О фильмах Даррена Аронофски.

Blog post image

Даррен Аронофски – американский кинорежиссер, сценарист и продюсер, снявший 6 полнометражных работ и получивший ряд наград, включая «Золотого льва» за фильм «Рестлер».

Итак, есть неписанное правило применимое к особам, которые только начали немного погружаться в волшебный мир кино, что фильмы Аронофски, как и его имя неподсудны ни в коем случае. Благодаря первым двум фильмам «Пи» и «Реквием по мечте» режиссер приобрел странный статус среди зрителей, в качестве чуть ли не главной надежды американского кино начала XXI века с которым может соперничать лишь Кристофер Нолан, режиссер с еще более сомнительными достижениями в киноискусстве.

Отличительными особенностями его фильмов является непреодолимая серьезность и спорные философские мотивы, которые представляют собой несложные конструкции, присущие современной массовой культуре.

Из положительных сторон, это конечно же отличная операторская работа и способность рационально использовать доступные финансы, что на выходе получаются визуально талантливые, но в совокупности спорные творения.

 

Blog post image

«Пи» (Pi), 1997 г.

Blog post image

Краткое описание: молодой математик Макс Коэн верит, что сможет найти универсальный подход для точного прогнозирования курсов акций на бирже. У него есть друг и наставник – учитель математики, который боится, что Макс не выдержит нагрузки, придуманной им самим теории. Головные боли, фобии и приближающаяся разгадка способны на многое. Максу по силам понять не только сущность и будущее биржи, но и всего мироздания.

Снятый за смешные деньги (60 тыс. долларов) фильм, стал своеобразной сенсацией. Картина удостоилась премии на фестивале независимого кино «Санденс» и довольно успешно прошла в прокате. «Пи» является несомненно талантливой работой и уровень операторского мастерства чертовски захватывает, усиливает ощущение классно подобранная электронная музыка. А вот с точки зрения сюжета все неоднозначно совершенно. Фильм разваливается сам собой и использование недосказанности на фоне последовательности Фибоначчи, закона Архимеда и иудейских преданий, чтобы заполнить логические дыры, не помогает совершенно. Данную работу не стоит оценивать с точки зрения причин и следствий, достаточно понимать начальные условия: это микробюджет и способность создателей с помощью визуальных и звуковых ухищрений добиться завораживающего действия без намека на продуманность и элементарную техническую адекватность.

 

Blog post image

«Реквием по мечте» (Requiem for a Dream), 2000 г.

Blog post image

 

Краткое описание: четыре героя. Гарольд, его девушка Мэрион, друг Тайрон и одинокая мать Гарольда Сара. Все они грезят мечтами, кто-то по богатству, кто-то по участию в телепередаче, а кто-то хочет стать дизайнером, но есть проблемы — это наркотики. Троица молодых друзей принимает героин, а возрастная Сара злоупотребляет таблетками от похудения.

Экранизация одноименного нечитабельного романа американского писателя Хьюберта Селби (я лично смог закончить книгу с нескольких попыток). История зависимости, зависимости общества потребления. Погоня за мечтой и гиперболизированное чувство юмора злого рока. Эксперименты с картинкой, проводимые в дебютном фильме отточены до высочайшего уровня. Монтаж привычный для музыкальных клипов в «Реквием по мечте» использован в полной мере. Кадры со скоростью пули сменяют друг друга, музыкальный ряд (порой надоедающий) подчеркивает происходящее.

Проблема сюжетной составляющей заключается в том, что зритель понимает о дальнейшем развитии повествования на два шага вперед. История падения на самое дно будет продолжаться до самого конца. Никакой загадки или интриги. Приходится смотреть как лучезарные летние кадры сменяет прохладная осень и леденящая зима. Каждый из героев наркоман, пускай одни привязаны к улице, а другие к телевизору. Близкие друзья в начале и далекие никому не нужные в конце. Фильм является даже не драмой, а некоторым фильмом ужасов, ведь надежды в «Реквиеме по мечте» нет и в помине.

 

Blog post image

"Фонтан" (The Fountain), 2006 г.

Blog post image

Краткое описание: три эпохи длиной в тысячу лет. Хью Джекман и Рэйчел Вайс играют влюбленных Томаса и Изабель.

В XVI веке конкистадор, отправленный королевой Испании в Новый свет ищет Древо жизни, которое тщательно скрывают жрецы племени майя, в наше время врач ищет лекарство от рака для своей умирающей жены, а в XXVI веке лысый Томас летит в прозрачном шаре к умирающей звезде в сопровождении засыхающего дерева.

Самый многострадальный проект Даррена Аронофски. Постоянное сокращение бюджета, уход Брэда Питта и еще куча проблем привели к слабой маркетинговой кампании и провалу в коммерческом плане. Для многих режиссеров наступает этап, когда появляется потребность в фильме о вечности, если некоторые способны снять подобные фильмы на раннем этапе, то другим требуется гораздо больше времени. В случае Аронофски чувствуется поспешность его выбора. Рывок к звездам оказался тернист и пока непосилен. Фильм тяжеловесен, складывается ощущение, что режиссер бросил все силы на визуализацию, совсем забыл про актерскую игру (Джекман постоянно ревет, Вайс постоянно думает о высших материях) и переборщил с серьезностью, учитывая довольно банальный посыл о необходимости жить сегодняшним днем и не искать вечной жизни.

