Yvision.kzYvision.kz
kk
BookVision
BookVision
616 постов4 подписчика
7
03:41, 22 июля 2016

Раньше наш народ довольствовался малым. А как обстоят дела сейчас?

Но надежд на славное будущее своего народа он не терял. Эта надежда - сам народ и его культура сегодня. Она, как степь, как нетронутая степь с ее цветущими травами, с ее березовыми рощами, с ее родниками. Копни почву - где ты найдешь такую богатую и плодородную землю? Отпусти в нее семена - бурными будут всходы... И этот день настанет.

Так описывает взгляды Чокана великий казахский поэт Сабит Муканов в своей книге "Промелькнувший метеор", посвященной не менее великому ученому, историку и путешественнику Чокану Чингисовичу Валиханову. В свой народ верил и Абай, в своем девятом слове он рассуждал о своем отношении к народу: любит ли его или питает неприязнь. После, он же и отмечает, что в совершенстве узнав свой народ, он не видел впереди просвета, однако все же надеялся на чудо.

Blog post image

Я приглашаю тебя, читатель, пройтись по страницам книги, вместе с героями вздохнуть свежего степного воздуха и посмотреть на их жизнь со стороны. Она протекала своим руслом датируясь началом XIX-ого века, имела свои особенности, которыми мы в обязательном порядке проведем параллели с настоящим. Ибо прошло уже около двух веков и пора предположить: а настал ли тот день?

О книге

"Промелькнувший метеор" или в оригинале "Аққан жұлдыз" был написан в 1967-69 гг после кропотливой работы, проделанной Сабитом Мукановым, в области изучения материала о жизни Чокана Валиханова. Данные с архивов и библиотек Омска и Ленинграда (ныне Санкт-Петербург), а также собранные, непосредственно, в местах, где бывал наш главный герой, в дальнейшем должны были послужить основой для четырех томов книги. Однако роман, так и оставшись незаконченным, в итоге издался только в двух томах. В них рассказывается не только о судьбе Чокана, но и о жизни народа в целом. Многое в деталях здесь можно почерпать о традициях, культуре и о быте обычного народа в столь непростое время.

Книга заняла прочное место в списке моих любимых книг сразу по нескольким причинам. И по мере повествования я, непременно, про них упомяну.

Чокан Валиханов - как яркая звезда того времени

Blog post image

Рождение Чокана (Мухаммед-Ханафия) совпало с тем временем, когда всецелое управление перешло в руки генерала-губернатора, а образовавшимся округами властвовали старшие султаны, тем самым окончательно искоренив среди народа ханскую власть. Одним из таких округов был Кусмурун, с земель которых и начинается наша история, повествуемая в книге.

К этому времени, его отец, Чингис, внук великого казахского хана Аблая, являлся султаном сей округа и жил со своей женой Зейнеп в главной белой юрте, именуемой Ордой. Я рассказал бы больше о Чингизе, а также о их схожести с сыном в юные годы, однако это довольно емкая тема и потребовала бы отдельного повествования.

Чокан же, тем временем, рос капризным и строптивым, немаловажную роль сыграл в этом Шепе, брат Чингиза. Баловали его и родители. Тем не менее, уже с малых лет в нем прослеживалось стремление к чему-то новому, замечалось твердость в характере. Особенную роль в будущем юнца сыграло поступление в Омский кадетский корпус. Там он знакомится со своим другом, Григорием Потаниным, и в дальнейшем, вместе с ним изучает поэзию и культуру других народов. Здесь ему открывается совершенно иной мир, он с любопытством читал о путешествиях Марко Поло, познавал творчество русских писателей и поэтов. Отмечали его тягу к новым знаниям и преподаватели корпуса, среди которых особо необходимо отметить Ждана-Пушкина и Костылецкого.

Blog post image

В итоге, весной 1853 года после выпускного в кадетском корпусе, где Чокан принимал непосредственное участие, генерал губернатор Западной Сибири Гасфорт Густав Христианович принимает его в свои адъютанты. Радуется этому и Чингис, выражая уверенность, что это откроет новые возможности для сына. Одним из первых заданий от генерала губернатора было разузнать причины споров и разногласий в казахской степи, а позже и проведение столь ответственного мероприятия как ярмарка в Атбасаре, которой Гасфорт уделял особое внимание, отлюбовав ее как возможного конкурента Кяхтинской и Ямыщевской ярмарки, одних из самых больших и прибыльных того времени.

Забегая вперед, расскажу вам о том, что по завершению ярмарки в Атбасаре, где он проводит время со своим народом, под звуки кобыза, пение певцов и разного рода мероприятий, наш главный герой становится радостным за народ. Почему именно вы сможете узнать в самой книге, где его образ передан настолько четко и тонко, насколько это можно сделать. По мере прочтения можно проследить все его изменения и то, как обстоятельства влияют на его жизнь. Кстати, именно в это время он задается вопросом, указанным в начале поста. Здесь мы, с вашего позволенья, и перейдем плавно к народу.

Blog post image

После начала строительства военных укреплений на территории казахской земли, народ начал постепенно переходить к оседлому образу жизни. Некогда кочевавшие роды и племена, теперь ставили свои юрты на берегах озер и только на летний и зимний период меняли свое местоположение. Как и раньше, главным видом занятий было скотоводство. Оно же и было знаком богатства и достатка, т.е  человек с огромным табуном лошадей и отарой овец считался состоятельным и влиятельным, а не имевший и этого был вынужден заниматься хозяйственными делами или разведением скота этих же баев. Иными словами, уже в это время разница между богатыми и бедными была существенна. Если тогда индикатором являлся скот, то сейчас скорее недвижимость и земля.

Среди народа, как было уже сказано ранее, часто случались споры и разногласия. Решение подобных проблем лежало на плечах биев и старейшин или самого султана. Причиной, как правило, служила так называемая барымта, это когда один род угонял скот другого, причем безвозвратно, были и другие бытовые случаи. Нередко бывало, когда бай, на которого и поступала жалоба, отдавал часть своего скота соответствующим лицам, в итоге, как вы уже догадались, оставшись безнаказанным. От этого страдал, естественно, простой народ. Об этом указывает сам автор в своем произведении, а также доктор юридических наук, профессор и академик НАН РК С.З. Зиманов. Бывало да, но не все этим грешили. Часто мудрые аксакалы предотвращали вражду одним словом своим,  могли найти правильное решение в самой непростой ситуации. Как и тогда, как и сейчас, как и всегда, не люди, не народ плохой, а отдельные лица.

Но народ и без этого умел жить. А какие праздники они устраивали: песни, пляски, будь это шильдехана или приезд почтенного гостя. Кумыс лился рекой, отважные джигиты выходили бороться, чтобы определить победителя, с ветром же, тем временем, состязались скакуны, а домбра заставляла степь прислушиваться к ее музыке. Чтил наш народ обычаи свои и с уважением относился к старшим, да и к гостю, кстати, не меньше. Иной раз завернет  странник с пути, так даже самый бедный человек в степи готов поставить перед гостем что поесть, что попить, не жалея ничего. Гостеприимный народ и сейчас.

Blog post image

Отдельно хочу затронуть тему отношений между женщиной и мужчиной. То было время, когда брак строился довольно рано нежели сейчас. Хранительница очага, занимавшая бытовыми делами,  женщина была женственна: носила длинные платья, на все руки мастерица, при этом уважала мужа, что слов против не могла сказать, могла и с легкостью пожертвовать своими предпочтениями в пользу других, что согласитесь многого стоит. Сейчас же кто одевается вызывающе, кто по клубам до темной ночи гуляет. Не все, я этого не говорю. Я лично встречал женственных, воспитанных, и тех, кто рисует красиво, шьет, стихи сочиняет, а это, в свою очередь, заставляет верить, что ничего еще не потеряно.