Эстетически фильм превосходен. В целях экономии средств на спецэффектах, использовалась макросъемка химических реакций, благодаря чему получились завораживающие кадры бесконечного космоса. Музыкальный ряд приятно ласкает уши и если рассматривать фильм как набор ассоциаций, то смотрится он отлично, но этого недостаточно, чтобы получился настоящий шедевр.

 

Blog post image

"Рестлер" (The Wrestler), 2008 г.

Blog post image

Краткое описание: Рэнди Робинсон по прозвищу «Баран» – звезда рестлинга 80-х переживает трудные времена. Когда-то на ринге он получил инфаркт, и был вынужден бросить спорт, так как любой выход может закончится смертью. Другую жизнь начать у Рэнди не получается, наладить отношения с дочерью он не может, осталось лишь одно, выйти снова ринг, несмотря ни на что.

После неудачного опыта с «Фонтаном» Аронофски приземлился и снял самый сбалансированный свой фильм. Историю «Рокки» переплюнут возможно не удастся никому, но посмотреть на нее немного в другом ракурсе все-таки можно.

Смотря Рестлера складывается ощущение, что фильм поставлен режиссером в годах. Поиски утраченного времени присущи взрослому поколению. Аронофски будто потерял память, ведь совершенно не чувствуется опыта, приобретенного им в съемках предыдущих лент, видимо для этих целей был заменен оператор (единственный раз, когда снимал не Мэттью Либатик). Простая маленькая трагедия «большого» человека, для которого почти все закончилось. «Рестлер» - это возрождение харизматичного Микки Рурка, которому потребовалось угробить свою карьеру подобно Рэнди и брать свою жизнь в кулак, чтобы доказать в том числе себе, что ты еще чего-то стоишь. А так, постановка картины исключительно западная: одноэтажная Америка, рестлинг, какие-то отношения со стриптизершей и сила духа человека упавшего на дно. «Рестлер» фильм приятный, но не честный, он заставляет жалеть героя Рурка и нужно признать у него это получилось. Возможно за это он и получил «Золотого льва», а быть может другие конкурсные работы были совсем слабыми.

 

Blog post image

"Черный лебедь" (Black Swan), 2010 г.

Blog post image

Краткое описание: нью-йоркская балетная труппа запланировала новую постановку балета «Лебединое озеро». На главную роль претендует несколько балерин, в том числе Нина (Натали Портман). У хореографа Тома (Винсан Кассель) имеется скептическое мнение о Нине, что она подходит на роль белого лебедя, но ей не плечу роль более раскованного черного лебедя. Нина делает все возможное, чтобы стать лучшим кандидатом, хореограф доводит ее сводит с ума своими требованиями, а также другая молодая балерина Лили (Мила Кунис) навязывается в подруги и потенциально может отобрать роль у Нины.

«Черный лебедь» это собирательный образ всех предыдущих работ режиссера. Здесь есть сумасшествие «Пи» и «Реквиема по мечте», красивая музыка «Фонтана», история взлетов и падений «Рестлера». Критики и зрители в целом благосклонно приняли фильм и в один голос твердили, что это кино не о балете, это кино о демонах внутри человека.

Но все же, в первую очередь, это фильм о балете, так как банальности о расслоении личности на фоне желания достижения высот, можно увидеть и в других фильмах, оригинальность ленты заключается именно в титаническом труде Натали Портман, в ее попытках укротить столь специфическую роль. Если бы не грация балета, красота аранжировок Чайковского, которых сопровождают (по версии Аронофски) сексуальные комплексы балерин, то борьба белого и черного лебедя внутри Нины превратилась бы в очередные «Игры разума» или любую другую историю с шизофренией.

 

Blog post image

"Ной" (Noah), 2014 г.

Blog post image

Краткое описание: неканоническая экранизация библейской легенды. Ноя – праведного главу семейства начали посещать видения о конце света. Понимание о неминуемом пугает Ноя и он решается построить ковчег, чтобы спасти свою семью и животных от вымирания.

После коммерческого успеха «Черного лебедя» Аронофски получает внушительный бюджет для захода к теме вечности с другой стороны и снимает самый противоречивый свой фильм, который в основном прохладно приняли критики и зрители.

Сотворить качественно библейскую историю, дело крайне рискованное. Предания, которые многие хотя бы в общих чертах слышали с самого детства требуют особого подхода и серьезных амбиций. Режиссер уважительно относясь к первоисточнику, существенно его переработал, пытаясь привнести где-то долю реализма, а где-то свое видение в историю спасителя рода человеческого. На этапе маркетинга Рассел Кроу даже добился благословения «Ноя» со стороны понтифика Франциска.

Значительная часть картины напоминает больше фэнтези по мотивам легенды из Ветхого завета, нежели перенос судьбы Ноя на большой экран. В итоге фильм получился каким-то скомканным, хотя по требованиям жанра присутствовало все: злодей, насилие и чудо. На исходе картины вычерчивается очевидная истина, что режиссер подобно Ною строил сложное и масштабное строение, но не до конца понимал куда же принесет стихия его детище.

 

Даррен Аронофски – нечестный режиссер, он берет простые истины и заворачивает их в эффектную обертку.


 


 

9