Встречал я немало молодых людей, к которым и сам отношусь. Стал ли народ ближе к науке? к знаниям? Наблюдая как несколько парней стоят у остановки с сигаретами в руках и в добавок плюются на асфальт или как прогуливают студенческую жизнь на деньги своих родителей склоняешься больше к отрицательному ответу, по правде говоря. Но опять же нет. Я знаком с теми, кто еще будучи учениками в школе уже знали кем станут в будущем и постепенно шагали к этой мечте: олимпиада, грант, хороший ВУЗ. А сколько тогда их по стране...Да библиотеки пустуют, книги изредка читаются, но стоит ли винить в этом народ, если все время уходит на работу, чтобы прокормить семью, а вечер проводишь в состоянии "усталничегонехочуделать" или на знания в школе, которые, так и не понадобившись в университете, начинают забываться.

В те времена баи часто состязались с друг другом. Со словами: "Чем я хуже этого бая, который с таким размахом встретил этих гостей",- он также хлопотал над тем, чтобы и его прием был на славу. Подобные случаи часто встречаются в литературе. Ставил он затем на дастархан самые лучшие блюда, подавал гору мяса и еще дарил гостю столько голов скота, насколько позволяло его щедрость. Подобное что-то можно проследить и сейчас. Обычная схема: пара решает пожениться, родители берут огромные кредиты в банке, дабы провести хороший той и не опозориться перед ближними, и еще упаси его провести свадьбу хуже чем сосед. Народ гуляет, три года проходит, все забывается, а родители все еще выплачивают кредит. Было бы смешно, если б не так грустно.

Что касается искусства, то и сейчас есть свои Таттимбеты с виртуозной игрой на инструментах, и Амире, с великолепным голосом, и актеры, художники, и многие другие. Как я уже отмечал в одном из своих постов, мне нравится наша музыка тем, что в ней еще сохранены нотки уважения традициям и прошлому, присутствует еще смысл и приятный на слух мотив. Не так, как за океаном, где наличие крутых битов уже 85% процентов успеха. Я верю, что творчество наше со временем станет еще лучше, и надеюсь, не потеряет при этом истинного лица, своего почерка.

Blog post image

Напоследок я оставил самое важное. Раньше наш народ часто довольствовался малым: есть шанырак над головой, есть еда, чтобы покушать вечером, есть скот для кумыса, шукир, этого вполне хватало. Спасибо, что и это есть. Вон смотри у соседа конь совсем истощился, мало ему наверно осталось, а у того и вовсе овец нет. Нет, мне и этого хватит. Мало кто стремился при этом познать чужую культуру, научиться новым ремеслам или языкам, оставаясь в своей зоне комфорта. Что таить, да и мне часто уютно быть с своей зоне комфорта и не выходить из нее. Но я люблю свой народ, поэтому и хотел бы достучаться и до других. Мечтайте, творите, стремитесь, желайте, и самое главное действуйте!

У Чокана это получилось, он стал великим ученым, героем своего времени. Он изучил особенности других народов и культур, стал ближе к своему народу и хотел сделать его лучше, он путешествовал в дальние края и провел много экспедиций, он был знаком с великими людьми и черпал вдохновения у них. Произошло это благодаря знаниям и светлому уму.

Он прожил короткую жизнь (30 лет), но при этом сделал очень многое. Не зря его сравнивают со звездой на небе, которая в определенное время в причину своей короткой жизни пролетела над народом, оставив после себя яркий след, как комета, как промелькнувшая звезда.

Как ПРОМЕЛЬКНУВШИЙ МЕТЕОР.

Blog post image

p.s: А на вопрос я затрудняюсь ответить, ибо только время способно расставить все по местам и найти ответы на вопросы.

7
6206
5